Симфоническое творчество Бетховена.




Симфоническая музыка – большая и очень важная часть творческого наследия Бетховена. Он написал 9 симфоний, ряд симфонических увертюр. По сравнению со 104 симфониями Гайдна и 41 симфонией Моцарта это небольшая цифра, но симфонии Бетховена – это уже качественно другие произведения. Его симфонии стали вершиной венского симфонизма. На них большое влияние оказала оперная драматургия, которая проявилась в наличии ярких контрастов, драматических конфликтов, связях между частями. Он чувствовал особую ответственность перед жанром. По сравнению с симфониями Гайдна и Моцарта в его симфониях усложняется содержание, что влечет за собой увеличение масштабов и уменьшение количества. Начиная с Бетховена слово «симфонизм» приобретает два значения:

1. Симфонизм как жанр, музыка для симфонического оркестра.

2. Симфонизм как метод композиторского мышления, которы й заключается в непрерывном развитии, связях между частями.

 

3 симфония. «Героическая».

Симфония была написана в 1804 году. Тональность ми бемоль мажор.

Это первая вершина симфонического творчества. Жанр симфонии героико – эпический. Прообраз героя – Наполеон. Содержание симфонии составляют образы борьбы, воли, радости и торжества. Её называют симфония – драма, так как все части связаны единым содержанием.

I часть. Allegro con brio. Очень масштабное по размерам. Русский критик Серов назвал его «орлиное» allegro – его продолжительность составляет 900 тактов.

Главная партия определяет основной героический образ симфонии. Уверенная и торжественная, основанная на звуках тонического трезвучия, она занимает всего 5 тактов. В ее окончании неожиданно появляется конфликтный звук до диез, и этот конфликт получит дальнейшее развитие.

Связующая партия основана на мотиве главной, она приводит к си бемоль мажору, тональности побочной. Побочная партия состоит из трех контрастных тем, которые включаются в основной конфликт. Первая побочная - лирическая, созерцательная, основана на ниспадающих секундовых интонациях. Вторая побочная героического характера, с характерным ритмом. Здесь формируется новый образ, связанный с главной темой. В разработке вторая побочная и главная будут развиваться одновременно. Третья побочная – тоже лирическая, вносит успокоение и

завершение. Заключительная партия звучит также в ми бемоль мажоре, в ее звучании вновь слышатся интонации главной.

Разработка состоит из четырех разделов, огромная по размерам, с напряженным развитием. В I разделе вначале проводится первая побочная, затем главная в до, затем в до диез миноре в сопровождении второй побочной. II раздел – фугато на теме первой побочной подводит к главной, трагической кульминации не только разработки, но и всей первой части. В третьем, эпизодическом разделе появляется новая, печальная лирическая тема. Она проводится дважды, сначала в ми миноре, затем в ми бемоль миноре, а между ее проведениями звучит главная в до мажоре. IV раздел разработки готовит репризу. В динамической репризе развитие продолжается, хотя все темы проводятся в ми бемоль мажоре. Большая кода выполняет функцию второй разработки. Здесь подводится итог развития. Кода состоит из двух этапов развития: главная тема в сопровождении второй побочной приобретает черты танцевальности, затем появляется эпизодическая тема в фа миноре, и, наконец, несколько раз уверенно и победно проводится главная.

II часть. Траурный марш. Adagio assai. Герой погиб в борьбе за правое дело, его хоронят с почестями – таково содержание второй части. Adagio написано в до миноре, в сложной трехчастной форме с признаками сонатности. В первой части марша показаны две контрастные темы в до миноре и ми бемоль мажоре. Первая тема суровая, скорбная, с характерными для траурной музыки «ревущими » мотивами в басах, начинается скачком на чистую кварту. Вторая тема тоже маршевая, героическая, с чистой квартой вначале, но мажорный лад придает ей торжественное звучание. Обе темы, несомненно, интонационно перекликаются с песнями и маршами Французской революции. В трио появляется новая тема в до мажоре, которая проходит фугато и достигает в своем развитии героической кульминации. Варьированная динамическая реприза является последним этапом развития, где возвращаются первая и вторая темы.

III часть. Скерцо. Allegro vivace. Ми бемоль мажор. В 3 симфонии Бетховен впервые отказывается от менуэта и вводит скерцо, изменяя классический сонатно – симфонический цикл. После 4-х тактов вступления, которое напоминает неясный шорох, возникает задорная, танцевальная тема, напоминающая дуновение ветерка. Ее развитие идет этапами и приводит к яркой кульминации на фортиссимо, где тема звучит гордо и уверенно. В трио появляется новая героическая тема в до мажоре. Ее победное движение аккордами по звукам тонического трезвучия у валторн напоминает главную тему I части. Так образуются связи между частями, происходит симфоническое развитие. Реприза и кода возвращают главную тему скерцо и вместе с ней возвращается задорный радостный колорит.

IV часть. Финал. Allegro molto. Ми бемоль мажор. Финал написан в форме двойных вариаций. Победная радость и торжество основной героической идеи симфонии – это содержание финала. Первая тема появляется после вихреобразного вступления. Она звучит у низких инструментов оркестра и тут же начинается ее варьирование. Вторая тема вступает на фоне первой. Эта танцевальная тема трижды была использована Бетховеном в прежних произведениях. В дальнейшем темы будут развиваться порознь. В финале композитор находит новые приемы оркестровки, например, диалог скрипок и деревянных духовых. Развитие тем приводит к двум кульминациям финала. Первая - в соль миноре, в ритме марша. Марш закрепляет и завершает героическую линию симфонии. Тема победно звучит в верхних голосах, а в басах повторятся первая тема финала. Еще один этап развития приводит ко второй вершине финала – это тоже марш, но в медленном темпе, звучит торжественно и скорбно, напоминая тему II части.

Кода финала триумфально завершает развитие героических образов симфонии.

 

Симфония.

5 симфония была написана в 1808 году. Тональность симфонии до минор. Это любимая тональность Бетховена. Своим героическим содержанием симфония перекликается с 3 симфонией. Это тоже симфония – драма, ее жанр героико – эпический. В 5 симфонии Бетховен применяет монотематизм, метод, когда на интонациях одной темы основан целый ряд других тем. Такой главной темой в симфонии является тема вступления, «тема судьбы ». Про нее Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь ». Содержание симфонии – борьба человека со своей судьбой можно считать автобиографическим для Бетховена, ведь он всю жизнь боролся со своей судьбой и победил глухоту, стал великим композитором.

I часть. Allegro con brio. До минор. Симфония начинается вступлением, где звучит четырехзвучный мотив, «тема судьбы ». Интонации этой темы объединяют всю I часть. I часть - I действие драмы, пример единого развития.

Главная партия основана на теме вступления, активная и энергичная, она стремительно взбирается вверх. В связующей также звучат интонации вступления, она развивается секвенциями и приводит к ми бемоль мажору. Побочная в ми бемоль мажоре песенная, контрастна главной. Но контраст образный, а интонационно побочная связана с темой вступления. «Мотив судьбы» звучит не только в начале темы, но и сопровождает всю побочную.

Заключительная партия также основана на мотиве вступления.

Разработка. В разработке 2 раздела, она начинается в фа миноре. Вся она построена на развитии мотива вступления, его развитие идет с нарастающей силой и приводит к мощной кульминации.

В репризе все темы звучат в главной тональности. По – прежнему господствует мотив вступления, но внутри главной партии появляется новый лирический мотив, который жалобно звучит у гобоя. В репризе происходят фактурные и тембровые изменения. Побочная в до мажоре становится более одухотворенной и нежной, а в заключительной укрепляются ее героические черты. Кода начинается долго не смолкающим повторением мотива судьбы. Исход битвы не ясен, конфликт продолжается.

II часть. Andante con moto. Ля бемоль мажор. Написана в форме двойных вариаций, как и финал 3 симфонии. Обе темы героического характера, интонационно близки песням и маршам Французской революции. Первая тема – величественная, торжественная, с лирико – философской окраской. В ее основе - опора на звуки тонического трезвучия. Вторая тема интонационно близка первой, но в ее сопровождении появляется триольный ритм, что придает теме подвижность. В дальнейшем ее звучании меняется оркестровка, появляются медные, уплотняется фактура – все это придает теме еще более героический характер и предвосхищает героический финал. Andante завершается торжественной кодой.

III часть. Allegro. До минор. Обычно эту часть называют скерцо, хотя сам Бетховен не назвал. Скерцо написано в сложной трехчастной форме с признаками сонатности. В основе крайних частей 2 героические темы. В первой теме содержится два контрастных элемента: первый стремительно и затаенно взлетает вверх по звукам трезвучия, второй основан на нежных, лирических интонациях. Вторая тема – с «мотивом судьбы» звучит на фортиссимо. В процессе развития обе темы сближаются. Трио в до мажоре написано в форме фугато. Тема трио – танцевальная, с народным колоритом исполняется контрабасами, что вносит элемент грубоватого юмора. Содержание трио накладывает отпечаток на репризу скерцо. Здесь две темы окончательно сближаются, из них исчезает драматизм, оркестровка становится прозрачной. Кода скерцо – это переход к финалу, один из самых ярких разделов симфонии, где идет колоссальное динамическое нагнетание.

IV часть. Финал. Allegro. До мажор. Финал торжественно завершает симфонию, написан в сонатной форме. Здесь нет контрастов, все темы характеризуют высочайший героический подъем. Ликующая главная партия в характере победного марша, в аккордовой фактуре, основана на звуках тонического трезвучия. Связующая партия песенно – гимнического характера, приводит к соль мажору, к побочной. Песенная побочная с новым триольным ритмом звучит особенно ярко и празднично. Завершается экспозиция финала заключительной партией, также в соль мажоре. Разработка впечатляет своей монументальностью, она состоит из двух разделов. В первом разделе развиваются темы финала, во втором звучат отголоски тем предыдущих частей. Такой прием получил название «реминисценция», напоминание. Проведение всех тем в репризе, в до мажоре, наполнено триумфальной героикой. Кода финала является второй разработкой, состоит из двух разделов. Заключительная партия получает в репризе новое значение. Она приобретает праздничное завершающее звучание.

Единство цикла в 5 симфонии достигается монотематизмом, тематическими связями между частями и тем, что в финале объединяются темы всех частей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: