Подготовка бойца является всесторонним педагогическим процессом. Она строится и осуществляется на основе таких дидактических принципов как: воспитывающее обучение, наглядность, систематичность, сознательность, активность, постепенность, всесторонность, повторность, доступность. Все эти принципы в обучении и тренировке осуществляются параллельно и дополняют друг друга в период всего тренировочного процесса.
Что бы полнее реализовать принцип сознательности и активности в процессе подготовки бойцов, лучше понять особенности совершенствования технико-тактического мастерства, разработать наиболее выгодные способы технических действий, необходимо иметь представление о закономерностях, лежащих в основе техники ведения боя.Главная тактическая задача, которую мы стремимся реализовать, это вход в ближний бой, где в наибольшей степени проявляются сильные стороны нашей системы. Чтобы осуществить эффективный вход, действуя от обороны, надо не просто защититься, а войти в контакт с противником - "прилипнуть" таким образом, чтобы иметь возможность им управлять. Все это станет достижимо, если боец будет вовремя и правильно блокировать. Для этого ему надо получать всю необходимую информацию о противнике (реализуется через "Белку") и, что особенно важно, успевать ее обрабатывать. Для облегчения этой задачи, процесс восприятия организуется соответствующим образом. Это делается через структурирование пространства боя в зависимости от дистанции (принцип "домика"), взаиморасположения тел противников (принцип "кораблика") и понятия о секторах атаки. Поясним на примерах. Если вы стоите на дистанции, с которой вас могут достать только ногой, то нет смысла беспокоиться о руках противника. Если вышли на дистанцию ударов руками, то можно меньше думать о ногах, т.к. эффективность их применения сводится к минимуму за счет правильно выбранного положения своего тела. Атаки руками, чтобы не разбираться какой идет удар прямой, боковой, рубящий и т.д. отслеживаются по секторам, а их всего четыре. Если контролировать, как противник распределяет вес на ногах и положение его плеч, то задача качественного блокирования еще более упрощается.
|
Блок - это сложно техническое действие. Если его делать просто как подставку, не производя никакого целенаправленного воздействия на противника, то это не помешает ему продолжить свою атаку другим ударом или входом в захват. Блок должен выполняться таким образом, чтобы он выводил на контратаку ударом или броском и обеспечивал вход в ближний бой, т.е. во время блока осуществляется управление ситуацией, приведение ее к некоторому заданному положению, из которого действуют по наработанной схеме. Это позволяет обеспечить необходимую скорость и качество выполнения контратаки и входа. Сами блоки затруднительно наработать как приемы, из-за неопределенности точки начала блокирования и параметров атаки. Выгоднее осваивать принципы блокирования и управления. Лучше всего это делать через работу с бузовскими плясовыми коленцами.
Мы рассмотрели ситуацию, в которой противник, находясь на дальней дистанции, атакует первым. Разберём обратный случай, инициатива на нашей стороне. Нападая, мы сами решаем, как и когда это делать, поэтому имеем возможность использовать заранее отработанные технические действия. Атака с дистанции строиться на хорошо поставленных ударах и их комбинациях, что обеспечивает необходимую скорость и эффективность их выполнения.
|
Если противника не удалось вывести из строя ударами, производится вход в ближний бой. Осуществляется он либо за счёт использования эффекта от ударов, либо после блокирования ответных действий противника. Если, сделав вход, мы не пришли к какому-то стандартному положению, например, выходу за спину, то оказываемся в ситуации неопределенности. Сработать в которой по заранее задуманному приёму позволит только наличие физического или явного технического превосходства над противником. Иначе, скорее всего, возникнет обоюдный захват, с обоюдным падением, что чревато неприятностями, особенно в групповом бою.
Работа в ближнем бою против превосходящего по силе противника строится от ситуации, постоянно осуществляется поиск или создание своего преимущества и его использование, это может быть преимущество положения, преимущество дистанции, это должно быть преимущество подготовки и навыка получения, обработки и использования информации. Если вы вошли в ближний бой, а противник превосходит вас физически, но вы первым заметили и смогли воспользоваться тем, что у него открыт пах, то его превосходство уже не имеет значения. Если вы владеете техникой освобождения от захватов, то захват со стороны противника будет означать, что он попал в ловушку. Если вы умеете бить на короткой дистанции, а он нет - вы в преимуществе. Если вы овладели навыком выстраивания силовой конструкции, противнику будет сложно реализовать свое превосходство в массе и силе. Если научились считывать и использовать тактильную информацию, то будете опережать. Если умеете в зависимости от ситуации выстраивать последовательность атакующих действий, противнику будет трудно защититься. Такая работа в целом строится по принципам, но в нее вкрапляются действия, которые нарабатываются как коронки. Например, отдельно нарабатываются удары головой или способы воздействия на суставы. В любом бою имеют место часто встречающиеся ситуации, мало того их необходимо создавать.
|
Ближний бой для нас не является набором каких-то спонтанных действий. Если боец не знает к чему стремиться, он никуда не придет и бой может превратиться в бестолковый обмен ударами с непредсказуемым результатом. Поведение бойца должно быть осмысленным и целенаправленным, подчиненным эффективной тактике. Мы реализуем следующую тактику ведения ближнего боя, стремимся пройти за спину и из этого положения произвести бросок и добив. Проход за спину осуществляется либо уже во время входа, либо в процессе ближнего боя, т.е. мы непрерывно бьем, дергаем, толкаем и т.д. противника, таким образом, чтобы оказаться у него за спиной. Хорошо если удается вывести его из строя еще до того, как осуществлен проход за спину, но это результат выполнения тактической схемы, а не ее цель.
Пройдя за спину, мы оказываемся в стандартном положении. Его реализация нарабатывается многократно, в том числе и в упражнениях с сопротивлением, т.е. все отрабатывается до такой степени, что если уж боец оказался за спиной, то противник должен лежать.
Далее идёт добив. Он выполняется после броска из положений, которые часто повторяются. Его надо целенаправленно ставить. В реальности не всегда удаётся провести эффективный добив, позволяющий сразу вывести противника из строя. Дальнейшая работа против человека в партере, при активном его сопротивлении, будет отличаться вариативностью в защите и избранностью в атаке. Если сложится обратная ситуация, мы в партере, а противник стоит, то действия строятся по уже ранее оговоренной схеме по принципам в защите, по хорошо поставленной технике в нападении.
Если бой перешел в борьбу лёжа, то воспринимать её надо просто как захват, т.е. выполнять освобождение от захвата с выходом в стойку и добивом. Техника освобождения от захватов строится как на использовании принципов, так и на хорошо наработанных техниках, к которым можно сводить ситуацию.
Общая картина ведения боя будет выглядеть следующим образом. В работе на дальней дистанции, атака производится, с опорой на хорошо поставленную ударную технику и отработанные способы её комбинирования, это обеспечивает необходимую скорость выполнения и эффективность действий. Блокирование осуществляется по принципам с переведением ситуации к стандартному положению, из которого производится контратака и вход. Контратака и вход должны быть наработаны наилучшим образом, т.к. это опасные фазы боя. Ближний бой строится от ситуации, действия бойца подчиняются принципам эффективного ведения боя, а не идут от заученных приёмов. Ближний бой мы стремимся свести к стандартному положению, проходу за спину, из которого выполняется бросок и добив, которые необходимо соответствующим образом наработать. При работе из стойки против бойца в партере и из партера против человека в стойке, в защите мы действуем по принципам, в атаке используем поставленную технику. Бой лёжа - это разновидность ближнего боя, воспринимаемая нами как захват, работа в нём строится как по принципам, так и по наработанной технике. Там часто возникают стандартные ситуации, которые боец должен уметь использовать, с выгодой для себя.