Защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но и корреспондирующих им обязанностей соответствующих государственных органов. В данном случае регулятором должен быть закон. Основное требование, которое предъявляется к закону – это его полное соответствие Конституции РФ.
В Конституции РФ (ст.71, п.«в») указывается, что в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. А в статье 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, если это необходимо в целях защиты Конституционного строя страны, его обороны, прав и интересов других лиц и т.д.
Законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина в ряде случаев требует детализации и конкретизации в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти. Последние регламентируют компетенцию тех или иных органов управления, определяют их взаимоотношения с гражданами.
Федеральный конституционный Закон «О Правительстве Российской Федерации» (СЗ РФ 1997 №51. Ст.5712; 1998 №1. Ст.1) указывает на основные направления деятельности высшего органа исполнительной власти в сфере охраны прав и свобод человека: Правительство РФ реализует конституционные права граждан в области соцобеспечения, охрану здоровья, трудовые права, осуществляет обеспечение законности, прав и свобод граждан, общественный порядок и т.д. Кроме того, в других федеральных законах и подзаконных актах определяются обязанности органов исполнительной власти обеспечивать реализацию конституционных прав граждан.
|
Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении государством, а также на равный доступ к государственной службе провозглашено в ст. 32 Конституции РФ. Конкретизация этого права определена в Федеральном Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ 1995 №31 ст.2990) от 31 июля 1995 года, где указано на обеспечение равного доступа граждан России к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Государственный служащий обязан своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, принимать по ним решения (ст.10), строго соблюдать исполнительную дисциплину (СЗ РФ 1996 №24 ст.2868).
Конституция РФ в ст.30 закрепляет право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы. Это право конкретизировано в Федеральных законах от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (СЗ РФ 1995 №21 ст.1930; 1997 №20 ст.2231; 1998 №30 ст.3608), от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» (СЗ РФ 1996 №3 ст.148), от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (СЗ РФ 1995 № 27 ст.2503).
Общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов, они свободны в определении своей внутренней структуры, самостоятельно принимают уставы, действуют на принципе добровольности и равноправия. Органы исполнительной власти в этой связи осуществляют государственную регистрацию общественных объединений.
Эту функцию выполняют органы юстиции: Министерство юстиции РФ – в отношении общероссийских и межрегиональных объединений, управления юстиции в субъектах РФ – в отношении региональных организаций. Следует отметить, что закон не допускает отказа в регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания, устанавливает сроки и правила регистрации, предусматривает судебный порядок обжалования отказа в регистрации и т.д.
|
Право граждан РФ на проведение публичных мероприятий – собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования гарантируется ст. 31 Конституцией РФ. Это право – одна из гарантий свободы мысли, слова, выражение убеждений и мнений, что является существенным признаком демократии.
Органы исполнительной власти должны обеспечить реализацию этого права граждан, применяя различные меры, которые отражены в Указе Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» (Ведомости РФ 1992 №22 ст.1216). Любые действия властей, запрещающих те или иные мероприятия могут быть обжалованы его инициаторами в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Ведомости РФ 1993 №19 ст.685; 1995 №51 ст.4970).
В ст.ст.22, 23 и 25 Конституции РФ закреплены право каждого гражданина на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки, право на неприкосновенность жилища и т.д. Это одновременно означает закрепленную законом обязанность органов исполнительной власти осуществлять свои функции и полномочия с учетом гарантий перечисленных прав человека и гражданина. Так орган исполнительной власти не может применить административный арест (ст.32 КоАП). В административном порядке можно задержать гражданина на срок до трех часов (ст.240 КоАП), личный досмотр вещей и имущества возможны лишь в строго определенных случаях (ст.242 КоАП).
|
Статья 27 Конституции РФ гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Реализация этого права обусловливает наличие конкретных обязанностей у соответствующих органов исполнительной власти. Они предусматриваются Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости РФ 1993 №32 ст.1227). Установлены основные правила регистрации граждан, которые существенно отличаются от ранее действующей системы прописки. При этом Закон учитывает необходимость защиты прав гражданина от возможных незаконных действий административных органов по ограничению этого права. В Законе исчерпывающе определены основания, ограничивающие права граждан на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания, а также предусмотрена судебная защита этих прав и возможность обжаловать действия или бездействие государственных органов и иных лиц, нарушающих права гражданина, по административной линии.
Охране прав граждан были призваны способствовать Указы Президента РФ об основных документах удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации как на самой территории страны, так и за ее пределами (СЗ РФ 1997 №11, ст.1301; 1996 №52 ст.5914). Правительства РФ, во исполнение Указов Президента РФ утвердило целую серию документов, удостоверяющих личность гражданина, всевозможные бланки и т.д. (СЗ РФ 1997 №28 ст.3444; № 12 ст.1435).
В федеральном Законе от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» определены административно-правовые формы защиты прав граждан РФ на въезд в страну и выезд из нее (СЗ РФ 1996 №34 ст.4029; 1998 №30 ст.3606). В соответствии со ст.27 Конституции РФ, закон от 15 августа установил порядок оформления и выдачи документов для въезда и выезда из страны как гражданам России, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства. В законе содержится такой перечень оснований ограничивающий право граждан РФ на въезд и выезд из России. Вышеназванные вопросы регулируются таким Указом Президента РФ от 4 мая 1998 г. «О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации» (СЗ РФ 1998 г. №18 ст.2021), а такие постановлением Правительства РФ об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений граждан РФ в связи с ограничением их права на выезд из Российской Федерации (СЗ РФ 1997, № 12 ст. 1438).
Статья 29 Конституции РФ провозглашает право граждан передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Права граждан и обязанности органов исполнительной власти в этой сфере регламентированы Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (Ведомости РФ 1992 г. №7 ст.300). Здесь о запрещении цензуры, об обязанностях госорганов и их должностных лиц представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций и т.д. Средства массовой информации могут публиковать сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами госвласти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а эти органы и лица не имеют права утаивать такие факты (СЗ РФ 1997 №41 ст.4673).
В этой связи интересен Указ Президента РФ от 10 Января 1994 г. «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», где установлено, что деятельность государственных органов и их должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, выражающиеся в доступности для граждан информации, систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях, и, наконец, осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.
Защита прав гражданина РФ находит определенное отражение в принятых в 1998 г. Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих» (СЗ РФ 1998. №13. Ст.1475; 1998. №22. Ст. 2331).
В Законе перечислены основания освобождения от призыва на военную службу и отсрочки от призыва на военную службу, а также урегулированы вопросы прав и обязанностей военнослужащих и т. д. Защита прав военнослужащих всегда находится в центре внимания и под неослабным контролем Министерства обороны РФ.
На органы исполнительной власти возложена обязанность реализовывать государственную политику в сфере охраны безопасности личности, осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по борьбе с преступностью и другими правонарушениями. Это закреплено в положениях о «силовых» министерствах и федеральных службах.
Обязанности по обеспечению и защите прав, свобод человека и гражданина несут органы внутренних дел. Законами о милиции, о внутренних войсках, об оперативно-розыскной деятельности впервые в практике российского законодательства подробно урегулированы основания и порядок применения мер физического воздействия, специальных средств и оружия по отношению к лицам, нарушающим правопорядок и совершающим правонарушения.
В ст.1 Закона РФ «О милиции» подчеркивается, что милиция призвана защищать жизнь и здоровье, права и свободы граждан, собственность от преступных и иных противоправных посягательств. Особое внимание законодатель уделил формулированию обязанностей милиции (в ст.10 Закона «О милиции» из 24 пунктов, определяющих перечень этих обязанностей, 12 имеют непосредственное отношение к решению вопросов, прямо связанных с правами граждан). Речь идет о таких обязанностях, как выявлять и раскрывать преступления, возбуждать уголовные дела и осуществлять неотложные следственные действия, разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, оказывать помощь гражданам, пострадавших от противоправных действий и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном и ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни, принимать и регистрировать заявления, сообщения о преступлениях и иных событиях, угрожающих личной безопасности, принимать при чрезвычайных событиях меры по спасению людей и др.
Таким образом, роль органов внутренних дел, в частности милиции, заключается, прежде всего, в охране и защите прав и свобод граждан в пределах их компетенции, определенной законодательством.
В ст.11 Закона о милиции подробно изложены права милиции по отношению к гражданам, в том числе право требовать прекращения противоправных деяний, проверять документы, удостоверяющие личность, осуществлять административное задержание и т.д.
Основания и порядок вторжения правоохранительных органов исполнительной власти в личную жизнь человека (прослушивание телефонных разговоров, контроль почтовых отправлений и пр.) регламентируются Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (СЗ РФ 1995. №33. Ст. 3349; 1997. №29. Ст. 3502; 1998. №30. Ст. 3613) и «О почтовой связи» (СЗ РФ 1995. №33. Ст. 3334). Закон допускает проникновение в жилище в двух случаях: 1)
при чрезвычайных обстоятельствах (стихийных бедствиях, взрывах, обвалах, авариях и пр.) и 2)
при защите правопорядка.
В настоящее время важную роль в деле защиты прав человека играет такой орган исполнительной власти, как Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).
Для обеспечения реальной защиты прав и свобод человека и гражданина органами внутренних дел большое значение играет уровень правовой культуры работников органов внутренних дел. В механизме государственной власти органы внутренних дел призваны обеспечивать общественную безопасность и порядок, охрану прав, свобод, интересов граждан. Выполняя эти функции органы внутренних дел должны создавать условия для реализации прав личности. Все виды деятельности органов внутренних дел должны быть подчинены общей цели – охране прав граждан, укреплению правопорядка и законности.
Развитию системы юридических услуг в целях реализации прав и свобод и законных интересов граждан способствуют органы Юстиции РФ.
Министерство юстиции и его органы сотрудничают с объединениями и организациями адвокатов, стимулируя развитие правовой помощи гражданам и организациям. В соответствии с Положением 1999 г. Министерство юстиции дает в установленном порядке согласие на образование коллегий адвокатов; осуществляет контроль за соблюдением коллегиями адвокатов законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность адвокатуры; утверждает формы и устанавливает сроки представления отчетности коллегиями адвокатов в органы юстиции Российской Федерации.
Положение о Минюсте России расширяет сферу лицензионного контроля, осуществляемого Министерством юстиции, в частности, относит к компетенции Министерства вопросы аккредитации иностранных юридических фирм на территории России: выдает разрешение на открытие представительств иностранных юридических организаций на территории Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г, №642 «О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации» на Министерство юстиции РФ возложена реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.
Осуществление этого полномочия относится Положением 1999 г. к числу основных функций Минюста России. Оно подготавливает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области авторского права и смежных прав, осуществляет взаимодействие с общественными объединениями, участвует в международном сотрудничестве в указанной сфере; осуществляет правовую защиту интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения.
Формы сотрудничества с объединениями и организациями адвокатов Министерства юстиции РФ и органов юстиции определяются в основном Положением об адвокатуре РСФСР, утвержденном Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. Согласно этому Положению Министерство юстиции РФ, министерства юстиции республик, управления, отделы юстиции в краях, областях вправе в пределах своей компетенции издавать инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры и т. п. Взаимоотношения Минюста, органов юстиции на местах с учреждениями адвокатуры предполагают содействие органов юстиции в создании условий для наиболее полного использования адвокатами предоставленных им законом прав и выполнения возложенных на них обязанностей. Органы юстиции оказывают помощь президиумам коллегий в проведении мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов.
Министерство юстиции в соответствии с законом наделяется и иными полномочиями, реализуемыми в порядке осуществления общего руководства учреждениями адвокатуры. Так, предложения об образовании коллегий адвокатов направляются в Министерство юстиции РФ, которое, согласившись с этими предложениями, вносит соответствующие представления в администрацию региона (ст. 3).
Министерство юстиции РФ в определенных случаях разрабатывает и устанавливает правила оплаты труда адвокатов. Например, министром юстиции РФ 27 января 1994 г. утверждено Положение о порядке оплаты труда адвокатов за счет государства.
Своеобразны отношения Министерства юстиции РФ и его территориальных органов с нотариатом. Министерство юстиции РФ открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает поручения соответствующим органам юстиции на их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор, а также контор нотариусов, занимающихся частной практикой, устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», принятым Государственной Думой 6 октября 1995 г., полномочия Министерства юстиции и его территориальных органов расширены: они обязаны осуществлять государственный контроль за деятельностью нотариата. Органы юстиции получили право истребовать от нотариуса сведения о совершенном нотариальном действии и иные документы; утверждать (или не утверждать) решения, принимаемые нотариальными палатами.
Органы юстиции вправе теперь направлять в суд ходатайство о лишении нотариуса лицензии на право нотариальной деятельности, а также право приостанавливать деятельность нотариуса. В соответствии с Положением о Минюсте России 1999 г. Министерство юстиции не только наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации, но и осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе соблюдения правил нотариального делопроизводства; организует выдачу лицензий на осуществление нотариальной деятельности, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Особое место в функциональной деятельности органов юстиции занимает осуществление некоторых полномочий по обеспечению судебной деятельности, организации профессиональной подготовки судей и сотрудников аппарата судов с учетом постоянно обновляющегося законодательства, расширения компетенции судов, насыщения их компьютерной и электронно-вычислительной техникой.
Положение о Минюсте РФ 1999 г. возлагает на Минюст осуществление обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения актов судов. Эти функции исполняет находящаяся в ведении Минюста служба судебных приставов, организационное и методическое руководство деятельностью которой возлагается на Министерство юстиции России. На Министерство юстиции возлагается также организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы.
Министерство Юстиции РФ осуществляет ныне особые надзорные функции в отношении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. «О дополнительных функциях Министерства Юстиции Российской Федерации» (СЗ РФ 1995. №24. Ст. 2281) на Министерство Юстиции РФ возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Федерации. Цель экспертизы – выработка федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из п.«а» ч.1 ст.72 Конституции РФ, совместно с органами государственной власти субъектов РФ мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам. Министерство Юстиции в случае обнаружения несоответствия того или иного акта субъекта РФ федеральному законодательству вправе представить мотивированное заключение в орган, издавший акт, а также информировать федеральные органы исполнительной власти.
В 1997 г. Правительством РФ были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (СЗ РФ. 1997. №33. Ст. 3895). В Правилах указано, что акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, независимо от срока их действия, подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции РФ. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и обязательны к исполнению только после их государственной регистрации и официального опубликования. Это, несомненно, является определенных дополнительным механизмом защиты прав человека от неправомерных действий органов исполнительной власти.