Таким образом, изучив состав почвы нашего участка, мы пришли к выводу, что она бедна питательными элементами, а именно: в ней мало калия, азота и фосфора.
Работа по изучению состава почвы нам показалась интересной и полезной.
-18-
Гипотеза: следовательно, наша гипотеза подтвердилась, снижение урожайности на учебно-опытном участке связано с низким плодородием почвы. Плодородие почвы зависит от содержания в ней основных элементов питания растений: азота, калия и фосфора. Мы доказали это своим исследованием.
Цель и задачи, которые были поставлены выполнены. Мы узнали много интересного и полезного. Эти знания нам пригодятся в дальнейшей жизни.
Продукт нашего проекта: Буклет с рекомендациями повышения плодородия без материальных затрат. Результаты данной работы мы будем использовать для проведения бесед о состоянии почвы, а также в качестве дополнительных материалов на уроках химии и биологии.
Выводы и рекомендации:
Таким образом, в ходе проведения ряда опытов мы выяснили:
1. Такие физические свойства как структурность, минеральный состав, высокая водопроницаемость и хорошая аэрация почвы должны способствовать получению красивых цветочных культур.
2. Отрицательно на плодородие почвы влияет присутствие тяжелых металлов и вредных солей в ней, что объясняется прежде всего выбросами автотранспорта.
3. Основной проблемой почвы на учебно-опытном участке школы является недостаточное содержание органических веществ, что снижает урожайность.
-19-
Выявленные проблемы показали, что основной задачей для руководителей опытного участка является повышение содержания
органических веществ в почве и уменьшение ее кислотности. Для того чтобы в почве образовывался гумус, в нее необходимо вносить всевозможные органические остатки. Но очень часто использование органических удобрений сопряжено с большими финансовыми затратами.
|
Поэтому мы предложили методы повышения плодородия почвы на пришкольном участке без особых материальных усилий.
Во-первых, почву необходимо мульчировать остатками отмерших растений и опавшей листвой. Мульча выполняет ряд полезных функций:
- под действием аэробных микроорганизмов мульча минерализуется, и почва пополняется минеральными элементами,
- задерживает рост сорняков,
- предотвращает излишнее испарение влаги из почвы,
- благодаря мульче верхний слой почвы всегда рыхлый,
- мульчирующий слой играет роль шубы: днем почва не перегревается и не пересыхает, ночью - не переохлаждается,
- мульча уменьшает глубину промерзания почвы зимой,
- мульчипокров защищает почву от вымывания,
- мульчипокров обеспечивает питанием почвенную микрофлору и животных, которые в процессе жизнедеятельности выдыхают углекислый газ, необходимый для углеродного питания растений.
-20-
Для создания мульчипокрова можно применять: сорняки, лопухи, крапиву, скошенную траву, послеуборочные остатки, перемолотые кору и ветки деревьев.Их можно оставлять после прополки на междурядьях. Так же их можно измельчать и вносить в почву в период осенней копки.
Во-вторых, мы рекомендуем производить посев сидеральных растений. Сидератами являются любые однолетние растения, которые выращивают весной до основных посадок, осенью после сбора урожая или летом для восстановления плодородия почвы. При выращивании сидеральных растений минеральные элементы почвы служат их питанием. Таким образом, неорганическое вещество преобразуется в органическое. Затем сидераты подрезают, оставляют перегнивать на грядках или закладывают в компостную кучу. При разложении корневой системы в глубине почвы образуется гумус, который восстанавливает плодородие почвы. Надземная часть растений большей частью минерализуется и пополняет почву минеральными элементами. В качестве сидератов могут использоваться любые однолетние растения, обладающие мощной корневой системой и надземной частью: фацелия, люпин, рожь, овёс, подсолнечник, рапс, кормовые бобы, горох, клевер, донник и т. д.
|
В-третьих, желательно компостировать органические отходы. Лучше всего компостировать органические отходы прямо на грядке или на дорожках.
В этом случае обеспечивается максимальное восстановление плодородия почвы при минимальных трудозатратах. Лучше всего иметь
2-3 компостные кучи. В одну органические остатки вносятся, в другой они уже перегнивают, в третьей компост уже готов и вносится на грядки.
-21-
Очень нежелательно годами складывать органические вещества в одну компостную кучу. Для компостирования применяются следующие органические остатки:
1. Домашний мусор органического происхождения.
2. Кухонные и пищевые отходы.
3. Свежий навоз и птичий помет.
4. Листва, измельченные ветки.
5. Солома, кора, ботва, трава.
6. Опилки, стружка.
7. Древесная зола.
В–четвертых, мы рекомендуем осуществлять севооборот - ежегодное чередование культур, выращиваемых на одной грядке.
|
В-пятых, возможно организовать ферментацию пищевых отходов в домашних условиях. Пищевые отходы, обычно выбрасываемые нами на помойку, могут стать замечательным сырьем для производства ферментированного компоста в домашних условиях. Ферментированный компост можно складировать в подвале, овощехранилище, гараже и даже на морозе.
И, наконец, для нейтрализации кислотности почвы рекомендуется вносить в почву древесную золу. Так как большинство огородных растений и полезных почвенных микроорганизмов хорошо развиваются при кислотности почвы ph=6,5-7,0 - слабокислой или нейтральной реакции почвы.
-22-
Заключение.
Различные методики исследования почв позволили нам провести комплексный анализ физических свойств и химического состава почвы на школьном учебно-опытном участке.
В результате мы не только дали общую характеристику состоянию почвы, но и предложили способы
повышения ее плодородия, не требующие особых материальных затрат и физических усилий.
Конечно, мы понимаем, что наша работа в условиях средней общеобразовательной школы не может носить глубокого фундаментального характера. Но, тем не менее, исследовательская работа, проведенная нами, позволяет надеяться, что ее результаты будут учтены и применены на практике.
-23-
Список литературы
1. А. Г. Муравьев, Н.А. Пугал, В.Н. Лаврова Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к. х. н. А.Г.Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003
2. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. – М.: Центр ВЛАДОС, 2001
3. Методы контроля качества почвы: Учебно-методическое пособие для ВУЗов. – Воронеж, 2007
4. https://www.ucheba.ru/referats/21390.html
5. https://prirodazelitel.ru/category/zemlya
6. Г.В.Устименко. «Основы агротехнических полевых и овощных культур».
Издательство «Просвещение», 1983г., с.8.
-24-