МАСЛО. Просто о сложном.
И вот пошёл я как-то в магазин, купить моторное масло в двигатель.
Для меня понятно, какое моторное масло выбрать. Ответ простой: рекомендованное автопроизводителем. Но в тот день я задался вопросом: -А могу ли я перейти на альтернативные масла, без потери качества? И вообще, что это за буквы и цифры, указанные на канистрах? Как понять их значение?
Что же… Давайте разбираться.
Моторные масла подразделяются на три типа:
-Синтетическое
-Полусинтетика
-Минеральное
Синтетическое масло - основа масла синтезирована на хим.комбинате, путём гидрокрекинга (высокая текучесть).
Полусинтетическое масло - основа из смеси синтетики и минерального масла (средняя текучесть).
Минеральное масло - основа получена путём перегонки нефтепродуктов или из растительного сырья (низкая текучесть).
Все эти масла допустимо использовать для двигателей бензиновых и дизельных, так же турбированных.
ВАЖНО: в масле для дизелей содержатся высокотемпературные присадки, т.к. у дизеля рабочая температура выше бензинового, значит, дизельное масло можно использовать для бензинового двигателя, а наоборот нет! То же относится для турбированных двигателей.
Ещё существуют спецификации масла по SAE (показатель вязкости), API (американская ассоциация производителей) и ACEA (европейская ассоциация производителей).
SAE показывает при каких внешних температурах масло будет сохранять свои свойства.
Про нижний предел температур существует «золотое» правило: минус 35! На примере это выглядит так: возьмём масло с вязкостью 0w30. Здесь на нужно первое, зимнее значение (0W…). Обозначает, что вязкость данного масла не изменится при действии внешней температуры до минус 35 град.цельсия. Соответственно, 5W- это до минус 30град.цельсия. 10W- это до минус 25 град.цельсия. И т.д.
|
Индекс W - («winter», то есть «зима») означает «зимнее ».
Теперь самое интересное: верхний предел температур. Нужно второе, «летнее» значение (…W30). определяет вязкость масла при рабочей температуре двигателя (диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С). Чем больше число после индекса W,тем в большей степени масло будет сохранять свою вязкость при нагревании. Однако, вязкость всесезонных масел изменяется не сильно, т.е. смазывающие качества как летом так и зимой остаются достаточно высокими.
Чем больше разница между двумя цифрами, тем равномернее будут характеристики масла при изменении температуры.
Фух! С температурами определились, теперь пора приступать к буквам.))
API – по ней можно определить каких годов технологии использовались при производстве этого масла и есть ли допуск для дизелей. Например: SL/CF.
S (service) – это для бензиновых двигателей.
Теперь по таблице можно без труда найти, для какого периода автомобилей с бензиновым двигателем, было выпущено то, или иное масло (у нас L – этот период 2001-2004год).
С (commercial) – для дизельных двигателей.
После буквы С (дизельные) указывается уровень основных эксплуатационных свойств масла, который обозначается буквами: A, B, C, D, E, F, G, H, I, J.
— СС: масла для атмосферных дизелей, устаревшие
— CD: масла для атмосферных и наддувных дизелей, заменены маслами CF в 1994 году
— CD-2 масла полностью отвечающие требованиям CD, но также могут использоваться в двухтактных двигателях
— CF-2 масла, специально предназначенные для двухтактных двигателей
— CE масла с характеристиками, аналогичными CD, применимы для двигателей Mack и Cummins
— CF масла (как раз с нашего примера), заменившие CD в 1994 году. Предназначены для двигателей с непосредственным впрыском, применяются даже в случаях превышения содержания серы в топливе 0,5%
— CF-4 масла, в основном соответствующие маслам CE, но с более жесткими требованиями к оценке масел.
— CG-4 масла, предназначенные для дизелей, работающих в очень напряженных условиях, по качеству и свойствам превосходят масла CD и CE. Применимы при условиях содержания серы в топливе менее 0,5%, в дизелях выпущенных после вступления в действие норм предельно допустимой токсичности отработавших газов от 1994 года.
— CH-4 масла для современных дизелей, применяются с 1998 года. Превосходят масла CG-4 по требованиям к износу, вязкости и наличию сажи. Имеют более длительные интервалы замены.
-CI-4 применяются с 2002 года, предназначаются для высокоскоростных наддувных дизелей, оборудованных системой EGR, отвечающим перспективным нормам токсичности. Применимы при содержании серы в топливе более 0,5%.
— CI-4+ масла, соответствующие требованиям CI-4, но с повышенными требованиями к удельному содержанию сажи и улучшенной текучестью.
— CJ-4 масла, применяющиеся с 2006 года. Для высокоскоростных автомобилей, которые должны отвечать нормам токсичности газов США 2007 года. Применимы при использовании сажевого фильтра и каталитического нейтрализатора NOx.
|
Теперь «вишенка на торте».))
|
ACEA – в этой спецификации указывается наличие и качество присадок в данном масле.
Пример: XADO Atomic Oil SAE 5W-40 API SM/CF ACEA С2/С3/A3/B3/B4
А – Моющие присадки, связывают нагар и дисперсионную взвесь от выработки и осаждают на дно картера.
В – молибденовые присадки, снижают трение.
С – для снижения зольности масла, для моторов ЕВРО 4.
Цифры после буквы указывают на время начала использования технологии:
1 – конец 90-х.
2 – начало 2000х.
3 – настоящее время.
4 – новые технологии.
Послесловие:
К вопросу, что лучше лить: синтетику, или минералку, и почему?
Новый мотор – рабочие зазоры очень малы, нужно масло с высокой текучестью, что бы при пуске двигателя оно сразу проникало в мельчайшие зазоры – льём синтетику.
Изношенный мотор – зазоры большие, нужно, что бы масло забивало – льём минералку. Опять же дешевле, так как мотор «ест» масло.
Сальникам всё равно, синтетика, или минералка.
Вот, похоже, всё, что нужно знать при выборе масла. Если у Вас остались какие-нибудь вопросы по маслам, присадкам - пишите в группу.
И ещё: данный текст носит ознакомительный характер и не является руководством к применению.