Анализ соотношения прибыли, затрат и объема продаж (evp-анализ)
Оглавление
Анализ поведения затрат
Методы разделения затрат на постоянные и переменные части
Взаимосвязь «затраты-объем-прибыль» и анализ величин в критической («мертвой») точке.концепция «маржинального дохода»
Допущения cvp-анализа
Анализ поведения затрат
Как было рассмотрено выше, переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут носить как производственные, так и непроизводственные затраты.
Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности организации, а переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной. Динамика переменных затрат представлена на рис.1.
В предыдущей теме были рассмотрены также постоянные затраты. Динамика совокупных постоянных затрат приведена на рис. 2.
Суммарные переменные Переменные затраты на
затраты, руб. единицу (удельные), руб.
Рис. 2. Динамика суммарных (а) и удельных (б) постоянных затрат
Для описания поведения переменных затрат в управленческом учете используется коэффициент реагирования затрат (Крз). Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле:
темпы роста затрат, \%
Крт =,
темпы роста деловой активности фирмы, \%
Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что любые издержки в общем виде могут быть представлены следующей формулой:
У = А+ВхХ,
где У совокупные затраты, руб.;
|
А их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.; В переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.;
Х показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и т.д.) в натуральных единицах измерения.
Методы разделения затрат на постоянные и переменные части
Поскольку в реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными, в большинстве случаев затраты организации разделяют на условно-переменные и условно-постоянные. В теории и практике управленческого учета существует ряд методов, позволяющих решить эту задачу. В частности, это методы корреляции, наименьших квадратов, высшей и низшей точек; последний на практике является наиболее приемлемым.Метод высшей и низшей точек довольно прост в применении.Из определенной совокупности значений суммарных затрат и объема выпускаемой продукции выбираются соответствующие показатели с максимальным и минимальным значениями. Затем рассчитывается коэффициент реагирования затрат (ставка переменных расходов) и определяется значение суммарных переменных затрат, приходящихся на выпускаемую продукцию. Из значения совокупных затрат вычитается значение переменных расходов, оставшаяся часть приходится на постоянные расходы.
Однако, как и в любом прогнозе, здесь существует некоторая вероятность ошибки. Это связано с тем, что значение двух крайних показателей не всегда имеет репрезентативный характер. Поэтому из расчета следует исключать случайные, нехарактерные данные.
|
(Для иллюстрации возможности применения данного метода решите задачу 1 из Практикума).
взаимосвязь «затраты-объем-прибыль» и анализ величин в критической («мертвой») точке.концепция «маржинального дохода»
Анализ соотношения «затраты объем прибыль» (CVP-анализ) построен на изучении и анализе поведения затрат. В его основе лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. CVP-анализ является инструментом управленческого планирования и контроля, поскольку с его помощью принимаются управленческие решения по установлению каналов распределения, заключению договоров, определению расходов на продажу и ценообразованию. Он обеспечивает обзор поведения затрат и выручки по отношению к запланированной прибыли, что может привести к изменению управленческой стратегии. Анализ также является трамплином для составления отчета о финансовых результатах по методу DirectCosting (маржинальный отчет). При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию, поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ «затраты объем прибыль» позволяет ответить на вопрос, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня деловой активности организации.Маржинальный доход это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж. Другими словами, маржинальный доход это разница между выручкой от реализации и переменными затратами.Критическая («мертвая») точка может быть определена как точка, в которой маржинальный доход минус постоянные затраты равна нулю, или точка, в которой маржинальный доход равна постоянным затратам. С этой точки организация начинает зарабатывать прибыль.
|
В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются следующие методы:
математический метод (метод уравнения);
метод маржинального дохода;
графический метод (рис. 3).
Целью анализа величин в критической точке является нахождение уровня деятельности организации (объема производства), когда выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю. Величина в критической точке может быть выражена единицей продажи или денежным выражением продажи. То есть по существу анализ сводится к определению точки безубыточности такого объема производства, при котором организации обеспечен нулевой финансовый результат (нет убытков, но нет еще и прибылей).
Рассмотрим применение математического метода (метода уравнения).
Для вычисления точки безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:
Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем продаж (Х), а правая часть прибыль приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета в определении точки, где у предприятия нет прибыли):
X
Маржинальный доход
на единицу продукции
Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:
Х
Постоянные расходы
Маржинальный доход на единицу продукции
В реальной жизни встречаются разные ситуации, а управленческие модели базируются на определенных допущениях, условностях. Анализ в условиях неопределенности и анализ чувствительности позволяют ответить на вопрос: что будет, если? При анализе чувствительности можно, например, получить ответ на вопросы: какова будет прибыль, если объемные показатели отклоняются от планируемых? Какая будет прибыль, если удельные переменные затраты вырастут на 10\%? Инструментом анализа чувствительности является величина выручки, которая находится за критической точкой. Критическая точка показывает, до какого предела может упасть объем продаж, чтобы не было убытка.
Величина прибыли, получаемая организацией, определяется как разница между выручкой от продажи продукции и суммарными затратами. Каждая организация стремится максимизировать прибыль, но невозможно продать неограниченное количество продукции по одинаковой цене. Увеличение объема продаж приводит к насыщению рынка и падению платежеспособного спроса на продукцию. Ответы на подобные вопросы можно получить, используя данные анализа в условиях неопределенности и анализа чувствительности.
(Для иллюстрации метода решите задачи 2-4 из Практикума).
Допущения cvp-анализа
Однако, анализ взаимосвязи «затраты объем прибыль» и анализ величин в критической точке могут быть полезны и дать точные сведения, если выполняются предположения (допущения), лежащие в их основе:
поведение постоянных и переменных затрат можно измерить точно;
затраты и выручка от реализации имеют линейную зависимость от уровня производства;
производительность внутри релевантного уровня активности не меняется;
переменные затраты и цены не меняются в течение периода планирования;
структура продукции не меняется в течение планового периода;
объем продаж и объем производства приблизительно равны, то есть на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны).
Если одно или несколько из данных допущений отсутствует, применение данного анализа может привести к ошибкам.
Контрольные вопросы:
Опишите динамику поведения постоянных и переменных затрат.
Как рассчитывается коэффициент реагирования затрат?
Дайте определение пропорциональных, дегрессивных и регрессивных затрат.
Что такое масштабная база и как она влияет на поведение затрат?
В чем сущность метода высшей и низшей точек? Каково его практическое значение?
Дайте определение «маржинального дохода». Каково практическое значение этого показателя в управленческой деятельности?
Что понимают под определением «критическая точка»?
Что представляет собой анализ величин в критической точке? Какова цель его проведения?
В чем суть проведения анализа в условиях неопределенности и анализа чувствительности?
В чем проявляется взаимосвязь показателей затрат, объема продаж и прибыли?
Перечислите основные допущения CVP-анализа. В чем их назначение?
Тесты по теме 3
Совокупные постоянные затраты на производство продукции:
а) изменяются в зависимости от деловой активности организации;
б) остаются практически неизменными в течение некоторого временного периода;
в) не зависят от деловой активности организации и всегда
имеют постоянную величину.
Издержки предприятия на производство продукции могут быть описаны следующей формулой:
а) Совокупные затраты = Совокупные переменные затраты + Удельные постоянные затраты на единицу продукции;
б) Совокупные затраты = Постоянные затраты + Совокупные переменные затраты * Количество произведенной продукции;
в) Совокупные затраты = Постоянные затраты + Удельные переменные затраты * Количество произведенной
продукции.
Выручка от продажи продукции составила 590 000 руб., в том числе НДС 90 000 руб. В отчетном периоде постоянные расходы составили 40 000 руб. Совокупные переменные расходы составили 450 000 руб. Маржинальная прибыль предприятия равна:
а) 560 000 руб.;
б) 50 000 руб.;
в) 10 000 руб.;
г) 110 000 руб.
Постоянные расходы предприятия за месяц 30 000 руб., переменные 18 руб. на единицу изделия. Производственная мощность предприятия 2 000 штук в месяц. Достижимая цена единицы 40 руб. Прибыль предприятиябудет равна 10 000 руб. при продаже продукции в количестве:
а) 2000 штук;
б) 1915 штук;
в) 1897 штук;
г) 1818 штук
Разница между выручкой от продажи продукции и совокупными переменными затратами на ее производство называется:
а) валовой доход;
б) маржинальный доход;
в) переменный доход.
В расчете маржинальной прибыли участвуют затраты:
а) постоянные;
б) переменные;
в) вариант
а) или
б) в зависимости от вида управленческих решений.
В критической точке выручка от продаж равна:
а) постоянным затратам;
б) переменным затратам;
в) постоянным и переменным затратам.
В критической точке маржинальная прибыль равна:
а) переменным затратам;
б) постоянным затратам;
в) постоянным и переменным затратам.
При определении критического объема продаж используют выражение:
а) удельные переменные затраты / маржинальный доход
на единицу продукции;
б) постоянные затраты / маржинальный доход на единицу продукции;
в) совокупные затраты / маржинальный доход на единицу продукции.
Совокупные переменные затраты:
а) изменяются в зависимости от деловой активности организации;
б) остаются практически неизменными в течение некоторого временного периода;
в) не зависят от деловой активности организации и всегдаимеют постоянную величину.
Удельные постоянные затраты:
а) изменяются в зависимости от деловой активности организации;
б) остаются практически неизменными в течение некоторого временного периода;
в) не зависят от деловой активности организации и всегдаимеют постоянную величину.
Выручка от продажи продукции составила 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб. В отчетном периоде постоянные расходы составили 40 000 руб. Совокупные переменные расходы 50 000 руб. Маржинальная прибыль предприятия равна:
а) 10 000 руб.;
б) 50 000 руб.;
в) 60 000 руб.