Политическая безопасность




Тема 1

Социология безопасности как теория (виды безопасности)

 

 

Социальная безопасность

Из всех видов безопасности — именно социальная безопас­ность обладает весьма многообразным объектом. Прежде всего, во-первых, здесь чётко представлен конституционный аспект, так как Россия, согласно Конституции РФ, является социальным государством. Во-вторых, именно этот социологический по своей сути вид безопасности ориентирован на каждого человека: от момента рождения до ухода из жизни. Я имею в виду всю гамму социальных связей, пособий — всё, входящее в социальную сферу (во взаимосвязи с другими сферами общества).

Становление и динамика социологии социальной сферы на рубеже XX и XXI веков наиболее полно (по сравнению с другими видами безопасности) ис­следованы в работах А. Хлопьева, В. Серебрянникова, Г. Силласте, В. Левашо­ва, Р. Яновского, О. Бурьянова.

С учётом исследований российских социологов можно так представить по­нятие социальной безопасности: 1) совокупность мер по защите целей, идеалов, ценностей и интересов челове­ка, семьи, страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структу­ры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса нынешних и буду­щих поколений. Объектами социальной безопасности являются люди, их цели, идеалы, ценности, законные интересы (потребности), общности, отношения; системы социализации человека (образования, воспитания, соцкультбыта); инфраструктуры жизнеобеспечения (здравоохранение, торговля, снабжение и т. д.); образ жизни. Национальные интересы России в социальной сфере за­ключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа; 2) защищённость со­циальной сферы общества и государства от угроз, способных разрушить её или обусловить её деградацию.

Между тем, как отмечается в Концепции национальной безопасности РФ, социальная дифференциация и социально-политическая поляризация российского общества, кризис системы социальной защиты населения находятся в числе факторов, несущих угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации, создающих широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Отмечая отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, Концепция утверждает необходимость комплексного подхода к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и её субъектов.

Социология экономической безопасности получила важный стимул в 1996 году, благодаря принятию документа «О государственной стратегии экономической безопас­ности Российской Федерации (основных положениях)» (Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 года). В этом Указе, социологическом по своей сути, впервые для таких государственных документов о безопасности страны, была прописана процедура социологического мониторинга динамики состояния безопасности.

Предварительные итоги оформления социологии экономической безопас­ности (в контексте этого Указа) были подведены зимой 1997 года на Всерос­сийской Конференции.

С учётом её итогов и последующих исследований определились основы со­циологии экономической безопасности: мониторинг, сфера экономики, инноваци­онная активность.

Это устойчивое функционирование национальной экономики и её способность обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей, под­держание социально-политической и военной стабильности государства; его технико-экономическую и технологическую независимость, устойчивость по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам, защиту экономичес­ких интересов страны на внутреннем и внешнем рынках. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существен­ным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, обострением конкуренции на мировом рынке товаров и услуг, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, экономической экспансией на территорию России со стороны других государств, преобладанием в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импорте — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Экономическая безопасность является основой национальной безопасности; защита целей, интересов России в экономической сфере является приоритет­ным направлением политики государства. На первый план выдвигаются зада­чи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоёмкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составля­ющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости на­селения.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Россий­ской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются пра­вовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за со­блюдением законодательства Российской Федерации; усиление государственного регулирования в экономике; принятие необходимых мер по преодолению послед­ствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конку­рентоспособности отечественной, промышленной продукции, подъёму благосо­стояния народа. Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путём постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина. Особое значение для экономической безопасности имеет состояние юридических, экономических отношений, организационных связей, материаль­ных и интеллектуальных ресурсов предприятия, при котором гарантируется ста­бильность его функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессив­ное научно-техническое и социальное развитие.

 

 

Политическая безопасность

Становление социальной и политической безопасности обусловили возможность социологического анализа нового феномена: движения в теории и практике обеспечения безопасности

от «культуры реагирования» к «культуре предотвращения». Теперь категорию «политическая безопасность» я определяю как состояние и условия жизнедеятельности социума, при которых обеспечи­вается сохранение легитимного государственного строя, стабильность поли­тической системы и гарантируются политические свободы и права граждан, демократическое взаимодействие государства и гражданского общества. По­литическое благополучие общества может быть подвержено опасностям дво­якого рода. Крайней формой внешней угрозы ему является война, агрессия состороны других государств; крайними формами внутренней угрозы выступают социальная напряжённость и вырастающие из неё массовые беспорядки, экс­тремизм и терроризм, конфликты, гражданская война.

Политическая безопасность означает способность общества и государства предупреждать подобные явления, а в случае их возникновения — противосто­ять им, защитить свои цели, ценности и идеалы. С точки зрения внутренних условий она предполагает стабильность конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка, нейтрализацию причин и условий, способствующих возникнове­нию политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их послед­ствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

В международной сфере политическая безопасность заключается в обе­спечении суверенитета России, упрочении её позиций как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправ­ных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего, с государствами-участниками Содружества Не­зависимых Государств и традиционными партнёрами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: