Тема 1
Социология безопасности как теория (виды безопасности)
Социальная безопасность
Из всех видов безопасности — именно социальная безопасность обладает весьма многообразным объектом. Прежде всего, во-первых, здесь чётко представлен конституционный аспект, так как Россия, согласно Конституции РФ, является социальным государством. Во-вторых, именно этот социологический по своей сути вид безопасности ориентирован на каждого человека: от момента рождения до ухода из жизни. Я имею в виду всю гамму социальных связей, пособий — всё, входящее в социальную сферу (во взаимосвязи с другими сферами общества).
Становление и динамика социологии социальной сферы на рубеже XX и XXI веков наиболее полно (по сравнению с другими видами безопасности) исследованы в работах А. Хлопьева, В. Серебрянникова, Г. Силласте, В. Левашова, Р. Яновского, О. Бурьянова.
С учётом исследований российских социологов можно так представить понятие социальной безопасности: 1) совокупность мер по защите целей, идеалов, ценностей и интересов человека, семьи, страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса нынешних и будущих поколений. Объектами социальной безопасности являются люди, их цели, идеалы, ценности, законные интересы (потребности), общности, отношения; системы социализации человека (образования, воспитания, соцкультбыта); инфраструктуры жизнеобеспечения (здравоохранение, торговля, снабжение и т. д.); образ жизни. Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа; 2) защищённость социальной сферы общества и государства от угроз, способных разрушить её или обусловить её деградацию.
|
Между тем, как отмечается в Концепции национальной безопасности РФ, социальная дифференциация и социально-политическая поляризация российского общества, кризис системы социальной защиты населения находятся в числе факторов, несущих угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации, создающих широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Отмечая отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, Концепция утверждает необходимость комплексного подхода к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и её субъектов.
Социология экономической безопасности получила важный стимул в 1996 году, благодаря принятию документа «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях)» (Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 года). В этом Указе, социологическом по своей сути, впервые для таких государственных документов о безопасности страны, была прописана процедура социологического мониторинга динамики состояния безопасности.
Предварительные итоги оформления социологии экономической безопасности (в контексте этого Указа) были подведены зимой 1997 года на Всероссийской Конференции.
С учётом её итогов и последующих исследований определились основы социологии экономической безопасности: мониторинг, сфера экономики, инновационная активность.
|
Это устойчивое функционирование национальной экономики и её способность обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей, поддержание социально-политической и военной стабильности государства; его технико-экономическую и технологическую независимость, устойчивость по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам, защиту экономических интересов страны на внутреннем и внешнем рынках. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, обострением конкуренции на мировом рынке товаров и услуг, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, экономической экспансией на территорию России со стороны других государств, преобладанием в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импорте — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Экономическая безопасность является основой национальной безопасности; защита целей, интересов России в экономической сфере является приоритетным направлением политики государства. На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоёмкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения.
|
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации; усиление государственного регулирования в экономике; принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной, промышленной продукции, подъёму благосостояния народа. Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путём постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина. Особое значение для экономической безопасности имеет состояние юридических, экономических отношений, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов предприятия, при котором гарантируется стабильность его функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие.
Политическая безопасность
Становление социальной и политической безопасности обусловили возможность социологического анализа нового феномена: движения в теории и практике обеспечения безопасности
от «культуры реагирования» к «культуре предотвращения». Теперь категорию «политическая безопасность» я определяю как состояние и условия жизнедеятельности социума, при которых обеспечивается сохранение легитимного государственного строя, стабильность политической системы и гарантируются политические свободы и права граждан, демократическое взаимодействие государства и гражданского общества. Политическое благополучие общества может быть подвержено опасностям двоякого рода. Крайней формой внешней угрозы ему является война, агрессия состороны других государств; крайними формами внутренней угрозы выступают социальная напряжённость и вырастающие из неё массовые беспорядки, экстремизм и терроризм, конфликты, гражданская война.
Политическая безопасность означает способность общества и государства предупреждать подобные явления, а в случае их возникновения — противостоять им, защитить свои цели, ценности и идеалы. С точки зрения внутренних условий она предполагает стабильность конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка, нейтрализацию причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
В международной сфере политическая безопасность заключается в обеспечении суверенитета России, упрочении её позиций как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего, с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнёрами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.