Особенности социологического подхода к анализу социальных проблем экологической безопасности связана, по мнению автора учебного пособия, с трансформацией и дополнительностью анализа проблемы с синтезом. Речь идёт о работах Т.М. Дридзе, О.М. Яницкого и Р.Г. Яновского.
Исходная категория «экологическая безопасность» может быть определена, как минимум, в двух аспектах.
Во-первых, это защищённость среды обитания людей и биосферы в целом, атмосферы, гидросферы, литосферы и ближней космосферы, видового состава животного и растительного мира, а также природных ресурсов (энергетических, минеральных и т. п.) от угроз, создаваемых деятельностью человека. Во-вторых, это положение, при котором путём выполнения правовых норм, экономических, природозащитных и инженерно-технических требований достигается предотвращение или ограничение опасных для жизни и здоровья людей, разрушительных для хозяйствующих субъектов и окружающей среды последствий экологических катастроф, вызываемых повседневным загрязнением окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека, от стихийных бедствий и техногенных катастроф.
В настоящее время в качестве критериев экологической безопасности для населения используются «предельно допустимые концентрации» (ПДК) и «предельно допустимые уровни» (ПДУ) опасных веществ и воздействий, а также соответствующие им «предельно допустимые выбросы и сбросы» (ПДВ и ПДС). Критерии экологической безопасности по отношению к окружающей среде частично определены только для некоторых природных сред, а критерии по допустимым пределам использования природной среды для народнохозяйственных нужд не определены. В качестве методов регулирования используются плата за ресурсы и плата за землю.
|
Экологическая безопасность не может быть обеспечена в рамках отдельных стран, а требует объединения усилий всего мирового сообщества. Пренебрежение экологической целостностью мира приведёт к непоправимому ущербу для биосферы и представляет возрастающую угрозу политическому, социальному и экономическому благополучию, устойчивому развитию всех народов. Стремление некоторых стран обеспечить на своей территории экологическую безопасность за счёт других стран, в частности, путём передачи им экологически вредных производств, захоронения отходов и хищнического использования природных ресурсов, снижает общий уровень экологической безопасности. В Концепции национальной безопасности РФ отмечается, что национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения её природных ресурсов находятся в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.
|
К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения природной среды за счёт повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных, боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.
Особо отметим, что социологический подход к исследованию проблем экологии (так же, как и к проблемам информации) обозначает новые глубокие и перспективные стимулы к развитию социологии.
Военная безопасность
Социальное измерение военно-политической компоненты национальной безопасности для понимания важности социологических подходов может быть рассмотрено через сумму двух её аспектов: внутренней и внешней безопасности.
|
Внутренняя безопасность — это защищённость личности, общества и государства от внутренних угроз их устойчивому, стабильному функционированию и развитию.
Основные внутренние угрозы Российской Федерации: попытка насильственного свержения конституционного строя; противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране; планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооружённых формирований; незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий; организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность.
Внешняя безопасность государства — это защищённость его целей и идеалов, национального достояния, национальных ценностей, национальных интересов и образа жизни от угроз, исходящих из внешней среды, способность государства противостоять давлению зарубежных сил.
Внешняя безопасность государства может быть нарушена как военным путём, так и иными способами, например, незаконным ввозом и вывозом через границу сырья, ресурсов, продукции, валюты, художественных и других ценностей, проведением промышленного и другого шпионажа, духовной экспансией, распространением подрывной информации и т. д.
Основные внешние угрозы Российской Федерации порождают следующие факторы: стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи Государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств; притязания на территории Российской Федерации. Проявлением и одновременно условием обеспечения внешней безопасности являются суверенитет, целостность и неприкосновенность территории государства, её оборона, экономическая самостоятельность и др.
Рассматривая защиту целей, идеалов, ценностей, интересов личности, общества и государства как высший приоритет внешнеполитического курса России, Концепция внешней политики РФ в качестве одной из главных целей международной деятельности провозглашает обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы.
Внешняя безопасность России основывается на признании приоритетности принципа международной коллективной безопасности и обеспечивается активной внешнеполитической и иной деятельностью, в том числе и военной по отстаиванию и при необходимости защите национальных интересов на международной арене. Защита от внешних опасностей достигается совокупным потенциалом страны, но в зависимости от характера и направленности угроз преимущество отдаётся тем мерам и средствам, которые им адекватны.
Таким образом, собственно военно-политическая безопасность как военная безопасность, с учётом социального измерения внутренней и внешней безопасности, может быть рассмотрена как состояние и объективные (в том числе латентные) тенденции развития общества, а также совокупность внутренних и международных условий и факторов, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения личности, обществу, государству ущерба военным путём, средствами вооружённого насилия. Она является важной составной частью и образует одну из основ систем национальной, региональной и международной безопасности и находится в диалектической связи с другими их слагаемыми.
Военная безопасность характеризуется либо отсутствием применения и угрозы применения военной силы по отношению к объекту безопасности, либо его способностью гарантированно противостоять военному давлению в любой форме. Она обеспечивается, прежде всего, комплексом невоенных мер экономического, политико-дипломатического, разведывательного, идеологического и т. д. характера.
Однако в современных международных отношениях продолжает оставаться существенным значение военно-силовых факторов. В этих условиях национальные цели и интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для её обороны военной мощи. Главная роль в обеспечении военной безопасности принадлежит государству, как подчёркивается в Концепции национальной безопасности РФ. По общему правилу, государство решает три группы задач: обеспечения вооружённой защиты территориальной целостности и национальной независимости, суверенитета государства; создания военных гарантий стабильности общественного и государственного строя, поддержание правопорядка, гражданского мира в стране; противодействия диверсионно-террористическим действиям политических и криминальных групп.
Основные принципы обеспечения военной безопасности: сочетание твёрдого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем её деятельности; эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них; достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование; соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности; ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.
При подведении итогов рассмотрения становления социологии безопасности как теории важно отметить некоторые тенденции, которые по моему мнению, актуальны для всех звеньев и этапов концептуализации социологических исследований гуманитарной безопасности.
1. Теория безопасности при рассмотрении её через компромиссность становится важным интеллектуальным, энергетическим и технологическим фактором защиты культуры жизни, защиты человека.
2. Обогащение «строительства» современных концепций безопасности геокультурной, геоэкономической методологией способствует эффективности и востребованности со стороны общества Большой Социологической Теории Безопасности.
3. Накоплен богатейший российский, международный материал мониторингов практически всех сфер жизнеобеспечения человека и общества — необходима Хорошая Теория.