Стимулирование эмоций в эксперименте.




В качестве эмоциональных стимулов применяются самые различные воздействия. Важно, чтобы они были достаточно значимыми для испытуемых. Рассмотрим ряд хорошо апробированных приемов стимулирования эмоций.

1. Повышение чувства ответственности за выполнение задания или стимулирование наградой. Примером того может быть эмоциогенное стимулирование. После того как испытуемые начали стабильно выполнять какой-либо психологический тест (например, задание на оперативную память), ставится задача выполнить этот же тест повторно, но обязательно лучше, чем в исходном задании. Например, объясняется: «Если у вас хорошие волевые качества, высокая эмоциональная устойчивость, вы сумеете улучшить результат. В противном случае, чем больше будете стараться, тем хуже получится».

2.Организация соревновательной обстановки, спортивные состязания, стимулирование заинтересованности в первенстве, угроза оказаться хуже всех.

3. Неожиданные, различные по силе и направленности воздействия (сильные звуки, яркие вспышки, холодные прикосновения, падения и др.).

4. Неприятные воздействия (например, звуки при движении бритвой по стеклу, длительное завывание сирены и т. п.; неприятные зрелища: психотравмирующие картинки, показ змеи и т. п.; тактильные воздействия: прикосновение лягушки и т. п.; рассказ, вызывающий неприятные переживания и др.).

5. Выполнение действий, связанных с переживанием опасности от физического воздействия (например, парашютные прыжки, обкатка танками или машиной, стрельба над головой, угроза удара током, «окуривание» в противогазе), некоторые спортивные тесты (например, передвижение по высокому буму) и др.

6. Установка на неотвратимость болевого воздействия (например, сильное электрокожное раздражение, автоматически включаемое в случае допускания ошибки в каком-либо сенсомоторном действии болевого воздействия).

7. Искусственные затруднения (например, помехи, близкие по содержанию к выполняемой деятельности, препятствия в выполнении задания, которое испытуемый заинтересован выполнить, или вообще невыполнимого задания в условиях состязания).

8. Создание трудностей в виде дефицита времени, координационной сложности задания, очень широкого распределения внимания и т. п. в условиях заинтересованности испытуемого выполнить это задание.

9. Дефицит информации для выполнения какого-либо действия при заинтересованности испытуемого в его выполнении.

10. Монотония.

11. Гипокинезия, статические нагрузки.

12. Физические воздействия в виде вибрации, перегрузок, укачивания, гипоксии и др., мешающие выполнению задания, физические нагрузки, жара.

13. Жажда.

14. Ситуации, вызывающие конфликт менаду чувствами и побуждениями личности (например, проведение ассоциативного эксперимента с критическими словами, имеющими отношение к остро переживаемой ситуации).

15. Прослушивание веселой или траурной музыки, вокальной речи.

16. Показ кинофильмов с содержанием, вызывающим положительные или отрицательные эмоции.

17. Зачитывание или прослушивание отрывков из художественных произведений, вызывающих положительные или отрицательные эмоции.

18. Радиопередачи на эмоциональные сюжеты (звук падающих бомб, взрывы, стоны, плач и т. п.).

19. Самовнушение радости или печали.

20. Внушение различных эмоций в гипнозе.

21. Различные аппаратурные тесты, связанные с трудностью выполнения предъявляемых заданий.

22. Выявление и оценка реальных переживаний в различных сложных видах деятельности.

Применение перечисленных приемов как в одиночных, так и в различных комплексах может обеспечить стимулирование самых разнообразных эмоциональных реакций и состояний, а также суждение о качественной и количественной их характеристике с учетом содержательной стороны оцениваемых передвижений.

Заключение о том, имеет ли место напряженность как эмоциональное состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, можно сделать по таблице 67. Сопоставление внешних и вегетативных проявлений эмоции при сильном эмоциональном стимулировании показывает обычно на их высокую вероятность взаимозависимости с тенденцией к более выраженным изменениям вегетативных функций. Согласованные (в сторону ухудшения) изменения внешних вегетативных показателей вероятностно сопровождаются также понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, развитием напряженности.

В тех лее случаях, когда при эмоциогенных воздействиях обычно постоянно имеют место выраженные внешние проявления эмоций и расточительные вегетативные реакции, но волевыми усилиями сохраняются высокие показатели выполняемых психологических тестов, вероятно развитие неблагоприятных функциональных состояний, заболеваний психогенного генеза. Иначе говоря, оцениваемые эмоциогенные нагрузки обходятся организму слишком дорого. В таких случаях, несмотря на поддержание высокой продуктивности в эксперименте, рано или поздно вероятно развитие напряженности в последующем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: