Эмоциональная устойчивость




Предлагаемыми методами эмоциональная устойчивость оценивается как способность выполнять заданную деятельность при эмоциогенных воздействиях (эмоциональном напряжении). Необходимо сопоставить ряд заданий, выполняемых в обычных условиях и после эмоциогенного инструктирования. Кроме того, внимание обращается на внешние проявления эмоций в процессе обследования, в частности на мимику и наличие скованности. Всего сопоставляется 6 тестовых заданий и дается оценка за высокие проявления эмоций. Могут быть выбраны 6 заданий из числа следующих тестов: запоминание слов и чисел (средний показатель), запоминание рассказа, зрительная память, зрительная оперативная память, тест по красно-черным таблицам, корректурная проба с кольцами, тест простых поручений по прямоугольникам, слуховая оперативная память (сопоставление до и после инструктирования), другие тесты, в которых может быть применено эмоциогенное инструктирование.

Если после эмоциогенного инструктирования результаты в любом из тестов улучшились, ставится +1; если не изменились – 0; если ухудшились – ставится – 1. Если результаты ухудшились более чем на 50% от исходных показателей, ставится 2 (исключая те случаи, когда обследуемый изменил результаты по случайным причинам, например не понял задание, сломал карандаш и т. п.). Если повторная оценка в тесте лучше исходной, но не превышает 5 баллов, ставится не +1, а 0. При оценке внешних проявлений эмоций в 5 баллов к общей сумме очков добавляется +1, при 3 – 4 баллах – 0, при 1 – 2 баллах из общей суммы вычитается 1. Если обследуемый не оставил о себе никакого впечатления, ему выставляется 0. Окончательный итог в условных баллах выводится путем алгебраического сложения всех полученных результатов по таблице 1.

Таблица1.

Оценка в баллах                  
Алгебраиче­ская сумма очков +6 +5 +4 +3 0+2 - 1 -2 -3 -4-5 -6

Тест Люшера.

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (выбором), или безразличием, или отказом (негативной оценкой), то оно используется в психодиагностике.

X. Айзенк утверждал, что субъекты, предпочитающие яркие цвета, обычно отличаются личностными особенностями, в частности большей активностью, от людей, которые выбирают цвета неопределенные, более спокойные.

Роршах на многочисленных экспериментах показал, что лица, характеризующиеся устойчивыми эмоциями, отдают предпочтение синему и зеленому цветам. При смене настроения это предпочтение обычно меняется. Так, первый выбор серого и черного цвета может свидетельствовать о негативном состоянии.

Тест Люшера также на предположение о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых. Материалы исследований с этим тестом публиковались и в нашей стране.

Мнения о психодиагностической ценности этой методики, опубликованные экспериментальные данные не всегда однонаправлены. При дублирующих обследованиях более 300 одних и тех же испытуемых однозначные результаты нам удавалось получить не всегда, однако некоторые существенные тенденции к совпадению определились. По крайней мере, изменение психического состояния предопределяло обычно изменения в выборе цветов. Хотя некоторые алгоритмы оценки результатов теста Люшера противоречивы, он может рекомендоваться как дополнительная методика изучения наличного состояния спортсменов, особенно при многократных их обследованиях.

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1. Синий (символизирует спокойствие, удовлетворенность).

2. Сине-зеленый (чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство).

3. Оранжево-красный (символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение).

4. Светло-желтый (активность, стремление к общению, экспансивность, веселость).

При свободе от конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета:

5. Фиолетовый; 6. Коричневый; 7. Черный. (0 – нулевой) символизируют негативные тенденции, тревожность, стресс, переживание страха, огорчения и т. п. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Тест заключается в том, что испытуемый (проводит ли он испытание сам с собой или с ним работает экспериментатор) выбирает цвета в нисходящем порядке предпочтения: сначала № 1 – цвет, который нравится более всего, затем № 2 – цвет по привлекательности на втором месте и т. д., с таким расчетом, что под № 8 выбирается цвет, вызывающий наименьшую симпатию (или наибольшую антипатию). Таким образом, формируются восемь позиций:

№ 1, № 2 – явное предпочтение (обозначаются «+ +»).

№ 3, № 4 – предпочтение (обозначается «XX»).

№ 5, № 6 – безразличие к цвету (обозначаются «==»).

№ 7, № 8 – антипатия к цвету (обозначаются «- -»).

На основании анализа более 36 000 результатов исследований Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций.

1-я позиция, обозначаемая знаком «+», отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения).

2-я позиция, также обозначаемая знаком «+» как показателем явного предпочтения, по мнению М. Люшера, показывает цель, к которой стремится испытуемый.

3-я и 4-я позиции (обозначаются знаком «X») характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация.

5-я и 6-я позиции (обозначаются знаком «= =») характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например: синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации.

7-я и 8-я позиции (обозначаются знаком «– ») характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

+ + XX = =--- - -

3 4 10 2 5 6 7

Зоны (+ +; XX; = =; - -) образуют 4 функциональные группы.

Возможно повторение выборов (повторное выполнение теста), и тогда расчет позиций при совпадении или несовпадении цветов в 1-м и во 2-м выборах осуществляется весьма сложным способом, который мы не будем рассматривать, остановившись на приведенном выше стандартном варианте.

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию дальше 5-й, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и № 2 (синий и зеленый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркиваются их общие черты – субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и № 3 (зеленого и красного) подчеркивает автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов; № 3 и № 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и № 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от среды. При сочетании цветов № 1 и № 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивает благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности, характеризуемых синим цветом, и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и № 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства со стремлением «вовне», зависимости от среды.

При интерпретации основных цветов М. Люшер считает также, что они символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) – потребность в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) – потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) – потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4(желтый) – потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й – 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые, если они в 6-й – 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов М. Люшер учитывал с учетом следующих исходных посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, что способствует поддержанию работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также способствует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет отражает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности, иногда без четкого осознания ее деталей, планы на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6 месте, он обозначается знаком «– », и все остальные, что за ним (7-я – 8-я позиции), также обозначаются знаком «– ». Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой «А» над номером цвета и знаком «– », например:

А А А

…1 6 0

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением.). В этом случае над цифрой, занимающей 1-е место, ставится буква «С». Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним знаком «!»); если цвет в 7-й позиции, ставится два знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставится три знака (!!!). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:

!!!!!!

А А А

… 2 1 4

Подобным же образом оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один «!», если 2-ю позицию, ставится два «!!», если первую позицию, ставится три «III». Таким образом, их может быть 6, например,

!!!!!!

С С С

+ + +

6 0 7…

Считается, чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.

Практическим итогом полученных результатов тестирования (с учетом количества знаков «!») целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности (в данном случае по количеству уменьшения числа знаков «!»).

Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком «– »). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит, достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.

Обращается внимание на соотношение первой и последней позиций (1 – 8), имеет ли место компенсация? По нормальной ли схеме она построена?

Может быть также проанализировано отношение цветов во 2-й и в 3-й позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во 2-й и серый в 3-й позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых, только в таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, психологических особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № б, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения дает основание с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.

Интерпретация цветных пар по Люшеру

Позиции «+ +».

Первый цвет синий

+1 +2 (синий и зеленый) – чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, в стрессе.

+ 1 +3 (синий и красный) – чувство целостности, активное стремление к гармоническому отношению в деятельности.

+1 +4 (синий и желтый) – небольшое беспокойство, эмоциональное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.

+ 1 +5 (синий и фиолетовый) – небольшое беспокойетво, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.

+ 1 +6 (синий и коричневый) – чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избегать стресса.

+ 1 +7 (синий и черный) – негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношения к себе, негативное отношение к ситуации.

+ 1 +0 (синий и серый) – негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый

+2 +1 (зеленый и синий) – позитивное состояние, желание признания, стремление к деятельности, обеспечивающей успех.

+2 +3 (зеленый и красный) – активное стремление к успеху, преодолению преград в деятельности, к самостоятельным решениям.

+2 +4 (зеленый и желтый) – желание признания, популярности, небольшое беспокойство, стремление произвести впечатление.

+2 +5 (зеленый и фиолетовый) – небольшое беспокойство, желание признания, популярности, стремление к супервпечатлению, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.

+2 +6 (зеленый и коричневый) – чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

+2 +7 (зеленый и черный) – чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.

+2 +0 (зеленый и серый) – чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.

Первый цвет красный

+3 +1 (красный и синий) – деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, к впечатлениям, к удовольствиям.

+3 +2 (красный и зеленый) – деловое возбуждение, активное стремление к цели, к преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

+3 +4 (красный и желтый) – деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.

+3 +5 (красный и фиолетовый) – повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.

+3 +6 (красный и коричневый) – негативное настроение, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благоприятной ситуации.

+3 +7 (красный и черный) – негативное настроение, злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

+3 +0 (красный и серый) – чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие.

Первый цвет желтый

+4 +1 (желтый и синий) – настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.

+4 +2 (желтый и зеленый) – настроение в общем положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, к самоутверждению.

+4 +3 (желтый и красный) – несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активности.

+4 +5 (желтый и фиолетовый) – небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.

+4 +6 (желтый и коричневый) – негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке, в отдыхе.

+4 +7 (желтый и черный) – весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям.

+4 +0 (желтый и серый) – негативное угнетенное состояние, стремление выйти из неприятной ситуации, нечеткое представление о том, как это сделать.

Первый цвет фиолетовый

+5 +1 (фиолетовый и синий) – неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.

+5 +2 (фиолетовый и зеленый) – настороженность, желание произвести впечатление.

+5 +3 (фиолетовый и красный) – некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.

+5 +4 (фиолетовый и желтый) – возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.

+5 +6 (фиолетовый и коричневый) – возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.

+5 +7 (фиолетовый и черный) – негативное состояние.

+5 +0 (фиолетовый и серый) – напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.

Первый цвет коричневый

+6 +1 (коричневый и синий) – напряжение, страх одиночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.

+6 +2 (коричневый и зеленый) – чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы не сделать ошибки.

+6 +3 (коричневый и красный) – активное стремление к эмоциональной разрядке.

+6 +4 (коричневый и желтый) – утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»).

+6 +5 (коричневый и фиолетовый) – чувство неудовлетворенности, стремление к комфорту.

+6 +7 (коричневый и черный) – негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.

+6 +0 (коричневый и серый) – весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.

Первый цвет черный

+7 +1 (черный и синий) – весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое»).

+7 +2 (черный и зеленый) – возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.

+7 +3 (черный и красный) – сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.

+7 +4 (черный и желтый) – весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.

+7 +5 (черный и фиолетовый) – напряженность, мечты о гармонии.

+7 +6 (черный и коричневый) возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.

+7 +0 (черный и серый) – чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.

Первый цвет серый

+0 +1 (серый и синий) – негативное состояние, желание спокойной ситуации.

+0 +2 (серый и зеленый) – негативное состояние, ощущение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.

+0 +З (серый и красный) – негативное состояние, повышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.

+0 +4 (серый и желтый) – негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их.

+0 +5 (серый и фиолетовый) – чувство беспокойства, настороженности, стремление скрыть это чувство.

+0 +6 (серый и коричневый) – весьма негативное состояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.

+0 +7 (серый и черный) – весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.

Позиции «– –».

Первый цвет серый

– 0 – 1 (серый и синий) – чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.

– 0 – 2 (серый и зеленый) – эмоциональная напряженность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.

– 0 – 3 (серый и красный) – раздраженность, чувство беспомощности.

– 0 – 4 (серый и желтый) – тревожность, неуверенность в своих силах.

– 0 – 5 (серый и фиолетовый) – небольшое контролируемое возбуждение.

– 0 – 6 (серый и коричневый) – тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом завышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.

– 0 – 7 (серый и черный) – отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.

Первый цвет синий

– 1 – 2 (синий и зеленый) – сильное напряжение, стремление избавиться от негативного стрессового состояния.

– 1 – 3 (синий и красный) – сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

– 1 – 4 (синий и желтый) – состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.

– 1 – 5 (синий и фиолетовый) – состояние близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.

– 1 – 6 (синий и коричневый) – эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.

– 1 – 7 (синий и черный) – состояние близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации.

– 1 – 0 (синий и серый) – несколько угнетенное состояние, тревожность, ощущение бесперспективности.

Первый цвет зеленый

– 2 – 1 (зеленый и синий) – угнетенное состояние, неверие в свои силы, стремление уйти из неприятной ситуации.

– 2 – 3 (зеленый и красный) – сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.

– 2 – 4 (зеленый и желтый) – состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительности.

– 2 – 5 (зеленый и фиолетовый) – состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного достоинства, неверие в свои силы.

– 2 – 6 (зеленый и коричневый) – состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль, необоснованное стремление к признанию.

– 2 – 7 (зеленый и черный) – состояние фрустрации из-за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.

– 2 – 0 (зеленый и серый) – состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, снижение волевых качеств.

Первый цвет красный

– 3 – 1 (красный и синий) – подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных отношений, сложившихся с близкими людьми.

– 3 – 2 (красный и зеленый) – состояние стресса из-за неадекватной самооценки.

– 3 – 4 (красный и желтый) – мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, стремление к самооправданию.

– 3 – 5 (красный и фиолетовый) – состояние стресса из-за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.

– 3 – 6 (красный и коричневый) – сильное напряжение, вызванное иногда эротическим самоограничением, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

– 3 – 7 (красный и черный) – состояние стресса, из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это удается.

– 3 – 0 (красный и серый) – сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность нервного истощения.

Первый цвет желтый

– 4 – 1 (желтый и синий) – чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, стремление подавить негативные эмоции.

– 4 – 2 (желтый и зеленый) – состояние нерешительности, тревожности, разочарование.

– 4 – 3 (желтый и красный) – состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнения в успехе, претензии, не подкрепляемые реальными возможностями, самооправдание.

– 4 – 5 (желтый и фиолетовый) – эмоциональное разочарование и чувство недоверия к другим, замкнутость.

– 4 – 6 (желтый и коричневый) – состояние стресса из-за стремления скрыть чувство беспокойства, тревоги, разочарование.

– 4 – 7 (желтый и черный) – напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.

– 4 – 0 (желтый и серый) – напряженность, чувство боязни потерять что-то важное, упустить возможности, напряженное ожидание.

Первый цвет фиолетовый

– 5 – 1 (фиолетовый и синий) – чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности, стремление к сотрудничеству.

– 5 – 2 (фиолетовый и зеленый) – стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения.

– 5 – 3 (фиолетовый и красный) – стрессовое состояние из-за неудач в активных, иногда необдуманных действиях.

– 5 – 4 (фиолетовый и желтый) – настороженность, подозрительность, разочарование, замкнутость.

– 5 – 6 (фиолетовый и коричневый) – стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.

– 5 – 7 (фиолетовый и черный) – напряжение из-за ограничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мысли.

– 5 – 0 (фиолетовый и серый) – проявление нетерпения, но в то же время стремление к самоконтролю, что вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.

Первый цвет коричневый

– 6 – 1 (коричневый и синий) – негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.

– 6 – 2 (коричневый и зеленый) – негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться в лучшую сторону, сомнения, что это удастся.

– 6 – 3 (коричневый и красный) – стрессовое состояние из-за подавления эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.

– 6 – 4 (коричневый и желтый) – напряженность из-за стремления скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.

– 6 – 5 (коричневый и фиолетовый) – негативное состояние из-за неудовлетворенного стремления к чувственной гармонии.

– 6 – 7 (коричневый и черный) – стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.

– 6 – 0 (коричневый и серый) – стрессовое состояние из-за подавления биологических, сексуальных потребностей.

Первый цвет черный

– 7 – 1 (черный и синий) – состояние беспокойства в связи со скрываемым желанием получить помощь, поддержку.

– 7 – 2 (черный и зеленый) – состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.

– 7 – 3 (черный и красный) – стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.

– 7 – 4 (черный и желтый) – стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компромиссов.

– 7 – 5 (черный и фиолетовый) – поиски идеализированной ситуации.

– 7 – 6 (черный и коричневый) – стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.

– 7 – 0 (черный и серый) – стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

Первый цвет серый

– 0 – 1 (серый и синий) – некоторое напряжение, стремление противостоять негативным чувствам.

– 0 – 2 (серый и зеленый) – негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.

– 0 – 3 (серый и красный) – подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.

– 0 – 4 (серый и желтый) – чувства тревожности, неуверенности.

– 0 – 5 (серый и фиолетовый) – напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

– 0 – 6 (серый и коричневый) – стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколько завышенная самооценка.

– 0 – 7 (серый и черный) – стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.

М. Люшер составил также специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разных позициях, предполагающие отражение конфликтов, переживаемых испытуемыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов).

Рассмотрим первые две и последние две позиции с набором цветов, отражающих серьезные конфликты:

№ – номера цветов.

  Позиции: Ч°1 №2   J*7 №8
    XX     XX
    XX     XXX
    XXX     XX
    XX     XX
    XX     XXX
    XX     XXX
    XX     XXX
    XX     XX
    XX     XXX
    XX     XXX
    XX     XXX
    XXX     XX
    XXX     XXX
    XX     XXX
    XX     XXX
    XX     XX
    XXX     XXX
    XX     XXX
    XX     XXX
          XX
          XX
          XX

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: