Философия и ее роль в жизни человека и общества
1. Философия как мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
2. Философия как наука. Структура. Функции. Методы
3. Предмет философии и ОВФ (основной вопрос философии)
Философия (от греч. "любовь к мудрости") - рационально-критический тип мировоззрения о человеке и его месте в окружающем мире.
Типы мировоззрения
1) Мифологическое (характерен синкретизм и антрополиморфизм). Стадии развития: тотемизм, фетишизм и анимизм;
2) Религиозное - исторические тип мировоззрения, центральным понятием которого выступает вера в сверхъестественное. Типы: политеизм, монотеизм;
3) Философское (возникает наряду с мифологическим и религиозным, главная цель - объяснение предметов и явлений окружающего мира и человека). Признаки: рационализм, критичность, логика, историчность.
Философия - наука о наиболее общих закономерностях развития общества, мышления и человека.
Структура философии
1) Онтология - наука о бытии (материя, дух;
2) Аксиология - наука о ценностях;
3) Гносеология - наука о познании;
4) Этика - наука о нравственности и морали;
5) Праксиология - наука о деятельности;
6) Социальная философия
7) Культурология
8) Эстетика - наука о красоте и прекрасном;
9) Философская антропология - изучает эволюцию и развитие человека как существа духовного.
Функции философии:
1) познавательная;
2) воспитательная;
3) мировоззренческая;
4) гуманистическая;
5) аксиологическая;
6) социализация;
7) эвристическая (открывает законы, помогает др. наукам открывать новое)
8) интегрирующая
9) логическая
Методы
1) Диалектика - метод, который рассматривает все явления во взаимосвязи и развитии.
|
2) Метафизика - метод, который рассматривает все явления в статике.
ОВФ - это вопрос об отношении мышления к бытию (Что первично? Дух или материя). Субстанция - первопричина, первоначало.
1) Материализм - философская концепция, сторонники которой считают, что материя первична, а идея вторична.
2) Идеализм философская концепция, сторонники которой считают, что идея первична, а материя - вторична. Виды: объективный идеализм (рассматривает независимость идеи, духа, разума от материи и человека), субъективный (внешний мир зависит от сознания человека).
3) Дуализм (материя и дух равны)
Вторая сторона ОВФ (Познаваем ли мир?)
1) Агностицизм - философское направление, сторонники которого считают, что познание мира полностью невозможно.
2) Гностицизм - философское направление, сторонники которого считают, что познание мира возможно.
3) Скептицизм - философское направление, сторонники которого ставят под сомнение возможность познания окружающего мира.
Лекция №3
Философия Древнего Востока
1. Основные черты
2. Философия Древней Индии и Древнего Китая
К философии Древнего Востока относят страны Индии, Китая, Египта и Двуречья. Несмотря на существенное развитие знаний в Египте, полноценной философии в этих странах сформировано не было. Становление философских знаний было датировано 11-12 вв. до н.э. в странах Индии и Китая. Отличительные признаки Восточной философии:
1) социально-политический характер;
2) жесткий деспотизм;
3) сильное влияние традиций и обычаев;
4) опора на религию;
5) культ предков.
2. Древняя Индия
|
Раньше всего философские традиции и школы сформировались в Древней Индии. Основными литературными и философским памятником индийской культуры являются Веды (сборники гимнов, песнопений, жертвенных формул, посвященных богам).
Все школы Древней Индии делились на 2 вида:
1. Ортодоксальные (ньяя, санкхья, веданта);
2. Неортодоксальные (буддизм, джайнизм, чарвака-локаята).
Основные понятия: карма, нирвана, брахман, сансара.
3. Древний Китай
Древнекитайская философия сформировалась в 6 в. до н.э. Основным памятником является книга перемен - Ицзын.
Основные школы:
1) даосизм;
2) конфуцианство;
3) легизм;
4) моизм.
Особенности философии:
1) социально-правовая направленность;
2) этическая проблематика;
3) традиционализм.
Основные понятия: тянь (небо), сяо (сын), дао (путь мироздания), ли, жень.
Лекция №4
Средневековая философия
Теоцентризм – тип мировоззрения средневековой философии. Бог есть реальность, он определяет все сущее, Бог является первичным бытием. Мир и человек – вторично не самостоятельно, изменчиво и непостоянно, поскольку существует не сам по себе, а благодаря Богу. Для пути к Богу необходима вера, она не допускает сомнений. В данный период господствовал догматизм.
Ведущие духовные ценности средневековой философии: вера, надежда и любовь.
В развитии средневековой философии можно выделить:
1) Апологетику;
2) Патристику;
3) Схоластику;
4) Мистику.
Апологетика – развитие богословия, посвящена защите истинности христианского вероучения. С самого начала она разделилась на 2 направления: позитивную и негативную.
|
Представители позитивной: Юстим Мученик, Климент Александрийский. Они считали, что греческие философы шли по пути истины, но не могли постичь ее.
Представители негативной – Квинт Тертуллиан, не только осуждали античную философию, но и считали, что она испортила человека, подавила его естественные наклонности, создала в его сознании целый мир искусственных ценностей. Единственный выход заключался в упрощении и возвращении к естественному христианскому состоянию.
Патристика пришла на смену апологетики. Начальный этап – деятельность отцов церкви. Это период христианских мыслителей, период создания философски обоснованных догм. Основные представители: Августин Блаженный, Максим Исповедник, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.
Августин Блаженный: «О граде Божьем», «Исповедь о Троице». Он разработал учение о свободе воли и доказал, что человек – своеобразный микрокосм, он объединяет природу материальную – тело, а также разумную душу и свободную волю. В работе «Исповедь» показал, что для рождения понятия «личность» необходима вера. В работе «О граде Божьем» он противопоставил град Земной (государство) и град Божий (церковь). Град Земной воплощает любовь к себе, а град Божий – любовь к Богу.
Если в мире есть зло, а мир сотворен Богом, то получается, что Бог виноват в том, что зло существует, однако, Библия говорит о том, что Бог добр. Теодицея – оправдание Бога за зло.
Августин Блаженный дал понимание и толкование времени. Время он рассматривал линейно, оно течет РТ прошлого к будущему. История – это промежуток между 2 вечностями, создание мира Богом и царство Божье на Земле.
Схоластика – ясное, доступное, рационалистическое обоснование положений христианского вероучения. Главным вопросом данного этапа был вопрос об отношении знания и веры. Схоласты исходили из тезиса о первенстве веры. Обсуждение некоторых религиозных догм привело к постановке философского вопроса. Важнейшим был вопрос об отношении общего к единичному или спор об универсалиях. Данный вопрос возник при обсуждении догмы о Троице. Библия кроме Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа называет еще и Бога, тогда встает вопрос - Кто же Бог? Одни утверждали, что существует 3 отдельных Бога, а Бог – общее имя. Данных представителей называли номиналистами. А другие – что Бог существует реально – реалисты. Но им нужен был ответ на вопрос о Троице, они считали, что это 3 лица, в лице которых представляется один реально существующий Бог.
Фома Аквинский, целью его учения было показать, что вера и разум неразличны, образуют единство, двигаясь к истине. Разум может вступать в противоречия с догмами веры – это ошибочный разум, т.к. в Божьем откровении ошибок нет.
В философии Фома Аквинский опирается на труды Аристотеля. Основные понятия: материя и форма. Фома считал, что форма может существовать без материи, но для телесных вещей природного мира необходимо соединение формы и материи. Сущность и существование реального совпадают только в Боге, в остальном сущность отличается от существования.
Единство веры и разума у Фомы Аквинского являются доказательством бытия Бога. По его мнению, бытие Бога должно быть доказано через свои, доступные нашему сознанию средства.
5 доказательств существования Бога:
1. Причина. Все, что существует имеет причину, значит есть первопричина всего – Бог.
2. Случайность и необходимость. Случайное зависит от необходимого, значит первоначало – Бог.
3. Движение. Все, что движется двигаемо Богом.
4. Степень качества. Все, что существует имеет различные степени качества. Высшая степень качества – Бог.
5. Цель. Все в окружающем мире имеет к-л цель, направление к цели имеет смысл. Разумное начало, направленное к цели – Богу.
Таким образом, эти 5 доказательств основаны на убеждении в том, что бесконечности нет, признание ее существования делает эти доказательства неверными.
Степень качества опирается на то, что само нуждается в доказательстве, а именно, почему нужна причина сущности. Цель основана на убеждении, что все неразумное не существует. Даже если доказательства Фомы Аквинского неверны, это не может служить опровержением существования Бога.
Креационизм – концепция, которая утверждает, что человек был создан по образу и подобию Божьему.
Арабская философия в Средние века была развита не только в мифологическом, религиозном, но и в научном мировоззрении. Араб-ученый проявлял себя в математике, астрологии, географии, медицине, истории, химии.
Арабский мир стремился к познанию мира через построение теорий. Одним из представителей арабской философии был Авиценна, согласно которому универсальные идеи имеют тройственное бытие. Универсалии существуют одновременно до вещей, в вещах и после вещей. До вещей они существуют в Божьем разуме, затем они обращены в вещах, а после в процессе познания формируют в человеческом интеллекте. По мнению Авиценна космические и природные явления не зависят от Божьего промысла, т.к. знание Бога всего лишь универсальное, а не единичное. Ибн Сина также видел связь между телом и душой, но он не был материалистом. Авиценна утверждал, что бытие Бога может быть доказано разумом, независимо от откровения. Он отрицал бессмертие души. В этом также проявляется влияние Аристотеля, который склонен к мысли, что буша человека смертна.
Лекция №5.
Философия эпохи Возрождения
1. Общая характеристика
2. Представители
Общая характеристика философии эпохи Возрождения или эпоха Ренессанс характеризуется такими чертами как:
1. Антицерковная и антисхоластическая направленность;
2. Антропоцентризм;
3. Гражданственность
4. Гуманизм.
Родоначальником европейского гуманизма считают итальянского поэта и философа Франческо Петрарки. Его основные труды: «Моя тайна», «Старческие письма». Философия, по его мнению, - это наука о человеке, его природе, жизни и смерти.
Важнейшую роль формирования общественно-политической жизни сыграла работа Мишеля Монтеня «Опыты». В своих работах Монтень сочетает этику эпикурейцев и стоиков и трансформирует данные учения в соответствии с духом гуманизма.
Античный платонизм, переработанный и дополненный в учениях Николая Кузанского, получает направление и название «неоплатонизм» - «Бог – это абсолютный максимум, основа которого – бесконечность». Как математик Кузанский объясняет природу в математических образах и понятиях. «Мир не имеет окружности и центра, Вселенная – бесконечна, в ней нет границ, природа – это огромный мир – макрокосмос, а человек – малый мир – микрокосмос». Гносеологические взгляды Кузанский изложил в работе «Об ученом незнании», в котором выделил 4 ступени познания:
1. Чувственные ощущения;
2. Рассудок;
3. Разум;
4. Сверхразумное созерцание, интуиция.
Основными идеями в эпоху Ренессанс являются натурфилософские идеи.
1. Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с природой;
2. Гилозоизм – представление о всеобщей оживленности и одушевленности природы.
Джордано Бруно продолжает идеи Кузанского о бесконечности природы и бесчисленности миров. Бруно – дуалист, подчеркивает неразрывность материи и формы.
Общественно-политическая жизнь была представлена в творчестве Никола Макиавели «Государь», Томмазо Кампанелла «Город солнца», Томаса Мора «Утопия».
Лекция №6