1. Общая характеристика
2. Рационалистическая философия (сциентизм)
3. Иррационалистическая философия (антисциентизм)
В середине XIX века обнаруживается кризис европейской философии. Идея о том, что человек является рациональным и что мир в основе своей также рационален и движется к какой-либо разумной цели, подвергались критике. Религиозные идеи эпохи Средневековья также раскритикованы. Идея о разуме человека подвергается переоценке. Подходы к пониманию человека и мира изменяются. Европейскую цивилизацию охватывает период духовного кризиса. В этой связи происходит активный поиск философских концепций. В качестве наиболее общих направлений или тенденций в западноевропейской философии можно выделить:
¾ Неокантианство (переоценка наследия немецкой классической философии). Баденская и Марбургская школы, в рамках которых происходит переработка и переосмысление идей Канта;
¾ Направления, граничащие с нигилизмом (Ницше, Шопенгауэр);
¾ Позитивизм: неопозитивизм и постпозитивизм.
Рационалистическая философия Новейшего времени связана с появлением позитивизма. Основоположниками являются: Конт, Авенариус.
Позитивизм – направление, в рамках которого роль науки в обществе рассматривается в качестве положительной.
Сциентизм – философское направление, указывающее, что наука в обществе является основной и главной движущей силой.
Антисциентизм – направление, в рамках которого не отрицается главенствующая роль науки в обществе, однако она рассматривается в качестве негативной.
Основная идея А.Конта заключается в выделении им трех стадий общественного развития:
1. Теологическая;
2. Метафизическая;
3. Научная.
Конту также принадлежит теория классификации наук, в которой на первый план выходят такие науки, как науки естественно-научного цикла, а гуманитарные науки, в том числе и философия, заменяются социологией, способной выработать достоверное знание об обществе.
Во второй половине XIX в. Эрнстом Махом и Рихардом Авенариусом идеи Конта переосмысливаются в рамках второго позитивизма или эмпириокритицизма. В основе эмпириокритицизма лежит представление о том, что окружающая действительность слагается из элементов опыта. А наука, соответственно, - это результат приспособления человека к окружающей среде.
В начале XX века оформляется третье направление – неопозитивизм. Здесь можно назвать таких деятелей, как Людвиг Витгенштейн, Венская школа – Рассел.
Постпозитивизм – К.Поппер, Томас Юн.
Основные идеи заключаются в том, что наука имеет не линейное, а скачкообразное развитие, главным фактором которого выступает теория.
1. Критерии верификации
2. Критерии фальсификации
Иррационалистическая философия. Философия жизни, волюнтаризм, экзистенциализм.
Выдвигается идея о том, что для познания необходимо устранить все психологические аспекты из познавательного процесса.
Лекция №9
Русская философия
1. Общая характеристика
2. Периодизация
3. Русская религиозная философия
4. Общеполитическое направление в русской философии
5. Философия Всеединства
6. Русский космизм
Неотъемлемой и важнейшей является составляющая исторического процесса – философия России, которая имеет ряд специфических особенностей:
1. Антропоцентризм;
2. История – софичность;
3. Отсутствие профессиональных философов как таковых.
Преобладание антологии и антропологии в большей степени, чем в гносеологии. Этическая направленность.
1. 10-17 вв. – эпоха философской мысли в древней Руси;
2. Эпоха Просвещения- 18- 19 вв.;
3. Оригинальная русская философия- 19-20 вв.;
4. Послеоктябрьский период;
5. Современная философская мысль.
Принятие христианства на Руси. Языческая мифология с принятием христианства вытесняется. Это оказывает влияние на развитие (новейший религиозный характер).
В 11 в. появляется «Повесть временных лет» и «Слово о законе и благодати митрополита Иллариона», «Поучение Мономаха».
Главной идеей данного философского направления является мысль о том, что Россия выберет верный путь, перед ней великое будущее. В это период появляется 2 основных направления:
1. Исихазм – безмолвная молитва;
2. Нестяжательство.
Исихазм – мистическое учение, культивировавшее безмолвную молитву, духовное сосредоточение. Противопоставляя Бога и мир, мир – несотворенная энергия, соединение души и энергии допускается верой в Бога.
Нил Сорский: «11 глав», «Сборник». Применял текстологическую критику при составлении житий. «11 глав» - трактат по теории и практике исихазма.
Максим Грек (не владел русским языком) – первый русский гуманист, противопоставлял антропоцентризм социальному служению церкви.
Русская философия эпохи Просвещения.
1. Институциализацированная (университетская) светская философия и близкая ей мысль естествоиспытателей (М.В.Ломоносов). Представители: Аничков, Десницкий, Брянцев.
2. Неинституциализацированная светская философия. Представители: Сковорода, Степанов-Державин и мыслители социально-политических направлений и радикалов.
3. Институциализацированная религиозная философия. Представители: Шварц, Лопухин).
Славянофильская идея – космический принцип. Ядро метафизической основы – учение о сущем. Значения сущего:
1. Сущее как абсолютное начало безусловного единства - Бог.
2. Сущее как бытие, как начало множественности форм. Бытие необходимо сущему.
Всеединство в философии Соловьева:
· Онтологический аспект – единство Бога, человека и космоса. «Все едино в Боге».
· Аксиологический – единство истины, красоты, добра.
· Гносеологический – единство 3 видов знания: эмпирического, рационального и мистического.
· Практическом – единство общества, государства и церкви. Дух – основа слияния православия и церкви.
В начале 16 века получило развитее общественно-политическая мысль, концепция старца Филофея: «Москва – Третий Рим». Так, в Древней Руси были заложены основы философской культуры, хотя оригинальная философская мысль еще не сформировалась.
С реформами Петра 1 начался новый период в отечественной философии. Государство провозглашено светским, происходит разделение философии и теологии. Значительную роль в формировании отечественной философской мысли сыграл М.В. Ломоносов. Представитель натурфилософии, дуалист, вносит существенный вклад в открытие МГУ в 1755 г.
Важный вклад в развитие русской философской мысли так же вносит Г.Сковорода, в центре его философии человек, который является микрокосмом и связывает мир и Бога в себе.
Проблема человека в центре учения Радищева, материалист рассматривает возникновение человека из материи, при этом признает бессмертие души.
Главной проблемой выступает спор, который образовался в связи с реформами Петра 1 между западниками и славянофилами.
Философия Всеединства (оригинальная русская философская мысль). Основа учения Соловьева – софия – вечной души мир. Соловьев – представитель диалектического идеализма. Основной принцип философии Соловьева – проект всемирной теократии.
Русский космизм – особое философское мировоззрение, получившее развитие в 19 – 20 вв. Главные идеи:
1. Рассматривали человека и космос как единое целое;
2. Признание главенствующей роли науки в познании космоса;
3. Изучение космоса для решения существующих проблем
Космизм делится на естественно-научный и религиозный.
Лекция №10