Методические указания к выполнению работы.




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N5

"Индивидуальные методы экспертных оценок"

Цель работы: изучение индивидуальных методов экспертных оценок: парных сравнений, последовательных сравнений.

Постановка задачи. Используя индивидуальные методы экспертных оценок установить порядок предпочтения целей.

Порядок выполнения работы.

1. Установить порядок предпочтения целей методом парных сравнений (матрицу бинарных предпочтений составить самостоятельно).

2. Установить порядок предпочтения целей методом последовательных сравнений (массив целей оценить самостоятельно).

Варианты заданий.

1. Для продвижения товаров и услуг на рынке холдингу необходимо провести дополнительные рекламные мероприятия. Эксперт из отдела сбыта проводит анализ четырех вариантов решения этого вопроса:

1. Создание интернет-магазина;

2. Введение круглосуточного режима работы, увеличение кадров;

3. Открытие еще одного филиала;

4. Усилить рекламу в СМИ.

Определить наиболее информативный способ расширения и рекламы.

2. В результате эффективного использования иностранных инвестиций и грамотной политики предприятие получило значительную прибыль. Руководитель и инвесторы утвердили эксперта для решения проблемы выбора объекта, которому будут выделены средства на развитие. Эксперту предложены следующие цели:

1. Строительство ФОК для сотрудников на территории предприятия;

2. Заказ проекта корпоративного сайта;

3. Инвестирование крупного строительного проекта;

4. Покупка развлекательного центра.

Определить наилучшую альтернативу

3. В результате успешной деятельности банка и востребования его услуг руководство стоит перед проблемой организации дальнейшего бесперебойного предоставления услуг населению, расширения, привлечения новых клиентов. Для этого эксперту поручено определить наиболее удачный вариант решения вопроса:

1. Открытие дополнительного филиала в городе;

2. Приобретение здания необходимого размера для перемещения банка и его расширения;

3. Введение круглосуточного режима работы;

4. Реконструкция существующего здания и увеличение количества рабочих мест.

Определить наилучшую альтернативу.

4. Из республиканского и местных бюджетов выделены средства в сферу здравоохранения эксперт проводит оценку наиболее нуждающейся и важной сферы медицины для получения субсидий.

1. Замена всего оборудования, отработавшего нормативный срок, на новое;

2. Установка дорогостоящего современного оборудования в специализированных центрах и диспансерах;

3. Открытие поликлиник в густонаселенных микрорайонах;

4. Строительство наркологического центра;

Определить наиболее важную цель.

5. Компания «Проспект» хочет получить максимальную прибыль. Для выбора наилучшей альтернативы из предложенных руководство пригласило эксперта:

1. открытие собственного производства;

2. увеличение затрат на рекламу;

3. расширение рынка сбыта;

4. снижение цен с целью увеличения оборота.

Определить наилучшую альтернативу.

6. За перевыполнение плана руководство компании хочет наградить работников. Для этого эксперту поручено определить наиболее удачный вариант решения вопроса:

1. выдать разовую прибыль;

2. устроить корпоративную вечеринку;

3. дать оплачиваемый отпуск;

4. увеличить зарплату.

Определить наилучший вариант.

7. За отличную учебу родители решили поощрить своих детей. Для выбора наилучшего варианта они пригласили эксперта:

1. увеличение карманных денег;

2. путевка в санаторий;

3. разрешить гулять до 23:00;

4. экскурсионная поездка по Европе.

Определить наилучший вариант.

8. Руководство университета решило поспособствовать культурному обогащению учащихся. Эксперт проводит анализ наилучшей альтернативы:

1. бесплатные билеты в театр;

2. бесплатные билеты на выставку;

3. бесплатные билеты в кино;

4. бесплатные билеты в музей.

Определить наилучшую альтернативу.

9. Для продвижения товаров и услуг на рынке холдингу необходимо провести дополнительные рекламные мероприятия. Эксперт из отдела сбыта проводит анализ четырех вариантов решения этого вопроса:

1. Создание интернет-магазина;

2. Введение круглосуточного режима работы, увеличение кадров;

3. Открытие еще одного филиала;

4. Усилить рекламу в СМИ;

Определить наиболее информативный способ расширения рекламы.

10. На основе отчетных данных деятельности предприятия руководство признало необходимость дополнительной рекламы товаров. Рекламный отдел предложил несколько вариантов рекламных мероприятий, различающихся как по стоимости так и по эффективности. Эксперт отдела проводит оценку предложенных целей:

1. Реклама в ведущих печатных изданиях республики и в радиоэфире;

2. Рекламный ролик выпускаемой продукции на ведущем телеканале страны в дорогое эфирное время;

3. Реклама в интернете (почтовые рассылки, баннерная реклама, электронные публикации);

4. Установка выставочных стендов в главных торговых центрах крупных городов на длительный срок;

5. Спонсировать какое-либо значимое общественное мероприятие (напр., выступления известной команды КВН, выставку «Моторшоу», парк детских аттракционов).

Определить наилучшую цель.

11. Управление текстильного предприятия ОАО «Камволь» безуспешно пыталось выйти из долговой «ямы» и предприятию в будущем грозит банкротство. Признана необходимость радикальных мер для решения денежного вопроса. Выбрана группа экспертов для выбора самого лучшего варианта погашения долгов:

1. Выставить несколько крупных ведомственных объектов на аукцион;

2. Взять кредит в банке.

3. Получить разрешения Министерства финансов отсрочить погашение части долгов;

4. Временно сократить производство и сдать в аренду часть имеющихся производственных площадей.

Определить наилучший вариант.

12. К юбилею предприятия предложен ряд мероприятий для ветеранов труда. Группа экспертов собрана для выбора наилучшего и наиболее необходимого нововведения.

1. Предоставить ветеранам бесплатные авиабилеты в экономическом классе, что даст возможность посетить родственников, друзей.

2. Предоставить ветеранам бесплатные путевки для оздоровления.

3. Открыть сеть магазинов «Ветеран» со сниженной на 10% торговой надбавкой

4. Обеспечить льготную продажу в кредит, организовать обслуживание с предварительным заказом и доставкой на дом

Определить наилучший вариант решения проблемы.

13. Компания «Строим вместе» решила увеличить выпуск продукции. Для этого экспертам поручено определить наиболее удачный вариант решения проблемы:

1. ввести новую поточную линию;

2. модернизировать установленное оборудование;

3. организовать работу в две смены;

4. построить новый завод.

Определить наилучший вариант решения проблемы.

14. Компания устраивает рекламную акцию по поводу открытия нового магазина. Группа экспертов собрана для выбора наилучшего мероприятия по привлечению потенциальных покупателей:

1. пригласить популярную рок-группу;

2. предложить скидку каждому покупателю;

3. организовать раздачу призов;

4. утроить лотерею.

Определить наилучшее мероприятие.

15. Иностранная фирма инвестировала деньги белорусскому предприятию. Руководство предприятия собрало группу экспертов для выбора наилучшего варианта:

1. вложить деньги в рекламу продукции;

2. закупить новую технику;

3. отремонтировать износившееся оборудование;

4. повысить зарплату руководящему составу.

Определить наилучший вариант.

16. На основе отчетных данных руководство предприятия признало необходимость дополнительной рекламы товаров. Эксперт рекламного отдела проводит оценку предложенных вариантов:

1. Реклама в печатных изданиях республики и в радиоэфире;

2. Рекламный ролик выпускаемой продукции;

3. Реклама в интернете;

4. Реклама в радиоэфире.

Определить наилучший вариант.

Методические указания к выполнению работы.

3.1. Метод парных сравнений. Метод предусматривает использование эксперта, который проводит оценку целей

Z1, Z2,...,Zn.

Согласно методу осуществляются парные сравнения целей во всех возможных сочетаниях. В каждой паре выделяется наиболее предпочтительная цель. И это предпочтение выражается с помощью оценки по какой-либо шкале. Обработка матрицы оценок позволяет найти веса целей, характеризующие их относительную важность. Одна из возможных реализаций метода состоит в следующем:

1. составляется матрица бинарных предпочтений, в которой предпочтение целей выражается с помощью булевых переменных;

2. определяется цена каждой цели путем суммирования булевых переменных по соответствующей строке матрицы.

3. определяется вес каждой цели как цена цели, деленная на сумму цен всех целей.

4. Цели упорядочиваются в соответствии с их весами.

Примеp 1: эксперт проводит оценку 4-х целей, которые связаны с решением транспортной проблемы:

Z1 — построить метрополитен

Z2 — ввести 2-хэтажный автобус

Z3 — расширить существующую транспортную сеть

Z4 — ввести скоростной трамвай

1. Составим матрицу бинарных предпочтений:

Zi / Zj Z1 Z2 Z3 Z4
Z1        
Z2        
Z3        
Z4        

2. Определим цену каждой цели (складываем по строкам)

C1=3; C2=0; C3=2; C4=1

Эти числа уже характеризуют важность объектов. Нормируем, т.к. этими числами не удобно пользоваться.

3. Исковые веса целей.

V1=3/6=0,5; V2=0; V3=0,33; V4=0,17

Проверка: cумма всех Vi=1, значит решено верно.

4. Получаем порядок предпочтения целей:

Z1, Z3, Z4, Z2

3.2. Метод последовательных сравнений. Одна из возможных модификаций метода состоит в следующем:

1. Все цели располагаются в виде массива в порядке убывания их важности и назначаются предварительные оценки целей. При этом первая цель массива получает оценку 100, а остальным целям ставятся в соответствие оценки, отражающие их важность.

2. Первая цель массива сравнивается со всеми возможными комбинациями ниже стоящих целей по 2. В случае необходимости оценка первой цели корректируется. Вторая цель массива сравнивается со всеми возможными комбинациями ниже стоящих целей по 2. В случае необходимости оценка 2-ой цели корректируется и т.д.

3. Производится запись скорректированных оценок и расчет на их основе весов целей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: