Кондрашенко Леонард Иванович




Аннотация

на хоровое произведение

"Море спит"

 

Музыка М.А. Парцхаладзе

Слова Л. Кондрашенко

 

 

Выполнила Головчан Екатерина

Студентка II курса отделения

"Хорового дирижирование"

 

Класс преподавателя

Липовой О.Е.

 

 

Мераб Алексеевич Парцхаладзе (1924-2008 гг)

Родился 15 декабря 1924 года в Тбилиси. Был советским композитором, народным артистом РСФСР (1986), а также заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР (1967). Участник Великой Отечественной войны. Мераб был сыном композитора Алексея Алексеевича Парцхаладзе (1897—1972), это во многом предопределило его судьбу. В 1947—1950 учился в Тбилисской консерваторию по классу композиции С. В. Бархударяна. В 1953 окончил Московскую консерваторию по классу композиции С. С. Богатырева, в 1957 — здесь же аспирантуру. В 1953—1957 преподаватель Московского хорового училища. В 1957—1974 заведующий редакцией издательства "Музыка" ("Советский композитор"). Скончался 14 февраля 2008 года.

Творческое наследие

С ранних лет будущий композитор впитывал красоту и богатство музыки своего народа, лицезрел роскошь и буйство красок природы Кавказа. Всё это оказало непосредственное влияние на формирование его творческого дарования. Большое и значительное место в творчестве М. А. Парцхаладзе занимает музыка для детей: хоровые сборники («Утро Родины» (1961 г.), «На свете много разных стран» (1969 г.)); сборники песен («Солнце глянуло в окно» (1962-1967 гг.), «Наш край» (1969 г.). Хоровая музыка также представлена циклами и отдельными смешанными хорами a’cappella: "Ночь в Зедазени", «Джвари», "Озеро. «Родина моя», «У вечного огня» (хор-вокализ), триптихом «Океан» и др. Среди хоров для однородного состава можно назвать такие, как «Самаиа», «Весна в Грузии», цикл на слова В Семернина («Засентябрило», «Вечер»,«Облака»); «Горы», «Здравствуй,утро!», «Море спит» и мн. др. Вышеперечисленные произведения написаны для женского (детского) хора.

Есть у М. А. Парцхаладзе сочинения и для мужского состава, например, ор. 48 «Край прекрасный».

Некоторые сочинения сделаны в вариантах для смешанного и женского (детского) состава: (широко известны хоры «Ночь», «Озеро»), «Берёзовая ветка» и т. д. Крупная вокально-инструментальная форма представлена музыкальными сказками «Холодный нос, короткий хвост», «Самый лучший Дед Мороз», «Горы поют» (для солистов, хора, ансамбля танцоров и оркестра грузинских народных инструментов); для симфонического оркестра – поэма «Нестан», оркестровые сюиты «Лесные картины», «Таёжными тропами», «Прощание с Дерсу»; для симф. оркестра и фортепиано – Концерт. Композитором написаны и камерно-инструментальные сочинения: Грузинский марш (для духового оркестра), Струнный квартет, «Напев» (для скрипки и фортепиано), ряд фортепианных пьес («Детский альбом», «Пандурули» №1 и №2); вокальная музыка представлена романсами и песнями («Мы помним дороги», «Забудь обидные слова», и др.). Поражает многообразием музыка к драматическим спектаклям («Свет далёкой звезды» (1964 г.), «Верхом на дельфине» (1968 г.), «Дерсу Узала» (1961 г.), «Обожжённые солнцем» (1965 г.), и т.д.; к радиопостановкам («Нонкина любовь» (1954 г.), «Родина моя, прекрасный мой народ» (1958 г.), «Первый учитель» (1962 г.). Кроме того, М. А. Парцхаладзе – автор сборников обработок народных песен и танцев («Народная музыка Абхазии», «Народная музыка Аджарии»). На основе вышеизложенного видно, что М. А. Парцхаладзе работал в разных жанрах, но песенно-хоровое творчество занимает приоритетную позицию в многообразии его сочинений. Детская музыка – особый пласт творческого наследия. Композитором написано более 60 произведений для разных хоровых составов (a’cappella и с сопровождением), есть несколько сочинений крупной формы, хоровых циклов. Будучи композитором, представлявшим традиции двух крупнейших композиторских школ (Московской и Тбилисской), сочетал в своих произведениях национальную самобытность и оригинальность грузинского фольклора с приёмами музыкального развития мастеров русской классики.

Кондрашенко Леонард Иванович

 

Родился 4 августа 1930 г. в станице Кайсацкой Волгоградской области. Известный поэт и переводчик, автор 30 книг, учредитель ежегодных Пушкинских праздников, создатель музея А.С. Пушкина в Гурзуфе. Он приехал в Гурзуф в далеком 1958 году, связав свою жизнь со страной детства «Артеком», став известным на всю страну поэтом и переводчиком. Его произведения издавались в разных издательствах, переводились на многие языки. Его стихи, положенные на музыку, неоднократно звучали в исполнении М.Магомаева, И.Кобзона, Г.Великановой. Автор книг для детей «Африка-жирафика», «Кто угадает», «Грибные шляпки», «Тарарам»,«Бухта барахта», «На дне морском», «Берег солнечных улыбок», «Кто посолил море», «Сколько вас?», «Солнце на ладони» и др. Его краеведческая работа о Гурзуфе выдержала два издания и легла в основу документального фильма «Гурзуф». В 2000 году Леонид Иванович перевел «Крымские сонеты» Адама Мицкевича на русский язык, за что в 2001г. был награжден премией Автономной Республики Крым. Особую известность получили его сборники Артековских стихов. Возможно именно атмосфера лагеря и моря подтолкнули автора написать стихотворение «Море».

 

Природа - это одно из многих явлений, которое способно на многое вдохновить человека. Многие известные художники, писатели и поэты создавали свои шедевры под влиянием различных природных явлений, которые пробудили в них самые разнообразные чувства и эмоции. «Море спит» композитора М. Парцхаладзе - это пейзажная зарисовка. Оно контрастно в нем автор изображает два состояния моря во время шторма, когда с виду спокойная вода, может в мгновение закипеть и обрушиться на корабли, стоящие на якоре, всей своей несокрушимой мощью. И во время штиля, когда море успокаивается, засыпает, становится спокойным, ласковым и безмятежным. Слушая это произведения в памяти невольно возникает картина известного художника- мариниста И.Айвазовского - «Девятый вал». «а так же, Буря на море ночью» и д.р.

Произведение написано в простой двухчастной форме. Музыка и литературно-поэтический текст тесно взаимосвязаны. Композитор использует контрастные музыкальные средства выразительности. В первой части композитор очень точно передаёт настроение моря, оно взволнованно, штормит. Очень похоже на человеческое раздражение и злость. Таким образом авторы текста и музыки как бы очеловечивают море и предаю произведению особенное настроение. Во второй части море успокаивается, засыпает. Эта часть передаёт спокойствие, уравновешенность. Автор стихотворения Л. Кондрашенко в стихотворении использует перекрёстную рифму– абаб. Перекрестная (попеременная) рифмовка образуется посредством чередования рифмующихся строк – первая рифмуется с третьей, вторая – с четвертой, пятая – с седьмой и т. д.

 

Основная тональность произведения: g- moll, но, во второй части, композитор переходит в одноименную тональность G- dur, тем самым, пытается показать два разных состояния моря. Произведение написано в сложном размере 6/8 который дирижируется по двухдольной схеме. Первая часть звучит в темпе allegretto mosso (скорее, чем allegretto) с пометкой agitato (взволнованно). Создаёт образ шторма, быстро накатывающих волн. Перед окончанием меняется на piu allargando (более расширяя). Во второй части темп меняется на pacatamente (тихо) с пометкой meno mosso (менее подвижно). Создаёт образ спокойствия, чистой, спокойной водной глади. Ритм произведения достаточно простой. Основным ритмическим рисунком для всех партий является обычный ритм (восьмые и четверти так же встречаются шестнадцатые длительности). Склад изложения в первой части гомофонно-гармонический. А во второй части полифонический, так как присутствует имитация голосов (сначала фразу поют альты затем сопрано ее подхватывают).

Гармония произведения достаточно проста, но очень красочна. Она отражает величие моря. Легка по своей структуре. Яркие и одновременно светлые, мягкие сочетания голосов, образуют очень красочную гармонию. В некоторых эпизодах композитор использует восточный колорит.

 

В первой части мелодия, исполняется в штрихе non legato, подчеркивает суровы морской характер этой части. С 1 по 4 тактах идет трехголосие, и уже с 5 по 10 такты разворачиваются в четырехголосие тем самым подчеркивает характерные черты грузинской музыки, которой свойственно разнообразное, оригинальное многоголосие с богато расцвеченной музыкальной тканью.

 

Во второй части меняется характер звуковидение на мягкий, певучий, плавный. Если в первой части темп был = 104 то в этой части он становится в два раза медленней =50. Появляются распевы в партиях, в 22 и 28 тактах присутствует нисходящие хроматическое движения шестнадцатых, характерные для народной грузинской музыки, используемые Парцхаладзе.

Произведение написано для женского или детского хора двухголосного хора.

Диапазоны партий:

Сопрано 1- ре первой, ми второй октавы.

 

Cопрано 2- ре первой, до второй октавы.

 

Альты- си малой, соль первой октав

 

В первой части используется:

Динамический ансамбль необходим для уравновешивания, по силе голосов, внутри партии и согласованности громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле. Произведения начинается с тихого нюанса mp динамическое развитие быстрое до ff. В первой части динамическая и смысловая кульминация будет на словах: «Дрожащие от гула» (10- 13 такт). Вторая часть спокойная, нежная поэтому динамическое развитие медленное от mp до mf. Динамическая и смысловая кульминация в этой части не совпадают. Динамическая кульминация будет на словах: «Смотри спокойное лежит оно, ни с кем, не споря» (20-24 такт). А смысловая: «Устало Море. Море спит.» (24 - 27 такт.)

Ритмический ансамбль для умения петь вместе, ритмически чётко, гибко изменять темп, владеть чувством темпа, искусно пользоваться агогикой, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения.

Тембровый ансамбль в нём наиболее важным является внимательное отношение певцов к общему звучанию соответствующей партии хора, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно-исполнительской задаче

Во второй части используется:

Унисонный ансамбль предусматривает слияние голосов по высоте, по метроритму, тембру, темпу, динамике, вокальным приёмам и дикции. При этом главное внимание уделяется воспитанию у хористов умения слушать и слышать друг друга, умения подстраивать и уравновешивать свои голоса в звучании своей партии, а так же ритмический ансамбль для слаженного чёткого унисонного ансамбля.

Гармонический ансамбль необходим при исполнении данного произведения. возникает некоторая градация динамических соотношений: в произведениях с гармонической фактурой – полное равновесие, в произведениях гомофонно-гармонического склада – с некоторым усилением мелодического голоса.

Во-первых, в первой части звук яркий, звонкий. Атака звука – смешанная (твёрдая, мягкая)

Во-вторых, в второй – светлый, лёгкий, мягкий. Атака звука – мягкая.

В-третьих, партия альтов имеет дивизии. В хоре, периодически звучит четырехголосие. Тесситура удобная для всех голосов.

Произведение исполняется с чётким произношением текста и интонированием мелодии. Дикция у исполнителей должна быть понятная. Литературно-поэтический текст для исполнения довольно лёгкий. За счёт точного интонирования и отсутствия ошибок произношения необходимо передать настроение моря, сначала бушующего, потом засыпающего. Дыхание распределяется по фразам. В первой части используется штрих non legato, а во второй legato.

 

В первой части передается образ бушующего моря следующими вокально-хоровыми средствами: оживленный темп, при проведении фразы: «Оно металось до утра» сделать движение к «… до утра». Необходимо делать большое крещендо, чтобы получилась ярко выраженная фраза. Дыхание берется быстро (люфтами), каждая следующая фраза берется с затакта.

 

 

Последнее предложение «Оно срывало якоря, дрожащие от гула», вторая фраза, которая является crеscendo, нужно сделать ritenuto (замедление) в конце фразы и остановится на фермате на слове «...гула».

 

 

Вторая часть произведения передает характер спокойного спящего моря. Начинается эта часть умиротворенно. Эта часть должна звучать в два раза медленнее, чем первая. Начинается тихо с постепенным развитием долгие ноты в партии сопрано «А на зоре...», и на фоне долгой ноты подголосок альтов «на заре...».

 

 

Кульминация в этой части приходится на слова «Смотри: спокойное…», так как звучание mf, и к нему ведет crеscendo. Дыхание берется в начале фраз темп меняется и становится в два раза медленнее поэтому дыхание можно брать более полноценно.

 

 

В заключении меняется темп (немного сдержанней), меняется размер 8/8. В последних трех тактах н идет ritenuto (замедление), и общее diminuando.

 

Трудности:

Интонационные трудности: сложные интервалы (секунды, кварты, сексты). Динамические трудности: в первой части, в течение 1- 2 тактов необходимо показать нарастание динамики. Первая часть возбужденная, динамичная, вторая часть умиротворенная, певучая. Необходимо, после ff, резко начать петь на mp

Дирижерские трудности: начало фраз первой части необходимо показывать кистевыми движениями, постепенно расширяя амплитуду движения, чтобы прийти к концу фразы. Последнее предложение следует расширить, так как это конец первой части. Это нужно показывать большим, тяжелым жестом. Вторая часть начинается на mp, она певучая. Дирижерский жест legato, плавный и протяжный.

Заключение:

Произведение может исполнять не только профессиональный женский хор, но и подготовленный самодеятельный хор. Так же это произведение может исполнять хорошо подготовленный детский хор.

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: