Парадная (Иорданская) лестница




Парадная лестница была восстановлена после пожара в 1837 г. В.П.Стасовым, сохранившим в общих чертах замысел Ф.Б.Растрелли. Беломраморная лестница, начинаясь от Главной галереи, расходится двумя широкими маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Здесь поражает воображение эффект барочной театрализации: низкий затененный первый марш лестницы контрастирует с ее основным объемом, где пространство словно раздвигается, отражаясь в зеркалах и прорываясь в бесконечность иллюзорной росписи свода. Десять монолитных колонн сердобольского гранита поддерживают своды лестницы. Пронизанный светом, сверкающий позолотой и зеркалами интерьер занимает всю высоту здания Зимнего дворца. Живописный плафон с изображением Олимпа (Дициано Гаспаро, 18 в.) визуально увеличивает высоту помещения. В декоративное убранство лестницы включены скульптурные произведения, привезенные при Петре I из Италии: "Власть", "Антиной", "Диана", "Справедливость", "Могущество". В 18 в. лестницу называли Посольской - послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием. С лестницы открывается вход в две парадные анфилады дворца - Невскую и Главную, ведущую к Георгиевскому залу и Большой церкви. Проход по Главной анфиладе повторяет путь торжественных церемоний середины XIX - начала XX века.

Позже лестницу стали именовать Иорданской - по ней во время праздника Крещения из Большого собора Зимнего дворца спускался крестный ход к Неве.

Как бы следуя словам крупного специалиста по интерьерам Чарльза МакКоркордейла, который заметил, что «ренессансные мастера и мыслители исходили из того, что величайшие художественные достижения античности должны стать основой дальнейшего развития искусств», Боссе, оформив фасад в ренессансном духе, в интерьерах воссоздал элементы стилей, восходящих к античности и в их развитии. Здесь мы видим и ранний классицизм, и ренессанс, и стоящее в стороне от античности барокко. Все сохранившиеся интерьеры Боссе отличаются особой изысканностью, легкостью и изяществом. Сегодня они прекрасно отреставрированы под пристрастным наблюдением Натальи Карповны Манушиной.

Вестибюль и парадная лестница

Войдем внутрь здания. Вестибюль прост и невелик, но кажется солидным. Он отделан дубовыми панелями, имеет лепные украшения, выдержанные в едином духе с лестничным интерьером. Парадная лестница насыщена большим количеством лепных деталей. Три окна с арочными сводами и полуколоннами коринфского ордера освещают интерьер в дневное время. Потолочное перекрытие украшено резными деревянными кронштейнами, во фризе -многочисленные лепные панно. Стены лестничной площадки верхнего этажа декорированы четырьмя пилястрами с гермами, поддерживающими два арочных проема. Сочетание светлых тонов с темно-коричневыми и общий рисунок декора лестничного интерьера более всего характерно для ренессанса, а деревянные кронштейны потолочного перекрытия - элемент готики.

Интерьеры бельэтажа

Согласно правилам того времени для особняков знати, жилыми покоями хозяевам служили помещения бельэтажа. Парадные гостиные находились во втором этаже, где размещались анфилады с окнами на главные улицы Петербурга. Не требовавшиеся в повседневной жизни, парадные анфилады обычно открывались при торжественных приемах и различных празднествах. Этот особняк не составлял исключения. К сожалению, убранство большой части жилых помещений не сохранилось. Сегодня мы можем здесь видеть лишь Парадную и Дубовую столовые.

Зимний дворец (1754-1762), Ф.Б.Растрелли

Зимний Дворец был построен для Елизаветы Петровны по проекту Ф.Б.Растрелли в 1754-1762 годы и до 1917 года оставался главной императорской резиденцией. Это четвертый по счету каменный Зимний дворец.

Два каменных Зимних дворца были построены для Петра I на Дворцовой наб.(не сохранились).

Временный деревянный Зимний дворец был построен по проекту Ф.Б.Растрелли для Елизаветы Петровны – на время строительства каменного.

Он стоял на Невском проспекте и занимал большой участок от реки Мойки до Большой Морской улицы(не сохранился).

Когда Ф.Б.Растрелли проектировал третий по счету каменный Зимний дворец,предполагалось при его строительстве использовать здания, построенные на этом месте раньше. В частности дворец генерал – адмирала Ф.М.Апраксина, построенный еще в Петровское время на этом участке набережной Невы.

Первый проект Ф.Б.Растрелли не был осуществлен. Следующий проект архитектора был одобрен 16 июня 1754 года – эту дату принято считать началом строительства четвертого Зимнего дворца. Строительство было завершено в 1762 году, но работа над внутренним убранством продолжалась.

Здание имеет четкий логический план - близкий к квадрату прямоугольник, усложненный крупными (выступами) ризалитами по углам. Здесь должны были расположиться самые важные дворцовые интерьеры. В северо –западном – Тронный Зал, в северо – восточном- главная лестница (Иорданская, или Посольская), в юго -восточном – церковь, в юго–западном – театр. По второму – парадному этажу, ризалиты предполагалось связать торжественно – решенными анфиладами залов. Строительство велось в период наивысшего расцвета пышного стиля барокко, (Елизаветинское, или Растреллиевское барокко.)

Главным входом служили парадные ворота южного фасада, которым придан вид широкой трех – пролетной триумфальной арки. За ними шел огромный двор, окруженный дворцовыми корпусами. Парадный вход вел и в северный корпус, вытянутый вдоль берега Невы. В интерьерах дворца многочисленные зеркала создавали эффект расширения пространства, так же обильно для украшения помещений использована была позолота и многочисленные декоративные элементы.

Первоначально фасады дворца были песочного цвета, на фоне которого золотились декоративный элементы. Елизавета Петровна скончалась в декабре 1761 года, на престол взошел ее племянник, голштинский принц Петр III. Затем произошел дворцовый переворот 28 июня 1762 года, который привел к власти его супругу Екатерину II. зимний дворец эрмитаж

1760 – е годы оказались переломными и в искусстве.

На смену пышному барокко пришел более рациональный стиль классицизм. Ф.Б.Растрелли вышел в отставку и уехал за границу. Декоративно – отделочные работы в Зимнем дворце продолжались по проектам других архитекторов. В конце XVIII- начале XIX века во дворце работали мастера классицизма (Ю.М.Фельтен, Д.Кваренги, К.И.Росси, О. Монферран и др.)

Во времена правления Екатерины II набережная Невы со стороны Зимнего дворца оделась в гранит и получила название -Дворцовая.

Огромный пожар 1837 года уничтожил практически все интерьеры дворца. Восстановительными работами руководили архитекторы В.П.Стасов и А.П.Брюллов. Сегодня замыслам Ф.Б.Растрелли в Зимнем дворце отвечают:

Главный вестибюль, галерея первого этажа(справедливо носит имя зодчего), Иорданская лестница и дворцовая церковь, восстановленные В.П.Стасовым без значительных изменений.

Фасады Зимнего не повторяют друг друга, они сохраняют прежний свой облик. Чередующиеся (выступы) ризалиты, трехчетвертные колонны, размещенные в два яруса. На углах многочисленных выступов колонны собираются пучками, перебегая с одной фасадной поверхности в другую. Скульптура и вазы над карнизом, словно размывают верхнюю границу здания. Разнообразные по рисунку наличники окон и многочисленный лепной декор. Все эти черты делают Зимний дворец ярчайшим примером пышного и беспокойного барокко.

В первой половине XIX века территория перед южным фасадом дворца была урегулирована, постепенно к 1840- м годам здесь сформировался архитектурный ансамбль главной площади Санкт - Петербурга - Дворцовой.

Помимо Зимнего дворца в ансамбль вошли: здание Главного Штаба, построенное по проекту К.И.Росси, а так же здание Штаба Гвардейского корпуса, созданное по проекту архитектора А.Брюллова.

В 1834 году на Дворцовой площади торжественно был открыт монумент, посвященный победе русских войск в войне с Наполеоном - Александровская колонна, исполненный по проекту О.Монферрана.

Одновременно с созданием ансамбля Дворцовой площади, К.И.Росси создал мемориальную композицию, связанную с памятью об Отечественной войне 1812 года в здании Зимнего дворца. Галерея 1812 года решена в виде длинного зала, перекрытого сводом с фонарями верхнего света. На стенах галереи, открытой в 1826 году, были размещены 332 поясных портрета героев войны, выполненные художником Доу.

Здесь же монументальные парадные изображения императора и полководцев. После февральской революции 1917 года, в Зимнем дворце размещалось Временное правительство, После октябрьской революции 1917 года бывшая императорская резиденция была национализирована.

Со стороны Невы к Зимнему дворцу примкнули здания, входящие в ансамбль Эрмитажных зданий: Малый Эрмитаж, Большой (Старый Эрмитаж), Эрмитажный театр, а со стороны Миллионной улицы здание Нового Эрмитажа. Сегодня все эти шедевры мировой архитектуры вместе с Зимним дворцом входят в состав всемирно известного музея- Государственный Эрмитаж. Эрмитаж является одним из крупнейших музеев мира. Здесь хранится около 3 млн. памятников культуры и искусства с глубокой древности до наших дней; картины, графические листы, скульптуры, предметы прикладного искусства, монеты и медали. Среди сокровищ Эрмитажа - работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Ребрандта, Рубенса, Матисса, Пикассо и многих других. Мировую известность получили коллекции скифского золота и северопричерноморских древностей. Если останавливаться у каждого экспоната хотя бы на 1 минуту, то для осмотра всех достопримечательностей придется потратить несколько лет.

Размещено на Allbest.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: