Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни




Функции иконы

Лепахин В. В.

Нужно ли говорить и еще раз доказывать, что ни одно художественное явление не имело в России такого всеохватывающего значения, как икона, и ни один другой вид искусства не внес такой выдающийся вклад в общественную и культурную жизнь, как икононопись. Мы полагаем, что во всей полноте оценить значение и роль иконы, глубину и широту ее влияния на церковную, государственную, общественную и личную жизнь русского человека, даже на его ментальность, на формирование его эстетических взглядов и предпочтений невозможно без разработки функционального аспекта в иконоведении. В связи с этим мы предлагаем выделять и различать следующие взаимосвязанные между собой функции иконы.

Догматическая функция. Одной из главных, основных функций иконы является догматическая. В ней можно выделить два аспекта: 1) догматическое обоснование иконы и иконопочитания, 2) догматика на иконе.

1. Церковное учение об иконе и иконопочитании есть синтез православного богословия, своеобразная "summa theologiae" определенного периода. И это не преувеличение. VII Вселенский Собор констатировал, что иконоборчество в своих суждениях, в своих "анафематизмах" в адрес иконопочитания повторило главные тезисы почти всех ересей, отвергнутых предыдущими Вселенскими Соборами. Итак, за иконой стоит вся православная догматика, выработанная на протяжение многих столетий на семи Вселенских Соборах и в писаниях Святых Отцов.1

2. Другой аспект указанной функции состоит в следующем: как конкретно проявляется догматика на иконах? – Это во многом зависит от особенностей темы, содержания, сюжета той или иной иконы. Самый яркий пример – икона Пресвятой Троицы. Она возникла как живописное свидетельство описанного в Ветхом Завете события – приход к Аврааму и Сарре Господа в образе трех путников, трех мужей, трех Ангелов (Быт.18:1-33). Вначале эта икона носила название "Гостеприимство Авраама", и на ней были изображены не только Ангелы, но Авраам, Сарра, слуга, закалывающий тельца для обеда, а стол перед Ангелами был уставлен посудой. И вот со временем через ряд промежуточных этапов (с особым совершенством и полнотой под кистью прп. Андрея Рублева) из священно-исторического изображения гостеприимства Авраама она стала догматической иконой Троицы. На иконе остались три Ангела, а на столе – лишь одна чаша с главой жертвенного Агнца. Так икона потеряла "историчность" и стала невербальным церковным образом, адекватным словесной формуле троичного догмата. Боговдохновенность творения прп. Андрея Рублева состоит именно в том, что икона в красках, линиях и композиции идеально являет главный христианский догмат, делает его зримым, показывает его красоту и неизмеримую глубину.2

Вероучительная функция. Догматическая функция иконы определяет характер следующей функции – вероучительной. Если догматическая функция иконы сосредоточена на задаче "во что веровать", то вероучительная – "как веровать", как понимать тот или иной христианский догмат, то или иное евангельское событие.3 Требование догматической чистоты и ясности, предъявляемое к иконе, возлагает большую ответственность на иконописца. Церковный художник должен заботиться прежде всего о догматической стороне того, что он изображает, о соответствии иконы учению Церкви. Иконопись должна сознавать свое высокое догматическое значение и учить красками так же и тому же, чему Церковь учит словом.

Вероучительная функция иконы обуславливает и даже требует тесной взаимосвязи между словесным образом и живописным иконным. Главный источник Откровения, из которого человек узнает о Боге, – Священнное Писание. Именно Священное Писание содержит словесные образы, которые дают человеку представление о Боге. О взаимосвязи словесного и изобразительного, иконописного образа писал еще в IV веке свт. Василий Великий: "Что повествовательное слово передает через слух, то живопись показывает молча через подражание". Позже на это мнение Василия Великого неоднократно ссылался прп. Иоанн Дамаскин: "Дело изображения и слова – одно", "образ, нарисованный красками, родствен начертанному словом". Уравнивание в правах словесного и живописного образов предъявляет строгие требования к иконному образу. Икона должна выражать те же самые истины, но на другом языке – на языке линий, красок, композиции, изобразительных символов. На иконе должно быть не индивидуальное понимание или видение христианской Истины, а соборное, церковное, святоотеческое учение о ней. Словесная формула и живописный образ не должны приходить в противоречие, но свидетельствовать об одном.4

Познавательная функция. В этой функции можно выделить два аспекта: 1) информативно-повествовательный, 2) собственно познавательный, гносеологический.

1. В первые века Христианства и особенно в западной половине Римской империи икона понималась нередко как "книга для неграмотных", во всяком случае на Западе эта функция считалась едва ли не главной. VII Вселенский Собор утверждает: "иконы необходимы для того, чтобы те, которые не знают Писания, на стенах могли читать то, чего они не могут читать в книгах". Не все христиане умели читать книги, тем более богословские, икона же способна своими линиями, красками, символами излагать людям то же самое церковное учение, которое выражено словом. Эта функция иконы играла в свое время важную роль, ведь икона, а вместе с ней мозаика и фреска, в соответствии с тремя своими жанрами наглядно рассказывали о главных христианских догматах, о главных событиях Священной Истории, показывали образы святых, т.е. тех, кто своей жизнью во Христе засвидетельствовал истинность Христова учения и дал пример для подражания.

2. Два мира – видимый и невидимый, мир сей и Царство Небесное – имеют между собой настолько принципальные отличия, что их непосредственная встреча невозможна. Явление Божественной Сущности во всей чистоте, силе и славе было бы губительно для видимой эмпирической реальности и для человека. В силу своей душевно-телесной природы человек не может познавать Бога непосредственно. Адам в раю общался с Богом и видел Его. Грехопадение воздвигло между Богом и человеком непроходимую преграду. Впервые после грехопадения увидеть Бога возжелал пророк Моисей. Но узреть Лик Божий – Его сущность, естество, природу – человеку невозможно, видеть он может лишь "задняя" (Исх.33:20-23) и "как бы сквозь тусклое стекло, гадательно" (1Кор.13:12), видеть тень, образ, т.е. нечто доступное непосредственному чувственному восприятию. И познавать Бога человек может лишь благодаря Божественным энергиям, которые излучает естество Божие. Икона (естественная, словесная, изобразительная) – необходимое условие самой возможности Боговедения и Богообщения. Божественная энергия являет себя через икону, нисходит к человеку, чтобы затем возвести его к Первообразу. Икона есть плод и источник невербального, внепонятийного Боговедения.5

Свидетельская функция. Св. апостол Иоанн в самом начале первого Послания особенно подчеркивает, что он не просто говорит о пришествии Спасителя, но свидетельствует о Нем, поскольку видел Его. "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь", – пишет Апостол (1Ин.1:1-2). Сын Божий воплотился, Его видели апостолы и ученики; и не только видели, но и "осязали". Сын Божий – Образ Бога невидимого – явился на земле в видимом богочеловеческом образе, стал описуем и изобразим. Боговоплощение фактически положило начало иконе и иконописанию. Икона есть свидетельство воплощения Бога Слова, а иконопочитание есть особый вид исповедания веры в истинность Боговоплощения.6

Проповедническая функция. Очевидно, что между иконой и проповедью существует взаимосвязь: икона выполняет важную функцию проповеди христианского, православного учения, а проповедь в свою очередь нередко становится вербальной иконой святого, праздника или догмата. В этом смысле можно говорить об иконе как о безмолвной, невербальной, "неизглаголанной" проповеди, а о проповеди – как о словесной иконе. Эту функцию, как и некоторые другие можно рассматривать в нескольких аспектах, в данном случае в трех: 1) икона как проповедь, 2) проповедь как словесная икона, 3) проповедь об иконе или икона в проповеди.7

Храмовая функция. В этой функции иконы можно выделить также три аспекта: 1) храм как икона, 2) икона в храме,8 3) икона как "основательница" храма.

1. Храм понимается православным богословием иконично. Традиционный древнерусский храм, унаследованный от Византии, называется по своим зодческим принципам крестовокупольным: план его сознательно устроен с соблюдением двух символических фигур – круга (символа Божией вечности) и креста (главного символа Христианства). Но также крестовокруговую форму имеет и алтарь. Крест в алтаре образуется линией, идущей от апсиды к солее, и поперечной линией, идущей от жертвенника через престол к диаконнику. Круг же ясно просматривается при мысленном соединении полукружия алтарной апсиды и полукружия амвона. В точке пересечения линий креста в алтаре стоит святой престол, на котором совершается великое Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Сам Господь Иисус Христос невидимо восседает на престоле во время совершения Литургии. В этом смысле алтарь является иконообразом Царства Небесного, иконой Горнего Иерусалима.

2. Икона в храме – это прежде всего иконостас, который является одной из важнейших символических частей храма. Иногда его называют алтарной преградой. Прежде всего, вслед за о. Павлом Флоренским повторим, что иконостас – не преграда, а снятие преграды, и потому он открывает и раскрывает, а не закрывает; он нераздельно и неслиянно соединяет, а не разъединяет. Флоренский пишет: "Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий, сферу небесной славы, и возвещающих тайну… Иконостас есть сами святые... Вещественный иконостас не заменяет собой иконостаса живых свидетелей и ставится не вместо них, а лишь как указание на них, чтобы сосредоточить молящихся вниманием на них. Направленность же внимания есть необходимое условие для развития духовного зрения. Образно говоря, храм без вещественного иконостаса отделен от алтаря глухой стеной; иконостас же пробивает в ней окна, и тогда через их стекла мы видим, по крайней мере можем видеть, происходящее за ними – живых свидетелей Божиих. Уничтожить иконы – это значит замуровать окна...".

3. Почитание чудотворных икон в Византии было так велико (особенно после эпохи иконоборства), что наряду с храмами, освященными во имя Спасителя, Богородицы, святого или праздника стали основывать церкви в честь чудотворных икон. В Древней Руси икона также нередко становилась "основательницей" храма. В честь большинства чудотворных икон построены монастыри, храмы или, по крайней мере, приделы в храмах или же часовни. По всему лицу земли российской рассеяны богородичные монастыри в честь чудотворных икон: Абалацкий, Ахтырский, Боголюбский, Владимирский, Донской, Знаменский, Иверский, Казанский, Корсунский, Смоленский, Тихвинский, Толгский, Седмиезерный. Этот список можно значительно расширить; кроме того в честь одной иконы нередко воздвигнуто несколько монастырей. Например, в честь чудотворной иконы Знамения Божией Матери в России было перед революцией четыре мужских и три женских монастыря. Или обратимся к храмам. По нашим подсчетам только в Москве на 1998 год в честь чудотворных икон действует 76 церквей.

Богослужебная функция. Эта функция иконы проявляется в двух аспектах: 1) икона в богослужении и 2) богослужение как икона.

1. Икона рождается в новозаветной Церкви, в храме, в богослужении, и только в Литургии она получает всю присущую ей духовную глубину и вселенскую полноту, только в ней икона живет живой и двуединой небесно-земной жизнью, только в Литургии она исполняет свое предназначение и свышнее призвание, только в ней она обретает синергийное единство с небесными первообразами и соборное единство с другими церковными образами, другими видами искусства. Часто праздничной иконой становится прославленная чудотворная икона. В данном случае сам праздник и икона праздника совпадают. Все богослужение совершается в честь иконы, покоящейся на специальном аналое. Икона не просто изображает праздник или напоминает о нем, но сама является объектом празднования. И в этом богослужебная функция иконы проявляет себя особенно наглядно.

2. Второй аспект этой функции состоит в том, что само богослужение можно рассматривать как икону, как образ. В Православии иконичны как богослужебные циклы (годовой, седмичный, суточный), так и каждая Литургия и отдельные богослужения. Весь годичный богослужебный цикл – это икона всемирной истории от сотворения мира до Страшного Суда.9

Антропологическая функция. Христианская антропология основывается на сотворении человека по образу и подобию Божию (Быт.1:26). Слово "икона" встречается уже в первой главе Священного Писания: "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему..." (Быт.1:26). В Новом Завете слово "икона" неоднократно употребляется по отношению к воплотившемуся Слову. Согласно апостолу Павлу, Господь Иисус Христос "есть образ Бога невидимаго" (Кол.1:15; ср.1Кор.11:7; 2Кор.4:4). Нельзя не обратить внимания на особенности "богословия образа" у святого Апостола. Если Адам сотворен только "по" образу Бога Отца, то Христос Сам есть этот Образ Бога невидимого. Адам, следовательно, сотворен по предвечному Первообразу – Сыну Божию Иисусу Христу.

Образ Божий, к очищению которого должен стремится человек, конкретно проявляется в теле и в лике, и иконописец, пишущий святого, призван изобразить иконолик, а не лицо, духовное иконотело, а не тело физическое, написать просветленную иконоплоть, а не дебелую земную плоть. Это призвание и поныне остается сверхздачей для любого иконописца.

Богословская функция. Эта функция обобщает и фокусирует в себе предыдущие функции, прежде всего догматическую, вероучительную, познавательную, богослужебную и антропологическую. В процессе развития иконопочитания и теории образа понятие "икона" становится важнейшим богословским термином, и в этом мы видим еще одну важную, если не важнейшую, функцию иконы. По мнению некоторых немецких ученых уже с IV века в византийском богословии "логос-теология" сменяется "икон-теологией" – богословием церковного образа, в частности, иконы. К этому утверждению следует отнестись осторожно (особенно к датировке), но то, что богословие образа заняло заметное место в византийском богословии еще в доиконоборческую эпоху, невозможно отрицать. Богословие первых веков христоцентрично и логосно, главным объектом догматических споров являлось Второе Лицо Пресвятой Троицы – воплотившийся Логос, Богочеловек Иисус Христос. Со временем же в христианском богословии все большее значение получает проблема церковного образа, иконы. И тут в центре также остается Иисус Христос, но уже не только как воплотившийся Логос, но как Образ Бога невидимого (2Кор.4:4; ср. Кол.1:15).

Богословская функция иконы помогает понять, насколько универсален в Православии церковный образ, насколько важна икона и в богословии, и в Боговедении, и в мировидении, и в богослужении, и в церковном искусстве, насколько глубок производный от слова "икона" термин "иконичность". Неиконичное – предмет, явление, событие, действие – Православие как бы "выталкивает" из себя как инородное, даже чужеродное тело. И это не простой традиционализм или консерватизм, не забота о формальной вероисповедной чистоте, но стремление к чистоте онтологичной. Все, что не иконично, не онтологично, т.е. синергийно не связано с Богом, не имеет первообраза в Царстве Небесном, все это нечисто метафизически, греховно и, главное, разрушительно для иконичного, в итоге – для всего православного, христианского. Неиконичное не восходит само, а потому не способно и возводить к Первообразу. Поэтому, в некотором смысле мы можем говорить о паниконичности православного богословия, православного богослужения, православного мировосприятия и православного искусства.10

Историческая функция. Сказания о прославленных чудотворных иконах – Владимирской, Смоленской, Знамение, Тихвинской, Казанской, Феодоровской, Донской, Иверской икон Божией Матери – тесно связаны с историей русской Церкви, с историей Руси, русского государства. "Как и прежде, – пишет иеромонах Филадельф, – ограждают Русскую землю чудотворные иконы Божией Матери. Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы. Иверская икона – южные. Почаевская и Смоленская ограждают землю Русскую с запада. На востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждая российские земли, Казанская икона Божией Матери. А в центре России сияет образ Божией Матери Владимирской, написанной евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовало Святое Семейство". Чудотворные иконы не только ограждают, но и освящают страну, освящают ее историю, поэтому, может быть, точнее было бы говорить о священно-исторической функции.

В свое время Д.С. Лихачев тонко заметил, что "летопись времен Андрея Боголюбского… строилась как цепь чудес Богоматери". Но даже поверхностное изучение летописных сказаний о чудотворных иконах (и упоминаний об иконах вообще – перенесение, написание, поновление, чудеса) приводит к выводу, что не только ранние летописи, но русское летописание вообще в одном из аспектов можно рассматривать как историю чудотворных икон, а сказания об иконах, в свою очередь, – как исторический и историософский источник. Бесспорно, история чудотворных икон – это история России.

Воинская функция. Историческая функция тесно связана, как это видно на примере Владимирской иконы Богородицы, с военной, с воинской. Сказания о чудотворных образах повествуют, как в течение долгих веков иконы спасали страну от порабощения, иконы защищали крепости от нашествия врагов, от нападения соседей, от междуусобиц, иконы предупреждали о грозящей военной опасности. Знаменитые древнерусские святыни брали с собой в военные походы 11; перед сражением служили перед ними молебны, а после битвы приносили благодарственные молитвы, приписывая победу не своей силе и воинской доблести, а заступничеству и покровительству чудотворных икон. Иконы спасали города и крепости от нашествий и осады. Здесь можно напомнить роль иконы Смоленской Богоматери – в защите Смоленска от врагов на протяжении многих столетий, в отношениях Смоленска с Москвой, в победе над Наполеоном; Донской иконы Богоматери – в победе на Куликовом поле, а позже в спасении Москвы от крымских татар в 1591 году в царствование Феодора Иоанновича; Тихвинской Богоматери – в неоднократных победах над шведскими войсками; Казанской – в изгнании из Кремля интервентов в Смутное время; иконы Знамения – в защите Новгорода от суздальских дружин, а позже в победе Александра Невского в битве на Неве и на Чудском озере; Почаевской – в победе над турецким войском в 1675 году; Каплуновской иконы Божией Матери в победе Петра I над шведами; Касперовской – в Крымской войне 1853-1855 годов и защите Одессы.

Напоминательная функция. В этой функции можно выделить два аспекта: 1) онтологический и 2) психологический. Об обоих видах напоминания говорили еще Отцы VII Вселенского Собора.

1. Как уже говорилось вначале, на иконе изображается ипостась Богочеловека Иисуса Христа, в которой нераздельно и неслиянно соединены два естества – Божественное и человеческое. Благодаря этому единению, икона становится двуединством образа и Первообраза. Поэтому иконные изображения, как отмечалось на Соборе, "служат напоминанием о первообразах и возводят к ним", т.е. икона вместе с напоминанием возводит ум человека к божественным первообразам, к Богу. Напоминание (или воспоминание) – носит онтологический, реальный, богочеловеческий характер.

2. Однако, было бы совсем неверно полностью отрицать наличие и психологического аспекта в этой функции. Верующие почитают иконы, говорится в материалах VII Вселенского Собора, "для напоминания себе и запоминания первообразов". Одной из важных христианских добродетелей является память о Боге. Человек должен жить, сознавая постоянное присутствие Божие. Красный угол в доме служил всегдашним напоминанием о Боге и Его святых. Он был окном в небо, окном в Царство Божие, где пребывают Господь, Матерь Божия и святые, поэтому красный угол или киот с иконами, стоявший в красном углу, называли божницей. Иконы напоминали человеку о Боге, о святых, о Царстве Небесном не только в доме, но практически повсюду. Красный угол с иконами и лампадой был в официальных учреждениях, в больницах, в магазинах, лавках, ресторанах, в тюрьмах.

Посредническая функция. В понимании иконы как посредника есть также два аспекта: 1) онтологический и 2) психологический.

1. Апостол Павел в Послании к Тимофею пишет: "Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос" (1Тим.2:5). Апостол не случайно подчеркивает в этих словах вочеловечение Христово, принятие им образа человеческого, плотского, потому что только благодаря этому Он стал Посредником. Икона же есть онтологичный образ Посредника. Антиномичное богочеловеческое двуединство иконы делает ее границей между двумя мирами – видимым и невидимым. Икона одновременно окно и дверь. Как окно икона открывает возможность Боговедения; как дверь икона является местом таинственного, но реального, можно сказать реально-мистического схождения в мир сей Христа, Богородицы или святого. Икона – это место встречи Бога и человека, это нисхождение Божие и восхождение человеческое. Здесь эта функция тесно смыкается со свидетельской, напоминательной, а также молитвенной и чудотворной функциями.

2. Другой аспект – посредничество между людьми. В Евангелии от Матфея Господь говорит: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:20). Вот эту функцию посредника и как бы заместителя выполняла икона. Когда гость входил в комнату, то прежде всего искал взглядом красный угол, крестился на иконы (вместе с ним молились и хозяева) и лишь затем пришедший здоровался с присутствующими. Гостя встречали присловьем: "Честь да место – Господь над нами – садись под святые", т.е. в красный угол под иконы. Таким образом, икона становилась видимым посредником между гостем и хозяином. Предложив гостю присесть в другом месте, а не в красном углу, хозяин косвенно, но совершенно ясно выражал свое отношение к пришедшему. О нежданном, нежелательном или невоспитанном госте сложилась приводимая Далем поговорка: "Посади мужика у порога, а уж он под образа лезет".

В "Сборнике Кирши Данилова" и Соловей Будимирович, и Дюк Степанович, и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и Иван Годинович, и Михайла Иванович Потук и другие богатыри, заходя в гридню князя Владимира, прежде чем поклониться ему и его супруге, не забывают помолиться на иконы. Обычно, рассказывается об этом в следующих словах:

Приходил же тут Добрыня Никитич млад,

Он молится Спасову образу,

Кланеется князю Владимеру и княгиге Апраксевне,

На все четыре стороны...

И наоборот, автор былин, не забывает отметить, что "татарин", посланный Калин-царем и вбежавший в гридню князя, "Спасову образу не молится".

Родовая, семейная функция. Икона сопровождала русского человека всю его жизнь, начиная с его появления на свет. Наречение имени новому члену семьи состоятельные люди отмечали написанием так называемой "мерной" – по росту новорожденного – иконы, на которой изображался тезоименитый святой покровитель младенца. При трудных родах роженицу клали под иконы, в доме зажигали все лампады и свечи перед иконами. Близкие молились перед иконами Богоматери, св. Анастасии-Узорешительницы, Ангела Хранителя и других особо почитаемых святых о благополучном появлении на свет и здравии матери и младенца. Кроме мерной иконы, иконы святого покровителя, имя которого носил человек, семейных людей сопровождали по жизни "благословенные" образа, т.е. иконы полученные от родителей с благословением на брак. Образами благословляли молодых несколько раз. Вначале при сговоре, т.е. после успешного сватания при предварительном договоре о приданом, затем перед венчанием и последний раз во время свадьбы на второй день, как это описывается в "Домострое". Кроме того молодые всю жизнь хранили в красном углу венчальные образа, которыми их благословлял священник во время совершения обряда венчания в церкви. Часто благословенные образа были и венчальными. Видное место занимали иконы и в росписи приданого за невестой. Роспись всегда начиналась с перечисления икон, которые родители давали за дочерью. Всегда на первом месте стояли иконы и в завещаниях, в том числе царских. Сохранившиеся документы XIV-XV веков – завещания великих князей Московских Иоанна Иоанновича, его сына св. блгв. кн. Димитрия Донского, Василия Димитриевича, – а также записи более поздних веков, завещания многих бояр, единогласно свидетельствуют об этом.

Хозяйственная функция. Нельзя не обратить внимания на то, что икона играла заметную роль в хозяйственной жизни русского народа, святой и его икона освящали труд земледельца, животновода, ремесленника, икона придавала священный смысл хозяйственной деятельности вообще; труд на благо семьи, страны становился трудом во имя Божие. Приведем только несколько примеров проявления этой функции иконы. После отела хозяка вносила теленка в дом, клала на стол в красный угол под иконы, трижды читала молитвы и лишь после этого относила на солому в угол у двери. В праздник Благовещения (25 марта) икону Богородицы ставили в кадку с зерном, предназначенным для посевной, и молились о богатом урожае. Молитве об урожае льна и овса мог быть посвящен второй день Пасхи. Тогда по селу носили запрестольный крест и икону Богородицы. Икону ставили на лен, а горсть овса сыпали ей "в глаза". Икону ставили в кадку с зерном и непосредственно перед севом.

Как известно, св. Георгий является покровителем не только земледелия, но и скотоводства. Обычно скотину выгоняли в поле первый раз в день его церковного празднования 23 апреля. В этот день все хозяева молились перед иконой великомученика и в храме (обязательно следовало поставить свечу перед иконой), и дома. После Литургии народ выходил на улицу с иконами и вставал по сторонам. Между двумя рядами икон по этой "святой иконной улице" и прогоняли скот. В других губерниях перед первым выгоном обходили двор с иконой св. Георгия, иногда шли за коровой с иконой святого покровителя до самого пастбища.

Святой апостол Петр был рыбаком и потому считается покровителем рыбного промысла. Особенные молитвы возносились ему в Петров день 29 июня – память первоверховных апостолов Петра и Павла. Поставить обычную свечку перед иконой апостола в этот день казалось мало, и в некоторых губерниях рыбаки покупали в складчину большую "мирскую свечу". 1 августа – память прпп. Зосимы и Савватия Соловецких – наступал праздник пчеловодов: пробовали мед нового сбора. По преданию именно прпп. Зосима и Савватий устроили первые пчельники на севере Руси. Иконы их стояли во всех пчельниках. "Без Бога – ни до порога, а без Зосимы-Савватия – ни до улья", – сложили поговорку пчеловоды. И такие свои святые покровители были практически у всех видов хозйяственной деятельности русского крестьянства. К помощи иконы на Руси прибегали практически во всех случаях жизни: при пожаре, эпидемии, засухе, долгой дождливой погоде, наводнении, когда не помогали молитвы, "поднимали" чудотворную икону, т.е. выносили из храма и совершали крестный ход с иконой по городу, вокруг деревни или на поле, где служили молебен перед ней.

Прикладная функция. В этой функции мы бы выделили три аспекта. Первый касается писания самой иконы как произведения живописи, второй – изготовления появившихся позже окладов и других предметов, "окружающих" икону, третий – торговли иконами.

1. Без сомнения икона вызвала к жизни целую отрасль как высокого, так и прикладного искусства. Важным и самостоятельным ремеслом считался выбор и подготовка иконных досок; этим занимались древоделы. Особым ремеслом было и приготовление левкаса – иконного грунта. Его делали из порошка мела или алебастра и мездряного, осетрового или другого рыбьего клея. Важной и ответственной частью иконного ремесла считался перевод на левкас рисунка. Этим занимался знаменщик: он снимал прориси с древних икон, он делал рисунки для новых икон, он делал новые переводы со старых, обветшавших переводов или подлинников, он переводил рисунок на залевкашенную доску. Золочение считалось также отдельной и ответственной операцией и нередко этим занимались особые мастера. Конечно, ответственнейшей частью работы всегда оставалось само писание иконы. "Доличники" писали иконные горки, палаты, воды, деревца, а "личник" писал лики, обнаженные части рук и ног. Здесь было важно искусство приготовления красок. У иконописцев была своя детально разработанная терминология. В недавно изданной книге Н.А.Замятиной собрано и прокомментировано около 700 единиц специальной лексики иконописцев, из них различные обозначения красок составляют по нашим подсчетам около 180 единиц. Особой и ответственной операцией было олифление иконы.12 Варить олифу считалось также ответственным делом. Каждый мастер имел свои секреты. Известно, что Симон Ушаков, уже будучи главой Иконописной мастерской в Оружейной палате взял на себя эту обязанность, составив свои рецепты, но, правда, скоро от этого отказался.

2. Икона дала мощный толчок для развития многих видов прикладного искусства, которые "обслуживали" икону. Появление иконостаса стало стимулом для развития искусства деревянной резьбы. Пятирядные русские иконостасы (конец XIV – начало XV веков) дали толчок для появления резьбы, все более богатой и усложненной по своему характеру и рисунку, вплоть до того, что резьба иконостасов со временем стала "подавлять" иконопись. Современные исследователи все чаще подчеркивают важнейшую роль оклада иконы, ее ризы в почитании святынь. Риза – не обязательная, но неотъемлемая (там, где она есть) часть иконы. Вспомним Есенина: Гой ты, Русь моя родная, хаты – в ризах образá... Одной из главных примет Руси у Есенина выступают заключенные в оклады-ризы иконы. Без сомнения икона дала толчок для развития и совершенствования таких видов и технических приемов ремесленного искусства как чеканка, басма, скань (филигрань), зернь, золочение, серебрение, финифть (эмаль), гравировка по серебру или меди и др. Оклады икон, как уже говорилось, часто украшали драгоценными камнями, а это связано с ювелирным искусством. Очень рано на Руси появились резные по дереву иконы. Вместе с ними получили распространение иконки резаные по камню (использовали сердолик, агат, оникс, перламутр, жадеит, ляпис-лазурь, змеевик-стеатит, жировик, кость, глинистый сланец, шифер). Широкое распространение медных икон (и в качестве нагрудных, и в качестве дорожных образов) дало толчок для совершенствования медного литья и искусства цветной финифти, которой украшали литые медные иконы. Итак, икона бесспорно сыграла свою заметную роль в развитии прикладного искусства и на этом основании мы можем говорить об особой функции иконы – прикладной.

3. К этой же функции иконы мы отнесли бы и торговлю иконами. По свидетельству "Стоглава" уже в середине XVI века на Руси были особые иконные ряды на рынках и ярмарках.13 Церковный Собор, проявляя заботу о качестве иконописания, повелел в торговых рядах собрать продающиеся там иконы "немастерского письма", выяснить, кто их писал и запретить тем иконникам писать до тех пор, пока не научатся у "добрых мастеров". Итак, иконные ряды были не только местом продажи икон, но и удобной формой контроля за качеством иконописания, хотя далеко не все иконы проходили через специализированные лавки или торговые ряды. Широкое распространение икон породило, как известно, целое сословие бродячих торговцев церковными образами – офеней. Это было действительно замкнутое сословие со своим кругом интересов, со своими обычаями, негласными законами и даже со своим языком.14 Свою опасную и не совсем удавшуюся попытку сблизиться с офенями, проникнуть в их мир в 1855 году описал замечательный этнограф С.В.Максимов.

Священно-эмоциональная функция. Икона должна укреплять веру в человеке. "Когда взираем на написанный образ Христова подобия, – писал прп. Максим Грек, – то исполняемся радости духовной, видя Его, Владыку, изображенным в том плотском виде, в каком он благоволил пожить с людьми, и от того исполняемся страха Божия и памятуем чудеса, которые Он сотворил, живя на земле". Человек есть душевно-телесное существо, он нуждается в пище не только для духа, но и для своих чувств. Материальные изображения не являются самоцелью; их духовно-символическая направленность и дает человеку эту пищу, они становятся важным средством для постижения Божественного, для возвышения к нему.

Молитвенная функция. Здесь можно выделить два аспекта: 1) молитва перед иконой и 2) молитва, молитвенный текст как вербальная икона.

1. Хотя мы и поставили ее едва ли не на последнее место, но главная функция иконы – молитвенная. Икона дает человеку онтологичное чувство реального присутствия Божия и реального Богообщения. Икона – лишь видимый образ, но образ непосредственно связанный с невидимым Первообразом, насыщенный Божественной энергией и благодатью этого небесного запредельного Первообраза. Молитвенное почитание, которое человек воздает иконе, относится не к дереву и краскам, не к произведению искусства, каким бы совершенным оно ни было, а восходит к Первообразу, к Первообразу возносится и молитва человека. "Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу", – приводит слова свт. Василия Великого прп. Иоанн Дамаскин. Эта же цитата используется и в постановлении VII Вселенского Собора об иконопочитании.

Свою молитвенную функцию икона выполняет и в храме, и в доме, и в пути. Интересно отметить, что молитвенная функция, как и некоторые другие, в народном сознании зависит не только от качества, но и от количества икон. Скромный красный угол мог быть свидетелем просто бедности, но простым крестьянином это осознавалось как некий духовный недостаток. Например, как записано собирателями фольклора, один крестьянин новгородской губернии говорил: "Какая дома молитва, как у меня и икон-то только две". Это народное убеждение, что настоящая молитва возможна только там, где много икон, с одной стороны, приводило людей в храм (по крайней мере, по субботам и воскресеньям и в большие праздники), а с другой стороны, заставляло прилагать все усилия, чтобы обогатить красный угол, домашнюю божницу.

2. Другой аспект проблемы, как говорилось, состоит в иконичности самой молитвы, о чем подробно говорилось во второй части книги, в главе, посвященной молитве.

Чудотворная функция. Пожалуй, нет другого слова, которое так часто и так органично сочеталось бы со словом "икона", как определение "чудотворная". Первое в древнерусской литературе сказание об иконе называлось "О чудесех Пресвятыя Богородица Володимирьской иконы"; в нем еще при жизни св. блгв. кн. Андрея Боголюбского описаны первые десять чудес, совершившихся при перенесениии иконы из Вышгорода во Владимир и в самом Владимире. Наличие у иконы этой функции подтверждает и простая статистика. Приведем только некоторые характерные данные. Всего по нашим подсчетам в Православном церковном календаре упоминается 197 чудотворных икон Богородицы. По другим данным – их 468. В известной книге Е.Поселянина описывается по нашим подсчетам около 900 чудотворных икон). Следует иметь в виду, что существуют местно<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: