Методика №1. Методика изучения уровня воображения.
Данные диагностики школьников по методике приведены в таблице 1
По данным таблицы 1 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития воображения и творческих способностей детей.
Итак, по данной методике школьники продемонстрировали средний уровень развития воображения. К высоким уровням не был отнесен ни один ребенок.
Методика № 2. Методика изучения творческого воображения (тест "Круги").
На основе качественной интерпретации рисунков следующий вывод об уровне развития и характере творческого воображения (таблица 2, 3, 4):
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Все рисунки испытуемых распределяются по указанным группам. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.
Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.
За оригинальные можно принять рисунки Соловьевой П., которые встретились 1 раз (глобус - земля). Остальные рисунки: воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (например: карета из тыквы или портрет).
Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:
1) по степени самостоятельности представляют из себя конструктивные (творческие), передающие необычные или несуществующие образы;
2) по степени обобщенности конкретные рисунки, изображающие предметы;
3) по степени эмоциональности нейтральные (глобус, мишень);
Конструктивные (творческие) рисунки являются результатом работы фантазии, воображения. Именно эти рисунки можно считать проявлением оригинальности как качества мыслительной деятельности, творческой активности в процессе выполнения задания.
|
У Жаркова М. и Кирсановой Е. конкретные рисунки, говорят о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений.
1) по степени самостоятельности репродуктивные, передающие существующие, известные образы:
2) по степени обобщенности конкретные рисунки, изображающие предметы;
Также, у Жаркова М., встречаются рисунки, обобщающие ряд зрительных представлений и образов; служащие символом какого-то абстрактного понятия (радость, инь янь);
3) по степени эмоциональности нейтральные.
Методика 3. Методика изучения творческого воображения (Три слова).
На основе сравнения индивидуальных результатов с результатами группы следующий вывод об уровне развития творческого мышления (таблице 5):
Таблица 5
Вывод: По результатам проведенного исследования видим, что:
Общий уровень творческого воображения школьников средний;
Оригинальность идей средняя (оригинальное решение рисунка только у 1 человека из 3 детей);
Высокий уровень гибкости (многообразие идей – 3 человека).
Исходя из результатов диагностик, можно сделать вывод о том, что ребята
нуждаются в занятиях по развитию творческого воображения.
Следует придерживаться следующих рекомендаций по развитию
творческого воображения школьников:
- развивать воображение у ребёнка нужно как можно раньше, желательно
|
с раннего возраста;
- необходимо расширять сенсорный опыт детей;
- при воспитании ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные
особенности ребенка;
- развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать
самостоятельный интеллектуальный поиск;
- обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не
сдерживать инициативы детей;
- наряду с творческим воображением развивать восприятие, внимание,
память, мышление;
- развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний
ребенка, его чувства;
- предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы;
- способствовать оттачиванию художественных навыков как главного
инструмента художественного творчества.
Библиографический список.
1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: Учебник для
вузов. Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - с. 652
2. Дьяченко О.М. Развитие воображения школьника /Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.
3. Елисеев О.П. Творческие способности / Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.373-374.
4. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2005. - 208 с.
5. Рибо Т. Творческое воображение. - СПб., 1901. Электронный вариант текста.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава IX. Воображение. Электронный вариант статьи. 2005.
7. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. В 3 Ч. - М.: ВЛАДОС, 2003.