Анализ результатов исследования и вывод.




Методика №1. Методика изучения уровня воображения.

Данные диагностики школьников по методике приведены в таблице 1

 

 

 

По данным таблицы 1 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития воображения и творческих способностей детей.

Итак, по данной методике школьники продемонстрировали средний уровень развития воображения. К высоким уровням не был отнесен ни один ребенок.

 

Методика № 2. Методика изучения творческого воображения (тест "Круги").

 

На основе качественной интерпретации рисунков следующий вывод об уровне развития и характере творческого воображения (таблица 2, 3, 4):

 

 

Таблица 2

 

Таблица 3

 

Таблица 4

 

Все рисунки испытуемых распределяются по указанным группам. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.

 

За оригинальные можно принять рисунки Соловьевой П., которые встретились 1 раз (глобус - земля). Остальные рисунки: воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (например: карета из тыквы или портрет).

Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:

1) по степени самостоятельности представляют из себя конструктивные (творческие), передающие необычные или несуществующие образы;

2) по степени обобщенности конкретные рисунки, изображающие предметы;

3) по степени эмоциональности нейтральные (глобус, мишень);

Конструктивные (творческие) рисунки являются результатом работы фантазии, воображения. Именно эти рисунки можно считать проявлением оригинальности как качества мыслительной деятельности, творческой активности в процессе выполнения задания.

 

У Жаркова М. и Кирсановой Е. конкретные рисунки, говорят о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений.

1) по степени самостоятельности репродуктивные, передающие существующие, известные образы:

2) по степени обобщенности конкретные рисунки, изображающие предметы;

Также, у Жаркова М., встречаются рисунки, обобщающие ряд зрительных представлений и образов; служащие символом какого-то абстрактного понятия (радость, инь янь);

3) по степени эмоциональности нейтральные.

 

Методика 3. Методика изучения творческого воображения (Три слова).

 

На основе сравнения индивидуальных результатов с результатами группы следующий вывод об уровне развития творческого мышления (таблице 5):

 

Таблица 5

 

Вывод: По результатам проведенного исследования видим, что:

Общий уровень творческого воображения школьников средний;

Оригинальность идей средняя (оригинальное решение рисунка только у 1 человека из 3 детей);

Высокий уровень гибкости (многообразие идей – 3 человека).

 

Исходя из результатов диагностик, можно сделать вывод о том, что ребята

нуждаются в занятиях по развитию творческого воображения.

Следует придерживаться следующих рекомендаций по развитию

творческого воображения школьников:

- развивать воображение у ребёнка нужно как можно раньше, желательно

с раннего возраста;

- необходимо расширять сенсорный опыт детей;

- при воспитании ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные

особенности ребенка;

- развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать

самостоятельный интеллектуальный поиск;

- обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не

сдерживать инициативы детей;

- наряду с творческим воображением развивать восприятие, внимание,

память, мышление;

- развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний

ребенка, его чувства;

- предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы;

- способствовать оттачиванию художественных навыков как главного

инструмента художественного творчества.

 

 

Библиографический список.

 

1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: Учебник для

вузов. Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - с. 652

 

2. Дьяченко О.М. Развитие воображения школьника /Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.

 

3. Елисеев О.П. Творческие способности / Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.373-374.

 

4. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

 

5. Рибо Т. Творческое воображение. - СПб., 1901. Электронный вариант текста.

 

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава IX. Воображение. Электронный вариант статьи. 2005.

 

7. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. В 3 Ч. - М.: ВЛАДОС, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: