Психологический климат первичного трудового коллектива понимается как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента
рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий нравится - не нравится, приятный - неприятный. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживается критерий желание - нежелание работать в данном коллективе, желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга. Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная знание - незнание особенностей членов коллектива.
Тестовый материал
Инструкция: Просим вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в вашем коллективе.
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
1. Внимательно прочитать варианты ответа.
2. Выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему
мнению.
3. Поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного
вами ответа.
1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:
Большинство членов нашего коллектива — хорошие симпатичные люди | |
В нашем коллективе есть разные люди | |
Большинство членов нашего коллектива —люди малоприятные • |
2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
Нет, конечно | Скорее нет, чем да | Не знаю, не задумывался об этом | Скорее да, чем нет | Да, конечно |
3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:
Да | Пожалуй, да | Не знаю, не задумывался над эти | Пожалуй, нет | Нет | |
Деловых качеств большинства членов коллектива | |||||
Личных качеств большинства членов коллектива |
4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который вам очень не нравится. В какую клетку
вы поместите ваш коллектив?
5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
Это меня устроило бы вполне | Не знаю, не задумывался над этим | Это меня бы совершенно не устроило |
6. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
Нет, не мог бы | Не могу сказать, не задумывался над этим | Да, мог бы |
7. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т. п. В какую из клеток вы бы поместили бы свой коллектив?
8. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
Да, конечно | Скорее да, чем нет | Затрудняюсь ответить | Скорее нет, чем да | Нет, конечно |
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
- положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа - положительные, а третий имеет любой другой знак); - отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа - отрицательные, а третий может выступать с любым знаком с любым другим знаком); - неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки). Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида. В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: +; -; 0.
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке.
Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношения
Участники опроса | Эмоциональный компонент | Когнитивный компонент | Поведенческий компонент |
Например, для эмоционального компонента
где Сумма (+) - количество положительных ответов, содержащихся в столбце, Сумма (-) - количество отрицательных ответов, п - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от - 1 до +1) делится на три равные части: от -1 до - 0,33; от - 0,33 до+0,33; от+0,33 до+1.
Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, неопределенными, а третий - положительными. Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения.
Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:
1) полностью положительное;
2) положительное;
3) полностью отрицательное;
4) отрицательное, неопределенное.
В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором - как в целом благоприятный, в третьем - как совершенно неудовлетворительный, в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны. На опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2,5,8 - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.
5.4. Итоговый контроль знаний:
Малая группа – это
a) немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой возникновения групповых норм, процессов и отношений.
b) триада
c) немногочисленная по составу группа не имеющая общих формальных и неформальных отношений
2.Группа, образующаяся на основе личностных предпочтений:
a) Условная
b) Референтная
c) Неформальная
3.Группа, объединенная по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т.д.
a) Неформальная
b) Референтная
c) Условная
4. Группа, на которую люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях
a) Реальная
b) Группа членства
c) Референтная
5. Группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности
a) Условные
b) Формальные
c) Реальные
6. Группа, которая имеет официально заданную извне структуру
a) Условные
b) Реальные
c) Формальные
7.Группа, в которую люди реально включены и осуществляю процесс жизнедеятельности
a) Неформальные
b) Условные
c) Группы членства
8.Скопление людей случайно оказавшихся в конкретный момент времени в одном месте
a) Номинальная группа
b) Группа-автономия
c) Агрегация
9. Группы, созданные в интересах их научного изучения
a) Условные
b) Формальные
c) Лабораторные