Варно-кастовая система в современной Индии и основные исследования в данной области




Варно-кастовая система современной Индии и политическая философия

 

Заявка на исследование студента 1 курса бакалавриата группы №163

 

Москва - 2017

Содержание

Варно-кастовая система в современной Индии и основные исследования в данной области  
Предварительный анализ отношение представителей различных каст к политической философии  
Заключение  
Методологические характеристики предстоящего исследования  
Список использованных источников  

 


Варно-кастовая система в современной Индии и основные исследования в данной области

В Индии существуют варны и касты. Люди часто путают эти понятия, называя варны кастами. Варны – это четыре сословия в Древней Индии. Существуют варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшьев (земледельцев и ремесленников) и шудр (слуг). О соотношении этих двух понятий еще XX столетии существовали дискуссии среди востоковедов России[1]. Например, А. М. Осипов считал, что варны – это не что иное, как сословия, которые появляются с развитием государственности. Касту же он понимал как «замкнутую корпорацию», поясняя, что принадлежность к ней передаётся по наследству; смена деятельности может привести к исключению из касты; существует множество правил, ограничивающих взаимодействие между представителями разных каст[2].

В то время как сословия в Индии зовутся варнами, касты именуются джати. У любого индуиста есть каста. Он появляется на свет, принадлежа к одной из них. На данный момент в Индии есть более трёх с половиной тысяч каст, каждая из которых принадлежит к одной из варн. Касты на сегодняшний день называют общинами[3]. В варне брахманов присутствуют касты чиновников и учителей; среди кшатриев есть касты воинов, а также, например, каста земледельцев раджпут. Касты торговцев относятся к варне вайшьев, а ремесленные и некоторые земледельческие касты – к варне шудр (например: пастухи касты ахир и плотники касты бархан). Неприкасаемые изначально не являлись варной. Сегодня бывшие касты неприкасаемых, как и другие вышеперечисленные, находятся в регистрах Антропологической Службы Индии. Такой кастой является, например, бханги (мусорщики)[4].

Европейские исследователи, изучающие кастовую систему Индии часто сталкиваются с трудностями. Исследования порой заходят в тупик, так как уделяется недостаточное внимание оригинальным брахманическим понятиям, понимание касты было основано на представлениях о ней европейцев[5]. Тем не менее многие древние индийские тексты были переведены ещё в XIX веке, и сегодня, имея доступ к многочисленным данным о существующих на данный момент кастах, мы можем провести доскональное и достоверное исследование.

Одной из основных проблем современной Индии является проблема дискриминации этнокастовых групп, находящихся на нижних ступенях кастовой иерархии. Речь идёт о вышеупомянутых бывших кастах неприкасаемых. Изучению таких каст посвящено множество исследований индологов по всему миру. Основной пласт этих исследований проводится англоязычными специалистами, но и у российских учёных уже есть немало работ по данной тематике[6]. Например, можно выделить труды Е. Н. Успенской «Антропология индийской касты», А. А. Куценкова «Эволюция индийской касты», Харинина А. И. и Харининой Л. В. «Неприкасаемые» касты Уттар-Прадеша». Исследования данных каст проводятся, например, на основе данных о северном индийском штате Уттар-Прадеш, так как в нём сильно сохранился традиционный уклад, и это один из наиболее населённых штатов Индии. Численность его населения в 2011 г. составила 166 198 000 человек. Из них 35 148 000 принадлежат к 66 так называемым «зарегистрированным» кастам, то есть именно бывшим кастам неприкасаемых. В Уттар-Прадеше встречаются очень малые касты, например, баджги (уличные музыканты), которых насчитывается чуть более 600 человек[7].

Предметом исследований часто становится не только изучение причин дискриминации каст неприкасаемых, её историческая и экономическая подоплёка, но происхождение тех или иных каст. Например, укоренившаяся в Уттар-Прадеше каста изготовителей циновок гхарами, которая насчитывает всего 184 человека, на самом деле происходит от мигрантов из штата Хариана, которые относились к касте кахаров и были лодочниками, а сама каста кахаров принадлежала к варне шудр, а не к неприкасаемым[8]. Изменение положения каст в иерархии – довольно новое явление. В 1991 г., во время переписи населения множество представителей малочисленных каст записало себя к неприкасаемым, чтобы получить множество льгот, к которым относятся социальные выплаты, а также зарезервированные места в учебных заведениях и на производстве[9]. Что заставляет человека так сильно понизить своё положение в обществе ради доступа к этим льготам? Причины таких действий также исследуются, так как они могут рассказать нам о других важных для Индии проблемах, таких как голод, бедность, отсутствие доступа к образованию. Более 300 миллионов человек в Индии живёт «за чертой» бедности, треть населения неграмотна, не имеет доступа к СМИ[10].

Объектом исследований последних лет также становится феномен индийской демократии. Можно выделить, например, работу кандидата географических наук Московского педагогического государственного университета Горохова Станислава Анатольевича «Религиозный фактор в политической жизни современной Индии». Такие труды могут оказаться полезными в исследовании, заявкой на которое является эта работа, о чём будет сказано позже.

Без сомнения, религия и основанная на ней кастовая система играют немалую роль в индийской политике, так как более 900 миллионов человек, что составляет 80 % населения страны, являются индуистами, а значит, являются представителями той или иной касты[11]. Индийская демократия представляет интерес для исследователей, ведь, несмотря на традиционный общественный уклад и вышеупомянутые социальные проблемы, такие как бедность, голод, отсутствие грамотности, Индия – крупнейшая по численности населения демократическая страна в мире, где этот политический режим существует уже более 60 лет. Как в стране, где треть населения не имеет доступа к радио, телевидению, Интернету и прессе, существует такая высокая явка на выборы? На выборах 2009 г. проголосовало 714 миллионов человек[12]. Как в Индии сложилась политическая культура, сочетающая кастовую дискриминацию и высокий уровень вовлечённости граждан в политическую жизнь? Все эти вопросы интересуют исследователей.

Одним из факторов, повлиявших на индийскую демократию, по мнению С. А. Горохова, является тот факт, что эта страна была британской колонией, и взращённая англичанами политическая элита, восприняла демократические ценности[13]. Существует несколько примеров, способных доказать данный тезис. Во-первых, до сих пор лидирующую партию «Индийский Национальный Конгресс» основал английский колониальный чиновник А. Юм. Во-вторых, Индия унаследовала идентичную английской систему государственного управления, зовущуюся Вестминстерской[14]. Эта система предполагает, что президент страны, как королева Великобритании, действует, руководствуясь политическим курсом, определённым премьер-министром. Парламент, как и в Англии, играет в индийской политике большую роль, контролирует деятельность исполнительной власти. Выборы в Индии осуществляются по мажоритарной модели, результатом чего становится несоответствие процента голосов, отданных за партию, количеству мест, которое она занимает в парламенте. Таким образом, в Индии существует тенденция к объединению партий в единые коалиции, то есть партиям приходится учиться работать друг с другом, даже если их политические взгляды порой не совпадают[15].

Исследователи выделяют и иной фактор, повлиявший на индийскую демократию. Это, собственно, сама основанная на индуизме кастовая система[16]. Каждая каста обладает своей идеологией, представляет собой небольшой «мир» со своими порядками, верованиями. Индийское общество – это иерархия таких каст. Соперничество каст за положение в иерархии всегда лежало в основе политической культуры Индии[17]. Такая система является отражением представлений индуизма об Истине (дхарме), которая разделена на множество частей. Каждая каста обладает своей дхармой. По мнению, британского дипломата Чарльза Элиота, «индуизм – это парламент религий»[18].

Ранее в данной заявке было упомянуто, что работы, подобные рассмотренной статье С. А. Горохова могут быть полезны при проведении потенциального исследования. Действительно, было бы неверно говорить об отношении каст к той или иной политической философии, не изучив перед этим политическую систему Индии, которая, как уже выяснилось, ощутила на себе существенное влияние кастовой системы, и в которой, сосуществуют партии, представляющие совершенно разные политические взгляды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: