Вопрос. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ




Острая конкуренция на соревнованиях побуждает искать новые пути повышения спортивных результатов, а этого можно достигнуть через постоянные научные открытия. В этой связи НИР имеет большое значение в подготовке квалифицированных спортсменов. Без серьезной научной подготовки не может быть и педагога-тренера, отвечающего современным требованиям. Поэтому каждый студент должен иметь представление о научно-исследовательской работе. Исследовательская деятельность должна начинаться еще в стенах вуза через подготовку курсовых и дипломных работ.

В теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки (ТМФВ и СТ) применяются педагогические, медико-биологические, психологические и биомеханические методы исследования.

К педагогическим методам исследований относятся:

а) анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов;

б) педагогические наблюдения, педагогический эксперимент.

Анализ литературы и документальных материалов чаще всего применяется на самых ранних стадиях научной работы, когда идет выбор темы исследований и поиск наиболее эффективных способов ее раскрытия. Изучая предшествующий опыт развития научной мысли, который фиксируется в письменных материалах, исследователь находит ответы на интересующие его вопросы и решает проблему выбора предмета и объекта своих исследований.

Объектом изучения при использовании данного метода может быть теоретическая и методическая литература как по теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки, так и смежным дисциплинам (физиологии, биохимии, спортивной медицины, психологии, биомеханике); описание опыта учебно-тренировочной работы; результаты педагогических наблюдений, опроса, бесед; протоколы соревнований, дневники спортсменов и тренеров; планы и программы учебно-тренировочных занятий; постановления правительства и спортивных организаций; кинопленки и магнитные ленты с записями определенной информации.

Педагогические наблюдения, как метод научного исследования, есть планомерное воспроизведение изучаемых объектов, осуществляемое непосредственно органами чувств или посредством специальных приборов. Наблюдения служат одним из главных методов добывания фактического материала – основы для анализа качества учебно-тренировочного процесса и обобщение опыта работы.

Педагогические наблюдения представляют собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-тренировочного процесса без вмешательства исследователя в ход этого процесса.

Подготовка и практическое применение метода наблюдения складывается из следующих моментов: а) определение объекта наблюдений и подбор средств; способов для измерения и фиксации; б) разработка плана наблюдений; в) его выполнение.

Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса подготовки спортсменов, которые можно фиксировать, не нарушая его структуры и содержания. К объектам педагогического наблюдения можно отнести: а) задачи обучения и воспитания; б) средства. Их место в занятии (например, специальные средства прыгуна в длину); в) методы обучения и тренировки; г) поведение занимающихся и преподавателя-тренера; д) характер и величину тренировочной нагрузки; е) элементы техники выполнения движений; ж) тактические действия; з) величины пространственных перемещений (длина шага, цикла).

Перед тем, как проводить педагогические наблюдения необходимо: а) определить задачи наблюдения; б) наметить объекты наблюдения, т.е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться; в) определить способ проведения наблюдений; г) поободрать приемы фиксации данных; д) установить методы анализа собранного материала.

Ценность наблюдений зависит от того, насколько точно воспринимаются и записываются наблюдаемые факты. Поэтому исследователю необходимо заботиться т том, чтобы своевременно и детально фиксировать данные своих наблюдений. Вот для этого применяется протоколирование, видеосъемка и звукозапись.

Педагогический эксперимент – это специально организуемая постановка педагогической работы с целью выяснения причин изучаемых явлений и условий, эффективности тех или иных методов, приемов, форм обучения и тренировки. Характерной чертой педагогического эксперимента как метода исследования является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление.

Как преобразующий, так и констатирующий эксперимент в свою очередь подразделяется на последовательный и параллельный.

Последовательный эксперимент предусматривает доказательство предложения путем сопоставления эффективности учебно-тренировочного процесса после введения в него нового фактора с эффективностью педагогического процесса до его введения в той же самой группе занимающихся.

Параллельный эксперимент строится по схеме идентичных групп, которая предусматривает организацию двух и более одинаковых парных учебных групп. В одной группе применяется экспериментальный метод организации учебно-тренировочного процесса (экспериментальная группа), в другой – контрольный (контрольная группа). Параллельные эксперименты бывают прямые и перекрестные. При прямом эксперименте в экспериментальной и контрольной группах после проведения серии занятий определяется результативность изучаемых факторов. При перекрестном эксперименте отпадает необходимость в создании контрольных групп, ибо группа бывает поочередно то контрольной, то экспериментальной.

Педагогический эксперимент может дать четкие результаты, если добиться строгого уравнения условий, в которых применяется изучаемый метод. Но достаточно полное уравнение условий здесь невозможно уже потому, что невозможно уравнять индивидуальные особенности людей. Отсюда вытекает коренной недостаток педагогического эксперимента. Однако его можно преодолеть за счет расширения контингента экспериментальных групп.

Математико-статистические методы - математическая статистика используется с целью количественного анализа педагогических явлений.
Использование математической статистики в педагогических исследованиях не самоцель, а одно из эффективных средств познания объективных законов обучения и воспитания. Поэтому оно будет оправдано и действенно только тогда, когда будет опираться на умелый и разносторонний качественный анализ, когда математические формулы будут представлять собой совершенно конкретное выражение качественных особенностей педагогических явлений. Наиболее часто бывает необходимо иметь какие-то критерии, по которым можно судить о достоверности различий в полученных количественных данных. Выполнение элементарных статистических процедур, таких как вычисление средних величин, стандартных отклонений от них, вероятных ошибок, коэффициентов вариации и т.д. входит в обязательную обработку количественных данных.

Экспертное оценивании-С его помощью дают оценку исследуемому явлению в виде обобщенного мнения экспертов. Экспертной называется оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов. Под экспертизой понимается процедура, при которой одна группа лиц выясняет суждения по тому или иному вопросу другой группы лиц, называемых экспертами, в целях выработки и принятия по этому вопросу соответствующего решения.
К мнению специалистов обращаются всякий раз, когда осуществить измерения более точными методами невозможно или очень трудно. Однако, субъективная оценка во многом зависит от индивидуальных особенностей эксперта: квалификации эрудиции, опыта, личных вкусов и т.д. поэтому индивидуальные мнения рассматриваются как случайные величины и обрабатываются статистическими методами. Таким образом, современная экспертиза – это система организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на получение от специалистов информации и анализ ее с целью выработки оптимальных решений.

Для оценки уровня общей и специальной работоспособности в спортивной деятельности применяются функциональные пробы, как со стандартными, так и максимальными нагрузками.

В качестве пробы со стандартной нагрузкой наибольшее распространение получила проба PWC 170. Она применяется для оценки работоспособности во всех циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости. Технология ее применения изложена в физиологии спорта.

Наибольшее распространение получила проба со ступенчато-возрастающей нагрузкой. С помощью данной пробы можно проследить динамику реакции организма на нагрузки разной мощности и определить порог анаэробного энергообеспечения.

Гемодинамика оценивается по показателям систолического /СОК/, минутного /МОК/ объема крови и систолического индекса /СИ/.

Биомеханические исследования позволяют изучить реакцию организма на применяемые нагрузки на клеточном уровне. Из биомеханических показателей широко используется оценка кислотно-щелочного равновесия организма /РН/, содержание молочной кислоты и мочевины в крови, соотношение красных и белых мышечных волокон и др.

Психологических методов исследования в настоящее время насчитывается более 140. все они направлены на оценки следующих основных составляющих психического состояния спортсмена:

· спортивно важное отношение и особенности мотивации, которые оцениваются по самооценкам удовлетворительности ходом тренировочного процесса, ясности соревновательной или тренировочной деятельности, а также по показателям шкалы состояния;

· активность и своеобразие двигательных установок. Они оцениваются по показателям желания тренироваться и соревноваться, вегетативного коэффициента по Люшеру, по отношению оптимального усилия к максимальному;

· по воспроизведению заданной амплитуды движений;

· психологический комфорт-дискомфорт и уровень эмоционального возбуждения оценивается по показателям самооценок настроения, уверенности в достижении цели, готовности к реакции максимального реализации максимального результата по показателям АТ-нормы теста Люшера, ситуативной тревоги по шкале Спилберга-Ханина и по показателям двигательных тестов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: