КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ




Задание 12

Где кровь движется с наибольшей скоростью?

1) в аорте 2) в капиллярах

3) в нижней полой вене 4) в верхней полой вене

Задание 13

В какую кишку от­кры­ва­ют­ся про­то­ки печени?

1) тощую 2) обо­доч­ную 3) подвздошную 4) двенадцатиперстную

Задание 14

Длительное раздражение холодовых рецепторов кожи приводит к

1) образованию «гусиной кожи»

2) расширению кровеносных сосудов

3) теплоизлучению

4) потоотделению

Задание 15

Что расположено в ухе человека непосредственно перед барабанной перепонкой?

1) наружный слуховой проход

2) слуховая труба

3) молоточек

4) улитка

Задание 16

С точки зре­ния со­вре­мен­ной науки, какие фак­то­ры не влияют на за­клад­ку основ по­ве­де­ния человека?

1) поведение родителей

2) генетические закономерности

3) воспитание

4) номер года рождения

Задание 17

Для диагностики какого заболевания используется данный медицинский прибор?

1) гастрита 2) гипертонии 3) гриппа 4) пневмонии

Задание 18

Интенсивность какого процесса у животных зависит от изменения длины светового дня?

1) выделение пота потовыми железами

2) частота дыхания

3) образование ферментов слюны

4) функционирование половых желёз

Задание 19

На ри­сун­ке изоб­ра­жен от­пе­ча­ток археоптерикса. Мно­гие учёные счи­та­ют его ис­ко­па­е­мой пе­ре­ход­ной фор­мой между древними

 

1) пти­ца­ми и млекопитающими

2) пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся и птицами

3) пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся и млекопитающими

4) зем­но­вод­ны­ми и птицами

Задание 20

Изучите гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти хи­ми­че­ских ре­ак­ций в живом ор­га­низ­ме от тем­пе­ра­ту­ры (по оси х от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра ор­га­низ­ма (в °С), а по оси у — от­но­си­тель­ная ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции (в усл. ед.)). Какое из приведённых ниже опи­са­ний наи­бо­лее точно ха­рак­те­ри­зу­ет дан­ную за­ви­си­мость в ука­зан­ном диа­па­зо­не температур?

Скорость хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме с по­вы­ше­ние температуры

1) резко снижается, до­сти­гая сво­е­го ми­ни­маль­но­го значения, после чего резко растёт

2) мед­лен­но растёт на всем протяжении

3) мед­лен­но растёт, до­сти­гая сво­е­го мак­си­маль­но­го значения, после чего снижается

4) ко­леб­лет­ся в ин­тер­ва­ле 12–30 услов­ных единиц

Задание

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объ­ект Функ­ция
Пеп­син Рас­щеп­ле­ние бел­ков
... Транс­порт газа

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) гемоглобин

2) амилаза

3) хлорофилл

4) хитин

22.

Верны ли следующие суждения о свойствах мышечных тканей человека?

А. Основные свойства мышечной ткани – это возбудимость и проводимость.

Б. Стенки кровеносных сосудов, кишечника, мочевого пузыря образованы поперечнополосатой мышечной тканью.

 

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

23.

Из пе­ре­чис­лен­но­го спис­ка вы­бе­ри­те па­ра­зи­ти­че­ские организмы. Вы­бе­ри­те три вер­ных ор­га­низ­ма из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) дрожжи 2) блед­ная спирохета

3) цианобактерия 4) па­лоч­ка Коха

5) трутовик 6) мукор

24.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных свойств ха­рак­тер­ны для пред­ста­ви­те­лей типа круг­лые черви? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) тело не раз­де­ле­но на сегменты

2) не имеют кро­ве­нос­ной системы

3) все жи­вот­ные обоеполые

4) нерв­ная си­сте­ма состоит из нескольких продольных стволов

5) имеют вто­рич­ную по­лость тела

6) пи­ще­ва­ри­тель­ная си­сте­ма замкнута

25.

Установите со­от­вет­ствие между пе­ре­чис­лен­ны­ми па­ра­ми ко­стей и ти­па­ми со­чле­не­ния костей. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 

ПАРЫКОСТЕЙ   ТИПЫСОЧЛЕНЕНИЯ
А) плюс­не­вая кость и 1-я фа­лан­га паль­ца ноги Б) под­вздош­ная и се­да­лищ­ная кости таза В) ви­соч­ная и ниж­не­че­люст­ная кости Г) 3-й и 4-й позвонки Д) ребро и позвонок Е) пле­че­вая и ло­па­точ­ная кости   1) подвижное 2) полуподвижное 3) неподвижное

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

26.

Расположите пунк­ты ин­струк­ции по изу­че­нию мик­ро­пре­па­ра­та ткани в пра­виль­ном порядке. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Пе­ре­ве­ди­те мик­ро­скоп на боль­шое увеличение.

2) На­строй­те на мик­ро­ско­пе свет.

3) По­ставь­те мик­ро­скоп перед собой.

4) Сфо­ку­си­руй­те мик­ро­скоп на клет­ках при малом увеличении.

5) Рас­смот­ри­те и за­ри­суй­те осо­бен­но­сти стро­е­ния клеток.

6) По­ло­жи­те пре­па­рат на пред­мет­ный столик.

27.

Вставьте в текст «Размножение прес­но­вод­ной гидры» про­пу­щен­ные термины из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся последовательность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

ПРЕСНОВОДНОЙ ГИДРЫ

Пресноводная гидра раз­мно­жа­ет­ся половым спо­со­бом и ___________ (А). В тёплое время года на теле гидр об­ра­зу­ют­ся ___________ (Б). Эти вы­ро­сты увеличиваются, на сво­бод­ном конце их тела об­ра­зу­ют­ся щупальца и рот, затем подошва. Осе­нью при на­ступ­ле­нии неблагоприятных усло­вий на теле гидры по­яв­ля­ют­ся бугорки, в ко­то­рых образуются ___________ (В). На теле гидры об­ра­зу­ют­ся как яйцеклетки, так и сперматозоиды, по­это­му гидру от­но­сят к ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гермафродит 2) раз­дель­но­по­лый организм 3) почка 4) зигота
5) бесполый 6) спора 7) стре­ка­тель­ная клетка 8) по­ло­вая клетка

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

Классификация бак­те­рий — очень слож­ная задача, по­сколь­ку су­ще­ству­ет очень мало мор­фо­ло­ги­че­ских признаков, по ко­то­рым бак­те­рии можно различать. Ниже при­ве­де­ны не­ко­то­рые из них.

 

А. Форма клеток:

 

 

Б. Окрас­ка по Граму:

1. грам­по­ло­жи­тель­ные (краситель про­ни­ка­ет в ци­то­плаз­му всех клеток)

2. гра­мот­ри­ца­тель­ные (краситель про­ни­ка­ет в ци­то­плаз­му толь­ко мёртвых

 

В. По связи кле­ток друг с другом:

1. одиночные

2. колониальные

 

Г. По на­ли­чию жгутиков:

1. без жгутиков

2. с одним жгутиком

3. с двумя и более жгутиками

 

Внимательно рас­смот­ри­те мик­ро­фо­то­гра­фию окра­шен­но­го по Граму пре­па­ра­та бак­те­рий Escherichia coli и клас­си­фи­ци­руй­те их по приведённым выше ва­ри­ан­там классификации. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Почему возникают конкурентные отношения в природе?

2) Почему отношения берёз одного возраста в лесу нельзя назвать паразитизмом?

3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?

 

КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

 

 

Ниже при­ве­де­на таблица, от­ра­жа­ю­щая содержание ви­та­ми­нов в не­ко­то­рых плодовых соках (по дан­ным Популярной ме­ди­цин­ской энциклопедии). В ниж­ней строке по­ка­за­на средняя су­точ­ная потребность в этих ве­ще­ствах (в мг). Изу­чи­те таблицу и от­веть­те на вопросы.

 

 

1) Ста­кан (200 мл) ка­ко­го сока до­ста­точ­но выпить в день, чтобы удо­вле­тво­рить суточную по­треб­ность в ви­та­ми­нах А и В1 одновременно?

2) Какие соки наи­бо­лее полезны при по­вы­ше­нии температуры, за­бо­ле­ва­нии дёсен?

3) Правы ли те, кто рекомендует, пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните.

31.

Никита и Ан­дрей два часа ка­та­лись на лыжах по паркам Пе­тер­го­фа. После про­беж­ки дру­зья ре­ши­ли за­гля­нуть в кафе и хо­ро­шень­ко пообедать. Какое меню Вы им предложите, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энергозатраты? При вы­бо­ре блюд учтите, что Ни­кита — страст­ный лю­би­тель мяса и роллов, а Ан­дрей пред­по­чи­та­ет ве­ге­та­ри­ан­скую пищу (не ест мясо и рыбу, но мо­лоч­ные продукты и яйца можно). В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты про­гул­ки и ре­ко­мен­ду­е­мые блюда с их энер­ге­ти­че­ской ценностью.

 

32.

Тео и Аврий за­яд­лые спортсмены. Они могут про­бе­жать де­сят­ки ки­ло­мет­ров на одном дыхании. Но бе­га­ют не очень быстро.

Тео родом из Ав­стрии (г. Вена), а Аврий ― чех из Сло­ва­кии (г. Братислава). Как известно, рас­сто­я­ние между двумя сто­ли­ца­ми ев­ро­пей­ских го­су­дарств всего 60 км. Аврий за­бе­жал за Тео и они вме­сте по­бе­жа­ли в зна­ме­ни­тое бра­ти­слав­ское кафе «У Швейка». Аврий час бежал за Тео и час вме­сте с ним возвращался. Не­сколь­ко не­обыч­ным ока­зал­ся выбор блюд для ти­пич­но­го сла­вян­ско­го города. Учтите, Аврию необходимо мясо, а Тео — рыба и морепродукты. Посоветуйте, что им взять, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энергозатраты.

В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты про­гул­ки и ре­ко­мен­ду­е­мые блюда с их энер­ге­ти­че­ской ценностью.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: