Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составляющая часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Социальная перцепция имеет две стороны: 1) субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает); 2) объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга, и верность этой оценки не всегда очевидна.
Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия несоциальных объектов. Это отличие заключается в том, социальные субъекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. В определенном смысле восприятие – это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.
Выделяют механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенные механизмы – эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия. Рассмотрим эти механизмы.
Эмпатия (от греч. Empatheia - сопереживание) – это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик; это постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта.
Высшей формой эмпатии является действенная помощь, характеризующая нравственную сущность человека. Например, можно просто сопереживать сокурснику, который «завалил» экзамен, а можно помочь подготовиться к пересдаче.
Аттракция (от лат. Attrahere – привлекать, притягивать) особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношении к нему устойчивого позитивного чувства. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее и внешнее сходство.
Идентификация (от лат. Idintificare - отождествлять) – это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». В случае неправильного понимания нас окружающими мы говорим: «Побывали бы вы на моем месте», иными словами, предлагаем окружающим «включить» их механизм идентификации. Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.
Рефлексия (от лат. Reflexi – обращение назад) – это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональные реакции. При этом наше внимание переносится с партнера по общению на нас самих и происходит как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. В результате, с учетом рефлексии и взаимного отображения партнеров, в общении участвуют уже не двое, а как бы шесть человек: я, каким я являюсь в действительности; я, каким я вижу самого себя; я, каким меня видит партнер по общению.
Каузальная атрибуция ( от лат. Causa atribuo – причина и придаю, наделяю ) – это объяснение причин и методов поведения других людей.Исследования показывают, что у каждого человека есть привычные объяснения чужого поведения. Одни люди всегда находят виновника случившегося и приписывают причину произошедшего конкретному человеку, но не себе. Например: получил неуд на экзамене – виноват преподаватель, потому что придирается. В этом случае говорят о личностной атрибуции. Другие склонны все видеть в обстоятельствах, а не искать виновника, т.е. они привыкли к обстоятельственной атрибуции. Например: опоздал на занятия, потому что транспорт плохо ходит. Третьи видят все через стимульную атрибуцию, т.е. причина заложена в предмете. Например: сумка с продуктами упала, потому что плохо стояла. Или причину видят в самом пострадавшем.
Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней и внешней атрибуцией. Например: успех на экзамене однокурсника мы можем приписать его высоким умственным способностям, старательности, усидчивости, упорству и т.п. (внутренняя атрибуция); а можем приписать факту, что билет достался легкий или что во время экзамена удалось списать (внешняя атрибуция).
Так, причину успеха люди обычно приписываю себе, а причину неудачи – обстоятельствам.
Стереотипизация (от греч. Stereos typos – твердый и отпечаток). Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации, другими словами, штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация может складываться в результате обобщения личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов. Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в наше сознание родителями.
Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке.
Одним из таких искажений является эффект ореола. Любая информация, получаемая о человеке, накладывается на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающего эффективному общению. Например, при общении с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру (рост, ум, материальное положение), он оценивается более положительно, чем если бы он был нам равен. Поэтому, если первое впечатление о собеседнике в целом благоприятное, то и в дальнейшем его поступки, поведение и черты переоцениваются. И, наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как корысть.
Эффект проекции возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному – свои недостатки.
Эффект упреждения, или эффект первичности и новизны, появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение придается сведениям, которые предоставляются вначале. При общении с хорошо знакомым человеком учитываются самые последние сведения о нем.
Большое значение имеет процесс формирования первого впечатления о человеке. Большое влияние на первое впечатление оказывают: 1) внешний вид человека (одежда, прическа, украшения, очки); 2) манера поведения человека (как стоит, ходит, сидит, разговаривает и т.п.).
Внешний вид и манера поведения являются факторами превосходства, так как в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к определенной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.
Например, собираясь на экзамен и надевая строгий костюм и рубашку, скорее всего, студент стремится завысить свой социальный статус. Если же преподаватель на тот же экзамен надевает джинсы и свитер, то он пытается ослабить фактор своего превосходства с целью улучшения взаимодействия со студентом.
«Высокостатусным» как для женщин, так и для мужчин считается силуэт, напоминающий по форме вытянутый прямоугольник с подчеркнутыми углами, «низкостатусным» - силуэт, напоминающий по форме шар. В европейской одежде признаком высокого статуса считаются ахроматические цвета, т.е. черно-серо-белая гамма; чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже предполагаемый статус человека.
Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но всем по силам разобраться в особенностях восприятия. В ходе общения человек стремится не просто воспринять собеседника, а познать его, понять логику его поступков и поведения.
4. Интерактивный аспект общения
Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, при этом действие является основным содержанием общения.
Позиции в общении могут рассматриваться в русле трансактного анализа. Данное направление в психологии было разработано в 50-е годы 20 века американским психологом м психиатром Эриком Берном (1902-1970). Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э.Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый.
В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния ведется разговор, определяется позиция и статус собеседника.
Каждый тип состояния важен для человека:
Родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает;
Взрослый трезво, реально анализирует ситуацию, не поддается эмоциям, логически мыслит;
Ребенок эмоциональный, импульсивный и нелогичный.
Характеристики | Родитель | Взрослый | Ребенок |
1. Характерные слова и выражения | Все знают что; Ты не должен никогда; Ты всегда должен; Я не понимаю, как это допускают и т.д. | Как? Что? Когда? Где? Почему? Вероятно; возможно | Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно! |
2. Интонация | Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие | Связанные с реальностью | Очень эмоциональные |
3. Состояние | Надменное, сверхправильное, очень приличное | Внимательность, поиск информации | Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное |
4. Выражение лица | Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное | Открытые глаза, максимум внимания | Угнетенность, удивление |
5. Позы | Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди | Наклон вперед к собственнику, голова поворачивается вслед за ним | Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу) |
Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций ориентации его участников на контроль или на понимание.
Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием доминировать во взаимодействии. «Контролеры» много говорят, их стратегией является стремление заставить партнера по общению принять свой план взаимодействия и навязать свое понимание ситуации.
Ориентация на понимание включает стремление понять ситуацию и других людей. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров и направлено на достижение взаимной удовлетворенности ходом общения. «Пониматели» больше молчат в разговоре; им свойственно слушать, наблюдать, анализировать. Они пытаются понять собеседника, адаптироваться к партнеру по общению.
Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализовывают планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодействия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата.
Человеческое взаимодействие очень разнообразно, поэтому ученые пытаются упорядочить многообразные типы взаимодействий. Наиболее часто выделяются два типа взаимодействия: кооперация (от лат. Cooperation - сотрудничество), предусматривающая совместное достижение целей, и конкуренция (от лат. Concurro - сталкиваюсь), предполагающая создание затруднений и препятствий соперникам в достижении целей.