Перцептивный аспект общения




Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составляющая часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Социальная перцепция имеет две стороны: 1) субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает); 2) объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга, и верность этой оценки не всегда очевидна.

Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия несоциальных объектов. Это отличие заключается в том, социальные субъекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. В определенном смысле восприятие – это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.

Выделяют механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенные механизмы – эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия. Рассмотрим эти механизмы.

Эмпатия (от греч. Empatheia - сопереживание) – это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик; это постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта.

Высшей формой эмпатии является действенная помощь, характеризующая нравственную сущность человека. Например, можно просто сопереживать сокурснику, который «завалил» экзамен, а можно помочь подготовиться к пересдаче.

Аттракция (от лат. Attrahere – привлекать, притягивать) особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношении к нему устойчивого позитивного чувства. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее и внешнее сходство.

Идентификация (от лат. Idintificare - отождествлять) – это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». В случае неправильного понимания нас окружающими мы говорим: «Побывали бы вы на моем месте», иными словами, предлагаем окружающим «включить» их механизм идентификации. Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Рефлексия (от лат. Reflexi – обращение назад) – это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональные реакции. При этом наше внимание переносится с партнера по общению на нас самих и происходит как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. В результате, с учетом рефлексии и взаимного отображения партнеров, в общении участвуют уже не двое, а как бы шесть человек: я, каким я являюсь в действительности; я, каким я вижу самого себя; я, каким меня видит партнер по общению.

Каузальная атрибуция ( от лат. Causa atribuo – причина и придаю, наделяю ) – это объяснение причин и методов поведения других людей.Исследования показывают, что у каждого человека есть привычные объяснения чужого поведения. Одни люди всегда находят виновника случившегося и приписывают причину произошедшего конкретному человеку, но не себе. Например: получил неуд на экзамене – виноват преподаватель, потому что придирается. В этом случае говорят о личностной атрибуции. Другие склонны все видеть в обстоятельствах, а не искать виновника, т.е. они привыкли к обстоятельственной атрибуции. Например: опоздал на занятия, потому что транспорт плохо ходит. Третьи видят все через стимульную атрибуцию, т.е. причина заложена в предмете. Например: сумка с продуктами упала, потому что плохо стояла. Или причину видят в самом пострадавшем.

Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней и внешней атрибуцией. Например: успех на экзамене однокурсника мы можем приписать его высоким умственным способностям, старательности, усидчивости, упорству и т.п. (внутренняя атрибуция); а можем приписать факту, что билет достался легкий или что во время экзамена удалось списать (внешняя атрибуция).

Так, причину успеха люди обычно приписываю себе, а причину неудачи – обстоятельствам.

Стереотипизация (от греч. Stereos typos – твердый и отпечаток). Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации, другими словами, штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация может складываться в результате обобщения личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов. Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в наше сознание родителями.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке.

Одним из таких искажений является эффект ореола. Любая информация, получаемая о человеке, накладывается на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающего эффективному общению. Например, при общении с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру (рост, ум, материальное положение), он оценивается более положительно, чем если бы он был нам равен. Поэтому, если первое впечатление о собеседнике в целом благоприятное, то и в дальнейшем его поступки, поведение и черты переоцениваются. И, наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как корысть.

Эффект проекции возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному – свои недостатки.

Эффект упреждения, или эффект первичности и новизны, появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение придается сведениям, которые предоставляются вначале. При общении с хорошо знакомым человеком учитываются самые последние сведения о нем.

Большое значение имеет процесс формирования первого впечатления о человеке. Большое влияние на первое впечатление оказывают: 1) внешний вид человека (одежда, прическа, украшения, очки); 2) манера поведения человека (как стоит, ходит, сидит, разговаривает и т.п.).

Внешний вид и манера поведения являются факторами превосходства, так как в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к определенной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Например, собираясь на экзамен и надевая строгий костюм и рубашку, скорее всего, студент стремится завысить свой социальный статус. Если же преподаватель на тот же экзамен надевает джинсы и свитер, то он пытается ослабить фактор своего превосходства с целью улучшения взаимодействия со студентом.

«Высокостатусным» как для женщин, так и для мужчин считается силуэт, напоминающий по форме вытянутый прямоугольник с подчеркнутыми углами, «низкостатусным» - силуэт, напоминающий по форме шар. В европейской одежде признаком высокого статуса считаются ахроматические цвета, т.е. черно-серо-белая гамма; чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже предполагаемый статус человека.

Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но всем по силам разобраться в особенностях восприятия. В ходе общения человек стремится не просто воспринять собеседника, а познать его, понять логику его поступков и поведения.

4. Интерактивный аспект общения

Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, при этом действие является основным содержанием общения.

Позиции в общении могут рассматриваться в русле трансактного анализа. Данное направление в психологии было разработано в 50-е годы 20 века американским психологом м психиатром Эриком Берном (1902-1970). Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э.Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый.

В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния ведется разговор, определяется позиция и статус собеседника.

Каждый тип состояния важен для человека:

Родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает;

Взрослый трезво, реально анализирует ситуацию, не поддается эмоциям, логически мыслит;

Ребенок эмоциональный, импульсивный и нелогичный.

 

Характеристики Родитель Взрослый Ребенок
1. Характерные слова и выражения Все знают что; Ты не должен никогда; Ты всегда должен; Я не понимаю, как это допускают и т.д. Как? Что? Когда? Где? Почему? Вероятно; возможно Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
2. Интонация Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие Связанные с реальностью Очень эмоциональные
3. Состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное
4. Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Открытые глаза, максимум внимания Угнетенность, удивление
5. Позы Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди Наклон вперед к собственнику, голова поворачивается вслед за ним Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу)

 

Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций ориентации его участников на контроль или на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием доминировать во взаимодействии. «Контролеры» много говорят, их стратегией является стремление заставить партнера по общению принять свой план взаимодействия и навязать свое понимание ситуации.

Ориентация на понимание включает стремление понять ситуацию и других людей. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров и направлено на достижение взаимной удовлетворенности ходом общения. «Пониматели» больше молчат в разговоре; им свойственно слушать, наблюдать, анализировать. Они пытаются понять собеседника, адаптироваться к партнеру по общению.

Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализовывают планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодействия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата.

Человеческое взаимодействие очень разнообразно, поэтому ученые пытаются упорядочить многообразные типы взаимодействий. Наиболее часто выделяются два типа взаимодействия: кооперация (от лат. Cooperation - сотрудничество), предусматривающая совместное достижение целей, и конкуренция (от лат. Concurro - сталкиваюсь), предполагающая создание затруднений и препятствий соперникам в достижении целей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: