Общение и коммуникация. Основные виды и функции.




НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ

КАФЕДРА ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ

ДИСЦИПЛИН

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

ЛЕКЦИЯ

ПО ТЕМЕ №1 «Общение и коммуникация. Психологические аспекты общения»

ТУЛА-2014

Тема 1. Общение и коммуникация. Психологические аспекты общения.

План:

1. Общение и коммуникация. Основные виды и функции.

2. Коммуникативный аспект общения

3. Перцептивный аспект общения

4. Интерактивный аспект общения

Общение и коммуникация. Основные виды и функции.

Часто термины «общение» и «коммуникация» используются как равнозначные, синонимические. Однако, по мнению других исследователей, коммуникация – это связь, в процессе которой происходит передача информации. При этом объектом, получающим информацию, может быть не только человек, но и машина, животное. Общение же – это всегда двусторонний процесс, основанный на взаимодействии равноправных партнёров – субъектов общения.

Общение – это сложный, многогранный процесс, представляющий собой взаимодействие двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, а также процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Деловое общение – это общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей с целью осуществления значимых для них целей. Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, клиентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реализации необходимо учиться общению.

В психологии выделяют пять основных функций общения:

1. Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция – проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.

3. Функция подтверждения – состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.

В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное к себе отношение.

5. Внутриличностная функция – это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые поступки.

Мы же примем первую точку зрения и будем рассматривать термины «общение» и «коммуникация» как синонимы, поскольку в человеческом общении коммуникация в чистом виде практически не встречается, ведь передача информации, как правило, в обществе представляет собой именно двусторонний процесс, речевое взаимодействие.

Если коммуникация лежит в сфере официальных отношений и направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов, то она называется деловой.

Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, референта, служащего, лидера общественной организации. Для достижения высокой результативности практически в любом виде управленческой деятельности вы должны владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения коммуникации, о постулатах делового общения.

Важная особенность делового общения – строгое соблюдение его участниками статусной роли: начальник – подчиненный, партнеры, коллеги и др. Если деловым людям приходится постоянно общаться с людьми, стоящими на разных ступенях служебной лестницы, говорят о вертикали и горизонтали отношений. По вертикали – это субординационные отношения, они обусловлены социальным статусом, административно-правовыми нормами и характеризуются подчинением младшего старшему по чину. Горизонтальные отношения предполагают участие в совместной деятельности на принципах сотрудничества, взаимопонимания, с учетом общих интересов.

Деловое общение всегда целесообразно. Это значит, что сама организация делового общения, выбор коммуникативных стратегий и тактик, использование языковых средств в деловой речи четко подчинены цели достижения позитивного результата в решении конкретной проблемы.

Виды общения:

Формальное общение. В процессе такого общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными, а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются расхожие фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т.е. человек оценивает другого как нужный или ненужный объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, если нет отталкивают резкими репликами.

Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Роль – это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру не свойственно вести себя как военачальнику.

Деловое общение, когда учитываются особенности личности, ее характер, возраст, настроение, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда человек знает собеседника как личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Светское общение, суть которого заключается в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, поскольку точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

В психологии выделяют следующие формы общения:

Непосредственное общение является сложившейся исторически формой общения людей друг с другом; оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой. На более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения.

Опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий, письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение – это естественный контакт лицом к лицу.

Косвенное общение – предполагает участие в процессе общения посредника, через которого передается информация.

Межличностное общение – связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы).

Можно выделить три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное общение – это авторитарная форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение себе одним из партнеров другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной.

В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.п.

Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяют стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что при манипулятивном общении партнер не информирует о своих истинных целях, они скрываются или подменяются другими.

Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.

Императивная и манипулятивная формы общения относятся к монологическому общению.

Диалогическое общение – является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Диалог возможен лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

· Психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т.е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);

· Доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

· Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственного мнение и собственное решение (принцип паритетности);

· Общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);

· Разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать истинные чувства и желания (принцип персонифицированного общения).

Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.

Для каждого из этих видов коммуникации характерны свои цели, ожидаемый результат, условия организации, а также коммуникативные формы и средства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: