Коррекционно-логопедическая работа




с детьми раннего возраста.

1. Задачи и этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста.

подготовительный этап

 

Задачи:

 

- установление эмоционального контакта с ребёнком

- формирование положительного отношения к логопедическим занятиям

- развитие предпосылок позитивного общения

 

основной этап

 

Задачи:

 

- воспитание речевой активности

- формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению

- формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы

- формирование первоначальных речевых навыков в ситуации общения

- закрепление и автоматизация грамматических структур

 

2. Направления коррекционно-логопедической работы

с детьми раннего возраста.

 

Основные направления работы на подготови­тельном этапе:

 

- установление зрительного и эмоционального контакта;

- подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции;

- настрой ребёнка на эмоциональное сопережива­ние;

- повышение уровня общей активности ребёнка;

- организация произвольного внимания, развитие способности к концентрации, распределению и пере­ключению внимания.

 

На этом этапе не рекомендуется упот­ребление слов «повтори», «скажи», поощряется и ак­тивизируется употребление невербальных средств.

Ситуацию общения желательно организовы­вать так, чтобы она была комфортной для ребёнка, подкреплялась приятными впечатлениями и не тре­бовала недоступных для него форм взаимодействия. «Эмоциональное поглажи­вание» способствует развитию положительных эмо­ций - удивления, радости, интереса.

Для того, чтобы сформировать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность целесообразно использовать игру, рисование, лепку. Эти задания развивают сосредоточение внимания. Эмоциональный смысл вводится в задания, основан­ные на сенсорной стимуляции - раскачивания, кру­жения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях. Все действия сопровожда­ются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами. В простейших играх мы поддерживаем сенсор­ной стимуляцией переживание обычных, но значи­мых ситуаций: кормление куклы, укладывание спать мишки. Постепенно в игру включаются небольшие сложности, также подкреплённые сенсорными эф­фектами, расширяется взаимодействие взрослого и ребёнка, сенсорная стимуляция становится более разнообразной. Мы стимулируем детей на непроиз­вольные подражания действиям, мимике и интонаци­ям взрослых, на эхолалии, обыгрываем их звуковые реакции. Материалы для игр и заданий подбираются в соответствии с интересами и пристрастиями кон­кретного ребёнка. По возможности мы стараемся сглаживать неприятные ощущения, фиксируясь на приятных, накладывая словесную формулу на аффек­тивные реакции ребёнка. В ответ на любые звуковые реакции используем положительное подкрепление, вплоть до пищевого.

 

Работа на основном этапе ведется по нескольким направлениям:

- развитие понимания речи, простейших инструкций, уточнением и расширением пассивного словаря.

Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у детей благодаря совпадению во времени зву­чания слова, произносимого взрослым, с предъявлением пред­мета, действия, явления, которые они обозначают.

Для развития понимания речи необходимым условием явля­ется правильное функционирование зрительного и слухового анализаторов. Положительной предпосылкой, способствующей формиро­ванию и совершенствованию понимания речи, является разви­тие двигательно-кинестетического анализатора. Первая связь слова с определенным предметом создается на ос­нове сочетания его слухового обозначения со зрительно-кинес­тетическим ощущением этого предмета. Таким образом, ребе­нок осязает, ощупывает, исследует тактильно.

Учитывая все эти особенности, неговорящему ребенку предлагают для запоминания яркие игрушки, отличающиеся от часто встречающихся по внешнему виду, цве­ту, размеру, форме и материалу. Используются для запоминания двуслого­вые слова, например, ляля, миша, лиса, киса и другие. Предъяв­ление предметов неговорящим детям имеет ряд особенностей:

1) на обучающих занятиях одномоментно с предъявлением предмета произносят слово, обозначающее ее название;

2) слово произносят в моменты фиксации взора на предмете, или предмет пассивно располагается в поле зрения ребенка. Слово - название предмета произносится во время совместного фиксирования внимания, совместного наблюдения за дейст­виями с предметом;

3) предъявляемое слово произносится мелодично, певуче, на разные интонации с некоторым интервалом;

4) вырабатывая понимание данного слова, включают слухо­вой, зрительный и кожно-мышечный анализаторы, пассивно выполняют рукой ребенка различные манипуляции с игрушкой (ощупывание, поглаживание);

5) в момент проверки узнавания предмета по названию про­износимое слово

включается в простую фразу, где значительно выделяется интонацией;

6) узнавание предмета по слову определяется по попытке ос­тановить взор на игрушке или повороту взора или головы в на­правлении контрольного предмета;

7) слово, начинает нести обобщающую функцию.

Выработав узнавание названия одного предмета, перехо­дят к новому предмету, который занимает место, пространственно отличное от предыдущего. Постоянно стремятся обога­тить впечатления ребенка, что также способствует развитию по­нимания речи.

 

На этом направлении работы отрабатываются следующие моменты в разви­тии понимания речи:

1) названия игрушек;

2) названия окружающих предметов;

3) понимание простых инструкций

4) названия простых действий;

5) название окружающих явлений;

6) формирование обобщающих понятий;

7) узнавание игрушек, предметов, изображенных на картинке;

и другие.

Занятия по развитию понимания речи проводят в зависимости от возраста ребенка и уровня импрессивной речи.

Все логопедическое занятие строится в виде игры, которая является важнейшим процессом по­знания.

- стимуляция речевой активности, побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка.

Самое большое место в логопедической работе с неговорящими детьми за­нимает работа по стимуляции речевой активности. (см. Приложение.)

Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощ­ряя его активность, стараются вызвать повторение звуков, тем самым стимулируют аутоэхолалии, которые способствуют раз­витию речедвигательного и слухоречевого анализатора, а вмес­те с тем и лепетной активности. Развивая возможность произ­несения звуков и звукокомплексов по подражанию, то есть, спо­собствуя развитию физиологических эхолалий, используют три вида упражнений:

а) вызывают ответные звуки и звукокомплексы, имеющиеся у ребенка в произношении. Это активизирует эхолалии;

б) произносят звуки, отсутствующие у ребенка в произволь­ном голосообразовании. В этом случае эхолалии могут быть ну­левыми, но значительно стимулируется голосовая активность ребенка;

в) произносят звуки, близкие к имеющимся у ребенка в ак­тиве и доступные для уровня его артикуляционной моторики. Это способствует обогащению лепетной активности ребенка, так как стараясь повторить звук, ребенок стремится приблизить звучание к эталону, к совпадению звуков по акустико-артикуля­ционным признакам. В этот момент логопед помогает ребенку, пассивно создает определенные уклады губ и языка, например, удерживает губы при произнесении звуков «о», «и», «у».

Как и в норме, процесс усвоения звуков у неговорящих детей определяется посте­пенностью развития функции речедвигательного анализатора.

Последовательность появления звуков следующая - глас­ные (а, у), сонорные (носовые) и шумные согласные и их проти­вопоставления (м, п, б, н, т, д), звонкие и глухие (п-б, т-д).

Дальнейшее развитие речевой активности идет по пути от грубых артикуляционных дифференцировок ко все более тон­ким. Усвоение конкретных звуков осуществляется постепенно в процессе перехода от более легкого артикуляционного уклада к более трудному.

Все звуки вводятся в план коммуникации и обозначают предметы, действия, явления и чувства ребенка («у» - машина, «а» - плач, «о» - ревет медведь, «и» - смех, улыбка, «ко-ко» - курочка, «га-га» - утка, «му» - корова и т.п.).

- развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекция речевых нарушений начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.

- развитие мелкой моторики.

Движения пальцев кистей рук имеет особое развивающее значение. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение, не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развить речь ребенка.

- формирование навыков артикуляционной моторики.

Важной частью логопедической работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.

Логопедический массаж.

Цель: нормализация мышечного тонуса и выработка поло­жительных кинестезий.

Показания к проведению массажа:

Логопедический массаж показан:

• всем детям с расстройствами речи,

• детям, которые не поддаются коррекции педагогическими методами,

• детям с нарушениями питания (сосание, глотание, жевание),

• детям с нарушением слуха,

• детям с короткой подъязычной связкой и детям после подсечения.

Кроме приемов ручного массажа, ис­пользуется зондовый массаж. Логопедиче­ский массаж проводится курсом, 10-15 раз по 20-30 минут.

Начинать делать массаж можно с 6-12 месяцев. Важно варьировать силу воздействия в зависимости от возраста ребенка. Наиболее часто логопедический массаж применяется в том возрасте, когда начинают появляться трудности в речевом развитии.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление ак­тивности и объема движений губ, языка, развитие их подвижности.

Пассивная гимнастика

Направлена на усиление активности губ и языка.

Активная гимнастика

Особое внимание уделяется активным движениям языка и губ, которые необходимы для развития четких артикуляцион­ных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц.

На этом этапе ребенка обучают таким произвольным движениям, как: «поцелуй», «закрой глаза», «по­кажи язык», «улыбнись», «покажи зубы», «пощелкай языком» и т.д.

 

- работа над дыханием.

Целью данной работы является увеличение силы и длительности выдоха.

Проводят активные дыха­тельные движения с включением элемента подражательности:

- учат ребенка дуть на ватные шарики - игра «футбол», дуть на «султанчик», дуть в дудочку, дуть на разноцветных бумажных бабочек и т.д. (при этом пассивно удерживают определенную позу губ «хоботок»);

- учат игре на губах.

- развитие фонематического слуха, слухового внимания и слуховой памяти.

У неговорящих детей необходимо развивать акустические установки на звуки и голос че­ловека, развивать слуховые дифференцировки.

Работа по данному направлению осуществляется по следующим разделам:

1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.

Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать

слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки.

1. Воспитание речевого слуха, фонематического восприятия, восприятия речи окружающих людей.

При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное

восприятие, т.е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а далее прикрываем рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: