Тема 1. Социально-экономическая характеристика налоговых платежей
Понятие и сущность налогов.
Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог – понятие очень многогранное: не только экономическое, правовое, но и социальное, философское и историческое, при этом жестко связанное с категорией «государство».
Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства, являясь при этом одним из самых доходных источников накопления казны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государство не затрачивает средств. Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуатации общества и по своей сути выступают одним из элементов государственного насилия (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это ощущается в условиях возрастания налогового бремени, то есть когда государство увеличивает число налогов, или расширяет круг налогоплательщиков, или расширяет налоговую базу, или осуществляет повышение налоговых ставок и т.д.
Налоги как экономическую категорию, следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков).
.
В определение налогов в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее НК РФ) не вошла их важная особенность – возможность их использования для воздействия на экономические процессы.
|
Законное изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта (национального дохода) в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме безвозмездно переходит в собственность государства.
Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта (национального дохода):
– работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
– хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
Источниками уплаты налогов выступает национальный доход и его факторы производства - доход и капитал.
Таким образом, налог - это доля национального дохода, аккумулируемая в процессе производства, регулярно изымаемая государством в бюджеты всех уровней для финансового обеспечения общественного развития.
Кроме налогов в НК РФ рассматриваются сборы.
Налоги - одно из основных противоречий между налогоплательщиком как субъектом налога или обществом в целом, с одной стороны, и государственной властью, с другой стороны. Изъятие части дохода у субъекта налога приводит к возникновению противоречия между потребностями государства в увеличении налоговых доходов в целях формирования бюджета и выполнения им своих функций и нежеланием налогоплательщиков безвозмездно отдавать часть своих доходов, ухудшающих их материальное положение. Данное противоречие является основным при формировании налоговой системы и принятии законодательной налоговой базы любым государством.
|
Признаки налогов
П.5 ст.3 НК РФ говорит о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо взносы или платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов и сборов, но не предусмотренные Кодексом.
Основные отличительные признаки налога в трактовке НК РФ (рис.1.1):
1. обязательность — каждое лицо-налогоплательщик, должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
2. индивидуальная безвозмездность — каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага;
3. уплата в денежной форме — налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме, т. е. в виде так называемых «налоговых зачетов»;
4. финансовое обеспечение деятельности государства — налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов;
5. общие условия установления налогов и сборов — налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
| |||||
|
Рис. 1.1. Отличительные признаки налога
В российское понятие «налог» заложены различные юридические нормы, важные для понимания сути налогообложения, а именно:
|
– прерогатива законодательной власти утверждать налоги;
– главная черта налога — односторонний характер его установления;
– налог является индивидуально безвозмездным;
– уплата налога — обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;
– налог взыскивается на условиях безвозвратности;
– целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
Функции налогов
Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям.
Налоги опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействуют на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности, путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.
Таким образом, посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов (рис. 1.2.).
|
|
Рис.1.2. Функции налогов
Фискальная функция — основная, направленная на формирование доходов, аккумулируя в бюджете средства для реализации функций государства.
Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.
Регулирующая функция — посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства.
Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.
Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов.
Для этой функции выделяют три составляющие:
1) стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;
2) дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;
3) воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.
Контрольная функция — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Социальная функция — осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов.
С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.
Таблица 1.1.
Поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет
Российской Федерации в 2010 - 2013 гг.[1]
Млрд. руб.