Истоки коррупции в России.




Введение.

 

Проблема коррупции и взяточничества была актуальна во все времена, угрожающе остро это прослеживается в России, отсюда мотивы и актуальность выбранной темы. По данным ученых и специалистов, значительное число фактов взяточничества (90%) остается нераскрытым.(1)

Видна явная связь между коррупцией и взяточничеством и преступными структурами, потому что они не могут существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей. Точным является утверждение, что организованная преступность старается опираться на институты государства и общества, используя их в своих целях. Факты незаконного выделения, получения и использования льготных кредитов, перевод капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, отмывание денег, полученных преступным путем - все эти действия сопровождаются разного рода корыстными злоупотреблениями должностных лиц, значительными суммами взяток.

 

Теоретическая значимость данного исследования состоит в анализе правотворчества и провоприменения, состояния и степени коррумпированности общества, отображение различных источников и взглядов на эту тему, их сравнительная характеристика.

 

Практическая значимость - выводы по темам, предложения о создании единой независимой комиссии по борьбе с коррупцией, потому что организованная преступность возрастает в обществе с наиболее высоким процентом коррумпированности.

 

Объектом исследования является проблема борьбы с коррупцией и взяточничеством в России и за рубежом.

 

Предметом исследования являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования коррупционных отношений, их сущность, структура, основные элементы и принципы.

 

Целью исследования является отражение исторических концепций коррупции, особенности, характерные для России, как в прошлом, так и в современном развитии.

 

Коррупция стала серьезно угрожать верховенству закона, правам человека, принципам государственного управления, подрывать доверие к власти, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральным устоям

общества. Администрацией Санкт-Петербурга запланировано проведение в школах мероприятий, которые расскажут учащимся о борьбе с коррупцией. Программа по борьбе с коррупцией действует в школах на протяжении 2-х лет в рамках стандартных дисциплин: истории, обществознании, географии, литературы и рассчитана на 3 года (9-11 класс).

 

Отсюда задачи исследования:

1.раскрыть концепцию коррупции

2.рассмотреть и проанализировать истоки коррупции в России

3.отразить аспекты борьбы с коррупцией, используя опыт Запада и раскрывая их особенности в России.

 

В заключении поводятся итоги исследования, формулируются выводы и предложения автора, выделяются вопросы, имеющие наибольшую ценность для деятельности в сфере борьбы с коррупцией. Рассматриваются вопросы укрепления законности и правопорядка, осуществление эффективных методов борьбы.

 

Концепция коррупции.

1.1.Понятие и правовое регулирование коррупции.

 

Коррупция - комплексное и многогранное явление, более сложное, чем те упрощенные шаблонные представления о коррупции, которые циркулируют в прессе и которые нашли отражение в большинстве существующих определений коррупции. В основе этого термина лежит латинское слово «corruptio», которое означает в буквальном переводе «порчу и подкуп».В толковом словаре Ожегова и Шведовой дается следующее определение: «Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении, и срастании с мафиозными структурами».Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Протекание процесса коррупции рассматривается в трех ее видах: мелкой (низовой), крупной (элитарной) и международной (мировой).

Низовая коррупция существует на уровне повседневных потребностей граждан и предпринимателей. В России она фактически стала нормой жизни, пронизывая самые различные слои общества. Однако, это же делает ее более уязвимой с точки зрения разоблачения конкретных проявлений.

Элитарная коррупция характеризуется высоким социальным положением субъектов ее свершения в отдельно взятой стране или регионе. Степень ее уязвимости для разоблачения зависит от политического режима в стране, особенностей национального самосознания, культурных традиций и обычаев.

Международная коррупция -закрытая тема для абсолютного большинства граждан страны. Она становится частью государственной политики государства, которая включает в себя финансирование иностранных властных структур для лоббирования интересов на мировой арене.Она практически неуязвима для разоблачения ввиду крайней латентности посягательств, интеллектуальными способами свершения.

Юристы и правоведы относят явление коррупции к области применения разных отраслей права, прежде всего, гражданского, административного и уголовного.

Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие виды наказания за взяточничество: ст. 204.Коммерческий подкуп (лишение свободы на срок до пяти лет), ст. 285. Злоупотребление должностными полномочиями (лишение свободы на срок до десяти лет) ст. 290. Получение взятки (максимальное наказание лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией или без таковой), ст. 291. Дача взятки (максимальное наказание лишение свободы на срок до восьми лет), ст. 292. Служебный подлог (максимальное наказание лишение свободы на срок до двух лет).

Между тем, действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 575) разрешает государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или исполнением служебных обязанностей принимать обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. В результате возникла коллизия законов. Она позволила некоторым специалистам утверждать, что пять минимальных размеров оплаты труда — это та граница, которая отделяет подарок от взятки.[14]

В то же время из сказанного следует, что ст. 575 ГК может быть распространена на вознаграждение должностного лица за правомерные, не связанные с вымогательством, действия чиновника, если гражданин, в интересах которого было предпринято соответствующее действие, не обговаривал с должностным лицом до совершения в пользу него таких действий последующую передачу взятки. Судебная практика признает и такие действия взяточничеством (п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).[16]

Несмотря на то что КоАП РФ не содержит статей, непосредственно относящихся к коррупции, многие из них можно применить к лицам, предположительно совершившим коррупционные действия (например, незаконное распространение информации, незаконное размещение муниципального заказа и т. д.).

Административная ответственность мягче уголовной: максимальное наказание, предусмотренное КоАП РФ, – административный арест на срок до 15 суток. Однако штрафы, предусмотренные КоАП РФ, все же значительные: за нарушение законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 7.30 КоАП РФ) руководитель может лишиться суммы до 50 тыс. руб.

 

1.2.Коррупционные группы и организованная преступность.

 

В отличии от низовой коррупции,которая всегда была уделом одиночек, элитарная, а тем более международная неразрывно связана с деятельностью коррупционных групп. Они образовываются по определенному «сплачивающему» фактору, которым может стать:

а) принадлежность к одному сословию или классу

б) принадлежность к этническим или сексуальным меньшинствам

в) принадлежность к определенным религиозным учениям и идеологиям

Различие между коррупционными группами и организованной преступностью стирается в результате перевода огромных сумм, полученных в результате коррупционной деятельности, в ведущие банковские центры оффшорных зон. Разделение между ними исчезает и по другим направлениям. По мере повышения финансовых ставок коррупция сопровождается насилием или угрозой насилия, то есть явлением, которое обычно характерно для организованной преступности.

Предпосылкой установления контроля над коррупционными группами и организованной преступностью является мобилизация гражданского общества для обеспечения наблюдения и отчетности чиновников, а также эффективного управления с их стороны. Постановление ГД ФС РФ от 10.10.1997 №1787-II ГД О Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О фактах коррупции должностных лиц органов государственной власти города Санкт-Петербурга».

Специальная литература слишком часто исследует симптомы коррупции и организованной преступности по сравнению со случаями, выражающими структурную суть данного явления. Таким образом, слишком мало внимания уделяется более глубоким подходам к решению проблемы.

 

 

1.3.Факторы, усиливающие коррупцию.

Как показывает исторический анализ, уровень коррупции в стране во много зависит от сложившейся в ней социально-экономической системы. В развитых цивилизациях существуют два типа систем: рыночные(капиталистические) и нерыночные(например, социализм).В нерыночных системах уровень коррупции, как правило, ниже, чем в рыночных системах. Данный феномен объясняется тем, что коррупция самым непосредственным образом связана с товарно-денежными отношениями. Неразвитость товарно -денежных (рыночных) отношений сильно подрывает стимулы для коррупции, поскольку украденное очень сложно или невозможно воплотить в соответствующем эквиваленте материальных благ.

Важную роль играет политический режим в стране. Сильные демократические традиции препятствуют образованию коррупционных групп во властных структурах. Верховенство закона, разделение властей, выборность представительных органов – все аспекты правового государства самым непосредственным образом влияют на уровень коррупции в государстве.

Иностранные военные интервенции почти всегда, с древнейших времен и до настоящего времени приводили к росту коррупции на завоеванных территориях, которую инициировали сами завоеватели.

Слабое регулирование в экономической сфере порождает монополизированный капитал, представители которого зачастую и создают коррупционные группы.

Особыми факторами, ускоряющими развитие организованной преступности и коррупции, являются государственные просчеты при внедрении рыночной экономики (характерно для стран с переходной экономикой).К ним относятся сокращение государственного аппарата силовых и оперативно – розыскных структур, несовершенство законодательства (так называемые «лазейки»), плохо скоординированная работа судебных и исполнительных органов.

Гласность и прозрачность деятельности судебных и исполнительных органов власти, создание обстановки нетерпимости, осуждения, аморальности любого факта проявления коррупции, существование независимых СМИ – факторы, противодействующие коррупции.

 

Истоки коррупции в России.

2.1. Возникновение коррупционных явлений в Древнерусском государстве (X – XIII вв.).

 

Известно, что на Руси с незапамятных времен сложились сильные демократические традиции: князья обычно либо избирались вечем (князья-посадники), либо княжили по наследству с сохранением за вечем совещательной функции по решению важных вопросов, таких как законотворчество и судопроизводство. Без участия этого своеобразного парламента не принималось ни одного важного решения. Однако ближе к XIII веку вече перестали созываться регулярно и их роль в решении повседневных вопросов существенно сократилась. Вместе с этим в Древнерусском государстве появились явления, до X века не имевшие место: расцвет рабовладельческих хозяйств, резкое расслоение общества на сословия (бояре, горожане, смерды, холопы), а также появление других явлений, которые свидетельствуют о возникновении имущественного и социально-правового неравенства разных слоев населения, сопровождающимся произволом со стороны властных структур.

В чем же причина этой трансформации?

По определению, данному Аристотелем, существует такая форма правления, при которой государство находится в руках «немногих», то есть олигархия. Она характеризуется властью богатых (например, представителей крупного монополизированного капитала), использующих ее в своих личных интересах, а не интересах всех граждан. То есть олигархия-это коррупционная группа, обладающая властными полномочиями. Ее цель, как и цель любой такой группы -личное обогащение. Соответственно, закономерен и стремительный рост коррупции при такой форе правления (это исходит из определения рассматриваемого явления).

Логично предположить, что условием формирования олигархии является наличие источника быстрого накопления денежных средств. Был ли он в Древнерусском государстве?

Да. Всем известно о существовании знаменитого торгового пути «из Варяг в Греки». Есть важные археологические источники, позволяющие судить о масштабах внешней торговли в рассматриваемую эпоху. Речь идет о находках арабских и византийских монет. Как указывают историки Кропоткин и Спасский, именно к этому периоду относится максимальное количество кладов, найденных на территории Руси, причем кладов именно золотой монеты, которая имеет наибольшую ценность. Известны пудовые клады, содержащие тысячи таких монет. А если учитывать, что 1 золотая монета была эквивалентна примерно 8000-10000 современных рублей, то можно судить о размерах состояний той эпохи.

Понятно, что коррупционные группы пытаются захватить власть для создания правовой среды, благоприятствующей несправедливому распределению благ и привилегий (коррупции).Эта коррупция нашла свое отражение в Русской Правде –кодексе законов XI-XII веков. Согласно характеристике, данной Ключевским, Русская правда являлась своеобразным кодексом капитала, личность человека рассматривалась в ней исключительно «как орудие капитала». По словам историка, имущество «ценится не дешевле, а дороже самого человека, его здоровья, личной безопасности», «само лицо рассматривается в Правде не столько, как член общества, сколько как владетель или производитель капитала: лицо, его не имеющее и производить не могущее, теряет право свободного или полноправного человека».

Коррупция стала одной из причин разложения Древнерусского государства. Она подменила вечные человеческие ценности стремлением к благосостоянию. Смыслом всех княжеских усобиц был передел собственности, и даже кровное родство не могло остановить это. Закономерным итогом являлось разорение русских земель и уничтожение государства азиатскими кочевниками.

Подводя итог первого пункта, могу предположить, что в Древней Руси протекал цикл коррупции. Он напрямую был связан с успешностью захвата государственной власти коррупционными группами (олигархией), и непосредственным образом влияет на его разложение.

 

2.2.Борьба с коррупцией в Московском царстве.

 

Для разрешения социально – экономических противоречий внутри общества необходимо было ликвидировать феодальные вотчинно – удельные порядки. В этой связи закономерна политика Московских царей XV – XVI вв. Так, Иван Ш и Василий Ш в своих законах запретили князьям продавать вотчины без разрешения царя. А Иван Грозный в 1562 г. наложил полный запрет на продажу княжеских вотчин. Таким образом, были разбиты феодальные привилегия удельной аристократии. Также было упразднено местничество и кормления. Были запрещены взятки и всякого рода «посулы», а для противодействия рассматриваемому явлению была создана система частой ротации наместников и судей. По свидетельству Д. Флетчера, писавшего в конце XVI века, они сменялись ежегодно, а иногда 2-3 раза в год. Кроме того, уже в XVI веке любой обычный суд Московской Руси был судом присяжных. Целовальники, то есть присяжные, появились намного раньше, чем что – либо подобное появилось в Западной Европе. По сути, усилиями Московских царей была сформирована одна из наиболее совершенных в то время в мире систем судопроизводства. В этой связи необходимо сказать, что и в наши дни система частой ротации кадров и контроля за властью на местах со стороны назначаемых сверху органов контроля и надзора считается во всем мире общепризнанной системой, позволяющей эффективно бороться с коррупцией. Но и в наше время часто можно услышать критические высказывания в адрес этой системы. Скорее всего, их придумывают те, кому система не дает воровать.

С правления Бориса Годунова (конец XVI-начало XVII вв.) начинается новая эпоха в социальной истории России, которую русские историки называли «дворянской эпохой» или «эпохой дворянской революции», а также эпохой «нового феодализма».В советское время было принято считать начало новой эпохи с царствования Петра I. Дореволюционные русские историки были более правы, рассматривая эпоху Петра I как продолжение «дворянской эпохи».И основной причиной, по которой началом новой эпохи следует считать именно правление Годунова, а не Петра I, является введение крепостного прав,. потому что для социальной и политической истории России XVI-XVIII вв. ничто не имело большего значения. Именно этот шаг является водоразделом, отделяющим свободу, законность и демократию Московской Руси от беззакония, произвола и деспотии России «дворянской эпохи» или эпохи «нового феодализма». Последнее название наилучшим образом отражает рассматриваемый период, поскольку введение и усиление крепостного права и других характерных феодальных черт (например, установление абсолютной власти крупных помещиков на принадлежащей им территории) не оставляет никаких сомнений в том, что мы имеем дело с феодализмом.

 

2.3. Коррупция в XVIII веке.

 

Всем известны реформы и преобразования Петра I, однако большинство историков не может однозначно положительно их оценивать. Одним из важнейших его преобразований стал протекционизм.Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Во многих странах такая политика способствовала развитию национального производства. Собственно, Россия тоже не была исключением, однако в ту эпоху у этой политики был ряд особенностей. Есть основания полагать, что российский протекционизм был коррупционным. Коррупционный протекционизм - это не содержащее признаков преступления действие или бездействие должностного лица по покровительству при устройстве дел заинтересованных лиц, оказание им всяческой поддержки независимо от побуждений покровителя. Своего фаворита «Алексашку» Меньшикова, отличавшимся непомерным корыстолюбием, Петр наказывал как только мог. Однако никаких мер по пресечению коррупционной деятельности он не предпринимал: ни законов, ни уставов принято не было. Коррупционный фаворитизм и лоббизм были также характерны для «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.В отношении этого периода также наблюдается крайне высокая концентрация капиталов в руках небольшого круга лиц, приближенных императрицы. Но последствия возникшего кризиса коррупции смягчались тем, что внешняя торговля охватывала далеко не всю Россию ввиду отсутствия инфраструктуры. К тому же этот кризис поразил все соседние страны: Османскую Империю, Пруссию, Австрийскую Империю. Этим, во многом, и объясняются победы России в войнах второй половины XVIII века. Социально – экономические противоречия как бы консервировались в связи с проводимой политикой Екатерины II.К концу XVIII века Российская Империя отставала от Англии и Франции ввиду накопившихся проблем, одной из которых стала коррупция.

В эту историческую эпоху начинает прослеживаться новый цикл коррупции. Показательны примеры, свидетельствующие о концентрации огромных состояний в руках «немногих». А неспособность центральной власти предпринять какие – либо комплексные меры по борьбе с рассматриваемым явлением наводит на мысль, что реальные рычаги управления в стране находилась в руках коррупционных групп. Это, во многом, и обуславливает антинародную сущность политики правящей верхушки.

 

2.4. Особенности коррупции в XIX веке.

 

Указы Александра I 1809 и 1811 гг. оставляли в силе законодательные акты Петра I и Екатерины II. Тем не менее, рост должностных преступлений в Империи показывал, что реформирование законодательства необходимо. Взяточничество и лихоимство прочно обосновалось не только в центре, но и в губерниях, и в судебной системе.

Решение этой сложной и многогранной задачи, имеющей своей конечной целью «истребление сей язвы», было возложено Николаем I на особый Комитет, учрежденный императором в мае 1826 года при Общем собрании Санкт-Петербургских департаментов Сената. В том же 1826 году было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии — для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц и контроля за их деятельностью. C этой целью был принят законодательный акт «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».

Хотя работа по борьбе с коррупцией была проведена большая, каких – либо ощутимых результатов она не принесла. Только 4 – 5 % чиновников попадали под различные расследования уголовных палат и Сената. Однако по обвинениям в мздоимстве и лихоимстве проходило гораздо меньшее число.

Важным фактором борьбы с коррупцией стала начавшаяся в правление Александра II система публикации имущественного положения чиновников империи. Периодически, как правило — раз в год, выходили книги, в которых были доступны сведения о службе чиновника, его наградах, поощрениях и что, не менее важно — взысканиях, а также о размере получаемого им жалования и наличии имущества.

 

22 апреля 1881 года, при Александре III, был учрежден Комитет для выработки проекта уголовного Уложения. Одним из дискуссионных в 1893 стал вопрос об ответственности за взяточничество (лихоимство). В проекте Редакционной комиссии ответственность за принятие взятки, данной с целью побуждения к совершению преступного деяния посредством злоупотребления служебными полномочиями или к учинению служебной провинности (ст. 35), устанавливалась равной ответственности за принятие взятки, если она была дана уже за учиненные, в интересах лиходателя, посредством злоупотребления служебными полномочиями преступные деяния или служебную провинность (ст.36), а именно: заключение в тюрьму на срок не ниже шести месяцев. Полностью Уголовное уложение вступило в силу при Николае II.

Эта эпоха характеризуется попытками государственной власти бороться с проявлениями коррупции. Однако применение «полумер» не давало и, как показывает исторический опыт, никогда не даст устойчивых результатов. К концу XIX века Россия все еще отставала от стран Западной Европы и США, которые смогли разработать эффективные методы борьбы с коррупции. Они будут рассмотрены в пункте 3.1.

 

2..5. Коррупция в России в эпоху революций (1905 – 1917 года)

 

На начало XX века рынок России был крайне монополизирован. Суще­ственным представляется пример монополий в нефтяной промышленности, где к 1914 г. три фирмы давали 60,7 % общероссий­ской добычи нефти и охватили 90 % торговли нефтью и нефтепродуктами. В условиях крайне высокой концентрации капиталов появился новый тип коррупционных групп – финансовая олигархия. Они образовывались путем слияния капиталов крупных промышленников и банкиров, при содействии чиновников всех рангов. Как и любая коррупционная группа, финансовая олигархия (которая существует и сейчас) стремилась захватить рычаги управления над обществом, что она и сделала в начале XX века. Но Россия в то время не единственное государство, где власть по существу находилась в руках коррупционных групп: подавляющее большинство стран, вставших на путь индустриализации также попали в зависимость от финансовых элит. Поэтому в рассматриваемую эпоху возникло явление, не имевшее ранее прецедентов - мировые экономические кризисы. Кому они выгодны? Тем, кто может по спекулятивной цене продать какой – либо товар. Если коррупционная группа монополизировала какую – либо отрасль экономики, то кризис становится благоприятной средой для различного рода финансовых махинаций. Ю. Кузовков считает, что все мировые экономические кризисы были созданы искусственно финансовой элитой для максимизации своей прибыли.

Кризисы крайне негативно сказываются на социальной стабильности внутри общества, так как они в основном бьют по карману низшего и среднего класса, коих большинство. Показательны массовые забастовки и восстания, которые стали частым явлением во многих индустриальных державах. Так, Первая Русская Революция началась с массовой забастовки на Путиловском заводе, а закончилась Всероссийской Октябрьской Политической Стачкой – забастовкой, охватившей всю империю. Рабочие требовали социально – экономических реформ и демократических преобразований. Николай II пошел на уступки, однако ни к каким масштабным преобразованиям царское правительство не преступило. Это было невыгодно финансовой элите.

Ситуацию усугубила Первая Мировая Война. Она стала катализатором для нарастания социального взрыва, который сверг царское правительство во время Февральской Революции 1917 года. Но Временное Правительство не собиралось решать те накопившиеся проблемы, которые породили революцию. В октябре 1917 года власть в стране захватили большевики. Именно им предстояло разрешить кризис коррупции.

2.6. Была ли коррупция при Сталине?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: