Изучение индивидуально-психологических особенностей детей
На учебно-исследовательской практике в ДОУ
Методические рекомендации
Направление 050700 (540600) Педагогика
Составила: Фролова Н.Б.
Цель практикума: обеспечить формирование базовой и специальной профессиональной компетентности бакалавра педагогики путем обогащения опыта решения учебно-профессиональных задач, направленных на изучение индивидуальных особенностей психического развития ребенка в образовательном процессе ДОУ; овладение средствами элементарной диагностики индивидуальных особенностей детей на основе педагогической оценки актуального состояния и развития ребенка. Ведущим средством является наблюдение за поведением ребенка и заполнение карточки индивидуального развития.
Цель наблюдений студентов за детьми – развитие и саморазвитие наблюдательности как одного из компонентов профессиональной компетентности в научно-исследовательской деятельности бакалавра педагогики.
Овладеть практическими навыками учебного наблюдения за отдельным ребенком, значит, целенаправленно отбирать симптомы для наблюдения, научиться быть внимательными к психологическим фактам, обращать внимание на то, что нового появилось в поведении ребенка по сравнению с прежними наблюдениями.
Создание условий для наблюдений
Наблюдение за отдельным ребенком осуществляется в привычной для ребенка обстановке, в ходе обычных для него видов деятельности: во время свободной игры и других видов детской деятельности, занятия, прогулки, режимных процессов. Однако некоторые интересующие студентов моменты в деятельности ребенка могут и не проявиться (например, нужно убедиться, умеет ли ребенок прыгать на одной ноге), поэтому нельзя делать преждевременных выводов о том, что данное умение отсутствует. «Не делает» еще не значит –«не умеет».
|
В этом случае студенту потребуется организовать игровую ситуацию, которая помогла бы ему увидеть, может ли ребенок справиться с каким-то делом или понять ваш вопрос. Если в процессе совместной деятельности со взрослым малышу потребуется помощь, взрослый должен оказать ее, но не следует в карточке помечать этот пункт как уже пройденный этап. Надо четко различать самостоятельные действия ребенка (действия в «зоне актуального развития») и помощь ему со стороны для освоения навыка («зону ближайшего развития»). Если умение или навык сформированы (ребенок самостоятельно, без помощи взрослого справляется с соответствующим умением), в карточке ставят «галочку»; если данные неопределенные - вопросительный знак «?». Продолжая через 2-3 недели изучение ребенка, можно обоснованно делать выводы о динамике его развития.
Регулярные наблюдения с помощью карточки индивидуального развития дают возможность педагогу выявить достижения детей в приобретении умений и навыков на данный отрезок времени («зону актуального развития»), проектировать педагогический процесс с учетом «зоны ближайшего развития» конкретных детей группы.
Содержание карточки развития
· физическое развитие – выявляет овладение основными движениями («грубую моторику»), например, ходьбу или лазание, и более частными («мелкая моторика»), такие как координация глаз и рук при рисовании и лепке;
|
· формирование культурно-гигиенических навыков – овладение навыками самообслуживания;
· социальное развитие и поведение – включает отношения ребенка с взрослыми и сверстниками, индивидуальные особенности поведения, черты личности ребенка;
· общение и развитие речи – выявляет развитие пассивной и активной речи, освоение некоторых понятий;
· сенсорное развитие – развитие способности отождествлять (находить «такой же») и называть цвет, форму, величину предметов;
· игра – особенности и характер игры, игровые интересы и предпочтения.
Осмысление информации
Есть два основных способа оценивать информацию, которую дает карточка развития. Можно сравнивать нынешние способности и поведение ребенка со средними для его возраста данными (их можно найти в программных задачах воспитания и развития данной возрастной группы, на основе которых и отобрано содержание карточек развития). Это значит, что результат ребенка сравнивают с тем, что могут освоить большинство его сверстников. Такое сравнение покажет, отстает ли ребенок в данном направлении, находится ли на среднем уровне или же хорошо развит для своего возраста. Другой способ интерпретации информации о ребенке – сравнение ее с данными о нем, полученными в более раннем возрасте. Эти два способа сравнения не исключают друг друга.
Точка отсчета для педагогической оценки любого ребенка – он сам. Результаты оценки сравниваются с собственными достижениями ребенка. Она дает воспитателю возможность творчески подходить к обучению и воспитанию детей, обеспечивая им эмоциональный комфорт и создавая условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста.
|
На основании педагогической оценки нельзя делить детей на группы по уровню развития или для обучения по разным программам. Результаты оценки ни в коем случае не должны получать эмоциональную или этическую окраску: «это плохо, а это хорошо».
Важно запомнить: каждый ребенок имеет право на свой собственный, уникальный путь развития.
КАРТОЧКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
«Тонкая» и «грубая» моторика.
Цель: изучение развития движений ребенка раннего и младшего дошкольного возраста
Дата | ||||
№ п/п | Имя ребенка, возраст, пол | |||
1. | Тонкая моторика: Умение расстегивать пуговицы Умение застегивать пуговицы Умение шнуровать ботинки Умение брать пальцами мелкие предметы Умение надевать носки, колготки Умение держать карандаш, проводить линии Умение нанизывать колечки на нитки | |||
2. | Грубая моторика Умение удерживать равновесие при ходьбе - «- «- «- «- при перешагивании через кубики - «- «- «- «- при ходьбе по ребристой доске - «- «- «- «- при подпрыгивании на месте Умение бегать в прямом направлении Умение бегать с изменением направления Умение подпрыгивать на двух ногах Умение бросать мяч вдаль Умение перекатывать мяч, сидя на полу Ходить по обычной лестнице приставным шагом Ходить по обычной лестнице переменным шагом |
Выводы и рекомендации:
КАРТОЧКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Культурно-гигиенические умения и навыки
Цель: выявить уровень сформированности культурно-гигиенических умений и навыков
(младший дошкольный возраст)
Дата | ||||
№ п/п | Имя ребенка, возраст, пол | |||
Практические умения ребенка | ||||
1. | Моет руки в определенной последовательности Пользуется полотенцем Называет предметы: кран, вода, мыло Держит ложку правильно Съедает свою порцию Тщательно пережевывает пищу Пользуется салфеткой Узнает и называет некоторые блюда Снимает одежду Надевает одежду Знает и называет свои вещи Пользуется носовым платком Пользуется туалетом На картинках узнает процессы умывания, кормления, уборки Благодарит за помощь |
Выводы и рекомендации:
КАРТОЧКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА