Культурно-гигиенические умения и навыки




Изучение индивидуально-психологических особенностей детей

На учебно-исследовательской практике в ДОУ

Методические рекомендации

Направление 050700 (540600) Педагогика

Составила: Фролова Н.Б.

Цель практикума: обеспечить формирование базовой и специальной профессиональной компетентности бакалавра педагогики путем обогащения опыта решения учебно-профессиональных задач, направленных на изучение индивидуальных особенностей психического развития ребенка в образовательном процессе ДОУ; овладение средствами элементарной диагностики индивидуальных особенностей детей на основе педагогической оценки актуального состояния и развития ребенка. Ведущим средством является наблюдение за поведением ребенка и заполнение карточки индивидуального развития.

Цель наблюдений студентов за детьми – развитие и саморазвитие наблюдательности как одного из компонентов профессиональной компетентности в научно-исследовательской деятельности бакалавра педагогики.

Овладеть практическими навыками учебного наблюдения за отдельным ребенком, значит, целенаправленно отбирать симптомы для наблюдения, научиться быть внимательными к психологическим фактам, обращать внимание на то, что нового появилось в поведении ребенка по сравнению с прежними наблюдениями.

Создание условий для наблюдений

Наблюдение за отдельным ребенком осуществляется в привычной для ребенка обстановке, в ходе обычных для него видов деятельности: во время свободной игры и других видов детской деятельности, занятия, прогулки, режимных процессов. Однако некоторые интересующие студентов моменты в деятельности ребенка могут и не проявиться (например, нужно убедиться, умеет ли ребенок прыгать на одной ноге), поэтому нельзя делать преждевременных выводов о том, что данное умение отсутствует. «Не делает» еще не значит –«не умеет».

В этом случае студенту потребуется организовать игровую ситуацию, которая помогла бы ему увидеть, может ли ребенок справиться с каким-то делом или понять ваш вопрос. Если в процессе совместной деятельности со взрослым малышу потребуется помощь, взрослый должен оказать ее, но не следует в карточке помечать этот пункт как уже пройденный этап. Надо четко различать самостоятельные действия ребенка (действия в «зоне актуального развития») и помощь ему со стороны для освоения навыка («зону ближайшего развития»). Если умение или навык сформированы (ребенок самостоятельно, без помощи взрослого справляется с соответствующим умением), в карточке ставят «галочку»; если данные неопределенные - вопросительный знак «?». Продолжая через 2-3 недели изучение ребенка, можно обоснованно делать выводы о динамике его развития.

Регулярные наблюдения с помощью карточки индивидуального развития дают возможность педагогу выявить достижения детей в приобретении умений и навыков на данный отрезок времени («зону актуального развития»), проектировать педагогический процесс с учетом «зоны ближайшего развития» конкретных детей группы.

Содержание карточки развития

· физическое развитие – выявляет овладение основными движениями («грубую моторику»), например, ходьбу или лазание, и более частными («мелкая моторика»), такие как координация глаз и рук при рисовании и лепке;

· формирование культурно-гигиенических навыков – овладение навыками самообслуживания;

· социальное развитие и поведение – включает отношения ребенка с взрослыми и сверстниками, индивидуальные особенности поведения, черты личности ребенка;

· общение и развитие речи – выявляет развитие пассивной и активной речи, освоение некоторых понятий;

· сенсорное развитие – развитие способности отождествлять (находить «такой же») и называть цвет, форму, величину предметов;

· игра – особенности и характер игры, игровые интересы и предпочтения.

Осмысление информации

Есть два основных способа оценивать информацию, которую дает карточка развития. Можно сравнивать нынешние способности и поведение ребенка со средними для его возраста данными (их можно найти в программных задачах воспитания и развития данной возрастной группы, на основе которых и отобрано содержание карточек развития). Это значит, что результат ребенка сравнивают с тем, что могут освоить большинство его сверстников. Такое сравнение покажет, отстает ли ребенок в данном направлении, находится ли на среднем уровне или же хорошо развит для своего возраста. Другой способ интерпретации информации о ребенке – сравнение ее с данными о нем, полученными в более раннем возрасте. Эти два способа сравнения не исключают друг друга.

Точка отсчета для педагогической оценки любого ребенка – он сам. Результаты оценки сравниваются с собственными достижениями ребенка. Она дает воспитателю возможность творчески подходить к обучению и воспитанию детей, обеспечивая им эмоциональный комфорт и создавая условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста.

На основании педагогической оценки нельзя делить детей на группы по уровню развития или для обучения по разным программам. Результаты оценки ни в коем случае не должны получать эмоциональную или этическую окраску: «это плохо, а это хорошо».

Важно запомнить: каждый ребенок имеет право на свой собственный, уникальный путь развития.

 

КАРТОЧКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

«Тонкая» и «грубая» моторика.

Цель: изучение развития движений ребенка раннего и младшего дошкольного возраста

 

  Дата      
№ п/п Имя ребенка, возраст, пол        
1. Тонкая моторика: Умение расстегивать пуговицы   Умение застегивать пуговицы   Умение шнуровать ботинки   Умение брать пальцами мелкие предметы   Умение надевать носки, колготки   Умение держать карандаш, проводить линии   Умение нанизывать колечки на нитки      
2. Грубая моторика Умение удерживать равновесие при ходьбе   - «- «- «- «- при перешагивании через кубики   - «- «- «- «- при ходьбе по ребристой доске   - «- «- «- «- при подпрыгивании на месте   Умение бегать в прямом направлении   Умение бегать с изменением направления   Умение подпрыгивать на двух ногах   Умение бросать мяч вдаль   Умение перекатывать мяч, сидя на полу   Ходить по обычной лестнице приставным шагом   Ходить по обычной лестнице переменным шагом      

 

Выводы и рекомендации:

 

 

КАРТОЧКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

Культурно-гигиенические умения и навыки

Цель: выявить уровень сформированности культурно-гигиенических умений и навыков

(младший дошкольный возраст)

 

  Дата      
№ п/п Имя ребенка, возраст, пол      
  Практические умения ребенка      
1.                                 Моет руки в определенной последовательности   Пользуется полотенцем   Называет предметы: кран, вода, мыло   Держит ложку правильно   Съедает свою порцию   Тщательно пережевывает пищу   Пользуется салфеткой   Узнает и называет некоторые блюда   Снимает одежду   Надевает одежду   Знает и называет свои вещи   Пользуется носовым платком   Пользуется туалетом   На картинках узнает процессы умывания, кормления, уборки   Благодарит за помощь        

 

Выводы и рекомендации:

 

 

КАРТОЧКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: