Становление слоговой структуры слова в онтогенезе




Объект исследования

• Процесс становления детской речи

Предмет изучения

• становление языковой системы ребенка во всех ее аспектах (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом и т.д.)

• становление коммуникативной компетенции ребенка

 

Первые систематические описания
детской речи

• В 1877 г. в журнале «Mind» впервые опубликованы записи речи маленькой дочери Ипполита Тэна

• Чарльз Дарвин опубликовал в следующем номере этого же журнала фрагменты своего дневника, который он вел четырьмя десятилетиями раньше, фиксируя речь и коммуникативное поведение маленького сына

• В историю вошел также маленький Аксель, речевое поведение которого внимательно анализировал его отец, немецкий физиолог Вильям Прейер

• Одним из капитальных трудов, созданных на рубеже веков, была книга Клары и Вильгельма Штернов «Die Kindersprache», основанная на дневниковых записях их детей Гильды и Гюнтера

• Четырехтомный труд Вернера Леопольда «Речевое развитие ребенка-билингва» увидел свет в 30 - 40-х годах XX в.; четвертый том представляет собой дневниковые записи речи детей. В его книге приведены детальные записи речи его дочери Гиль-дегард.

• Известен французский дневник Грегуара

• Подробнейшие записи речи своих детей вел И.А. Бодуэн де Куртене, выдающийся лингвист, одним из первых оценивший значимость этого материала для теоретической лингвистики.

• Интенсивные дневниковые записи велись в 60-х годах в Кракове под руководством профессора Шумана.

• В России Н.А. Рыбников собрал и издал разрозненные дневниковые записи родителей, а также провел серьезные исследования в области детской речи;

А.Н. Гвоздев фиксировал речь своего сына Жени, сопровождая записи лингвистическими комментариями. Лингвистика детской речи в нашей стране в течение ряда десятилетий базировалась на этих наблюдениях. Сам дневник был опубликован в 1981 г., но все знаменитые работы А.Н. Гвоздева по детской речи построены именно на этом материале, и потому он был давно известен психологам, лингвистам, педагогам, логопедам.

• В конце 20-х годов начался период сопоставления образцов речи разных детей; стало возможным проведение заранее спланированных экспериментов, позволяющих направлять речевую деятельность ребенка в нужную для исследователя сторону.

• С начала 60-х годов на смену дневникам пришли документальные записи фрагментов речи ребенка, записываемой с заранее назначенными временными интервалами. Это тоже был лонгитюд, но в нем уже не было фрагментарности и случайности записей, свойственных дневникам.

Современный этап Самая известная из компьютерных систем, разработанная американскими учеными К. Сноу и Б. Мак-Винни, носит название CHILDES, что расшифровывается как Child Language Exchange System. Существует пакет программ, позволяющий проводить автоматический анализ текста.

В России Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев.

• Разнообразие школ и лингвистических концепций, фундаментально разработанный понятийный аппарат, сильная экспериментальная база — все это позволяет исследователю, воспитанному на русских лингвистических традициях, включиться в изучение речи ребенка, имея уже значительный «начальный капитал».

• В последние десятилетия изучением речи ребенка в нашей стране плодотворно занимаются А.М. Шахнарович, Е.С. Кубрякова, Е.И. Исенина, Е.Ю. Протасова, В.К. Харченко, О.Е. Громова и многие, многие другие.

• Большой вклад в изучение речи ребенка внесли Н.И. Лепская и И.Н. Горелов.

 

Становление слоговой структуры слова в онтогенезе

Ò А.Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова, останавливается на особенности слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный слог.

Ò Эти особенности слоговой структуры слова очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком.

Ò Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов.

Ò Т.Г. Егорова, анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую структуру: ребенку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами, труднее анализировать слова с одним закрытым слогом и еще труднее со стечением согласных.

Ò Т.Г. Егорова, анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую структуру: ребенку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами, труднее анализировать слова с одним закрытым слогом и еще труднее со стечением согласных.

Ò Замечено, что как в норме, так и в патологии имеется момент, когда дети повторяют только определенный набор «своих» слов, которыми активно пользуются в обращении с родителями и другими лицами, но отказываются повторять другие слова, которые им предлагаются, проявляя при этом упорный негативизм. Эти первоначальные слова в своем звуковом оформлении близки к словам взрослых, обращенных к ребенку («мама», «папа», «баба», «да», «мяу» и т.п.).

Ò Замечено, что как в норме, так и в патологии имеется момент, когда дети повторяют только определенный набор «своих» слов, которыми активно пользуются в обращении с родителями и другими лицами, но отказываются повторять другие слова, которые им предлагаются, проявляя при этом упорный негативизм. Эти первоначальные слова в своем звуковом оформлении близки к словам взрослых, обращенных к ребенку («мама», «папа», «баба», «да», «мяу» и т.п.).

Ò Как в норме, так и при нарушении речи имеется целый ряд слов, которые искажаются обеими категориями детей совершенно одинаково: «яба» (яблоко), «мако» (молоко), «пи ко» (пить кофе).

Ò В норме после трех лет слоговая структура в основном является сформированной, но в ряде случаев нарушения слоговой структуры после трех лет сохраняются и проявляются стойко. Сочетаясь с нарушением звукопроизношения (физиологические нарушения), с нарушением звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры часто делают речь непонятной для окружающих. Нарушается ее основная развивающая функция - коммуникативная.

Ò В речи такого ребенка отмечаются:

Ò единичные правильно произносимые слова: «папа», «мама»;

Ò искаженные в плане слогового состава слова («ма-ко» - молоко);

Ò лепетные слова - «баба», «бах»;

Ò интонационные контуры слов («титики» = кирпичи);

Ò слова - звукокомплексы, носящие коммуникативную функцию, но которые не имеют ничего общего со словами родного языка («тс-тс» = конфета).

Ò Подобные нарушения в формировании слоговой структуры приводят к торможению развития словаря, грамматического строя и к другим проявлениям системного недоразвития речи.

слоговая структура слова
– чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности (А.К. Маркова)

Ò Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

Ò 1) ударностью,

Ò 2) количеством слогов,

Ò 3) линейной последовательностью слогов,

Ò 4) моделью самого слога.

1. Нарушения количества слогов

а) Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).

Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» - капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» - пуговица).

Опускание словообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова - согласный сохраняется («просоник» - поросенок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

Опускание словообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова - согласный сохраняется («просоник» - поросенок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

2. Нарушения последовательности слогов в слове

Ò перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);

Ò - перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажения структуры отдельного слога

Ò - сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных - в слог без стечения («тул» - стул).

Ò Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

Ò - вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).

Ò 4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).

Ò 5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («па-нанама» - панама; «вввалабей» - воробей).

Ò Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

Ò 6. Контаминации - соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник, хлебница).

Характеризуя уровни речевого развития,
Р.Е. Левина выделяет особенности воспроизведения слоговой структуры слова

Ò Первый уровень - ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно- и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов (кубики - «ку»).

Ò Второй уровень - дети могут воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным.

Ò Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слове.

Ò Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядом стоящих согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда - «визьга»).

Ò В ряде случаев происходит укорачивание многосложных структур (милиционер - «аней»).

Ò Третий уровень - полная слоговая структура слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса - «кобалса»).

Ò Нарушение слоговой структуры встречается значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов.

Ò Т.Б. Филичева, характеризуя типы нарушения слоговой структуры у детей четвертого уровня речевого развития, отмечает, что такие дети производят на первый взгляд вполне благополучное впечатление. Понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонетический образ.

Ò Следствие - искажение звуконаполняемости в разных вариантах:

Ò 1) персеверации (библиотекарь - «блиблиотекарь!»),

Ò 2) перестановки звуков в слове и слогов (пиджак - «пиждак»),

Ò 3) элизии (бегемот - «бимот»),

Ò 4) парафазии (мотоциклист - «мотокилист»),

Ò 5) в редких случаях - опускание слогов (велосипедист - «велопедист»),

6) добавление звуков и слогов (овощи - «вовощи»).

Ò Филичева отмечает, что данные нарушения касаются слов сложной слоговой структуры.

Ò У детей четвертого уровня отсутствуют антиципации и контаминации.

Незаконченность формирования звукослоговой структуры, смешение звуков, характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем

Ò При исследовании слоговой структуры слов детей со стертой дизартрией анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А.К. Марковой. Изучаются возможности воспроизведения слов 13 классов.

Типы слов разной структуры
(по А.К. Марковой

Ò 1 класс - двусложные слова из двух открытых слогов:

Ò лыжи - ваза -бусы -

Ò пила -рама -коза -

Ò 2 класс - трехсложные слова из открытых слогов:

Ò собака - береза -

Ò корова - ворона -

Ò курица - сапоги -

Ò 3 класс - односложные слова

Ò сыр - лук -

Ò мак - кот -

Ò мяч - рак –

 

Ò 4 класс - двусложные слова с одним закрытым слогом:

Ò петух - пенал -

Ò лимон - щенок -

Ò шалаш - забор -

Ò 5 класс - двусложные слова со стечением согласных в середине слова:

Ò кукла - туфли -

Ò шишка - чашка -

Ò лодка - бочка -

Ò 6 класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

Ò арбуз - чайник -

Ò обруч - поднос -

Ò альбом - медведь -

Ò 7 класс - трехсложные слова с закрытым слогом:

Ò барабан - колобок -

Ò самолет - помидор -

телефон - колодец –

Ò 8 класс - трехсложные слова со стечением согласных:

Ò яблоко - конфеты -

Ò шахматы - рубашка -

Ò колбаса - бутылка -

Ò 9 класс - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

Ò карандаш - виноград -

Ò цыпленок - автобус -

Ò кузнечик - сапожник -

 

Ò 10 класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных:

Ò матрешка - пустышка -

Ò избушка - морковка -

Ò игрушка - расческа -

Ò 11 класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова:

Ò флаг -слон -

Ò хлеб -тигр -

Ò гриб -лист –

Ò 12 класс - двухсложные слова с двумя стечениями согласных:

Ò звезда - спички -

Ò гнезда - блюдце -

Ò свекла - трактор -

Ò 13 класс - четырехсложные слова из открытых слогов:

Ò кукуруза - пуговица -

Ò черепаха - Буратино -

Ò ящерица - рукавица -

Ò Кроме слов, входящих в состав 13 классов оценивается произношение и более сложных слов: «кинотеатр», «милиционер», «учительница», «термометр», «аквалангист», «путешественник» и т.п.

Ò Данные изучения слоговой структуры детей со стертой дизартрией показали, что им наиболее доступны слова 1-4 классов слоговой структуры. В норме этот тип слов слоговой структуры формируется к трем годам.

Ò Изолированное произношение слов 5-8 классов слоговой структуры требует повышения самоконтроля и некоторого скандирования, т.е. послогового произнесения. Включение этих слов во фразу ухудшает показатели звукослоговой структуры.

Ò Ошибочное воспроизведение слов 9-13 классов наблюдается как при изолированном назывании по картинкам, так и при отраженном повторении за логопедом.

Ò Включение же их во фразу обнаруживает многообразие нарушений: пропуски, перестановки и др.

Ò Многие дети отказываются от задания и говорят: «Я не могу», т.е. заранее оценивают свои возможности.

Ò Ошибочное воспроизведение слов 9-13 классов наблюдается как при изолированном назывании по картинкам, так и при отраженном повторении за логопедом.

Ò Включение же их во фразу обнаруживает многообразие нарушений: пропуски, перестановки и др.

Ò Многие дети отказываются от задания и говорят: «Я не могу», т.е. заранее оценивают свои возможности.

Так, практически все дети не справились с заданием повторить предложение:

Ò На сковороде жарятся котлеты.

Ò Весело журчат весенние ручьи.

Ò Учительница учит учеников.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: