В музыке интонации бывают изобразительные (то есть изображают людей, животных, явления природы) и выразительные (то есть выражают чувства, мысли, настроение).




МУЗЫКА

09.11

Тема: Многообразие музыкальных интонаций. Природа и музыка.

Цель:

познакомить обучающихся с понятием «музыкальная интонация»; отличительными особенностями музыкальной интонации от речевой.

Задачи:

-научить различать выразительные и изобразительные интонации, выявить их значение в музыке через музыкальные произведения композиторов классиков и современных музыкантов

-осмысление понятий “речевая интонация” и “музыкальная интонация”;

-эмоционально-образное восприятие и характеристика произведений С.С. Прокофьева “Болтунья”, Д.Б.Кабалевского «Три подружки», «Кто дежурные?»;

-определение на слух музыкальных интонаций в новых и ранее изученных произведениях.

-развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

-воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся;

-освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Сценарий урока

Вход под музыку (попевка «Барабан»).

Музыкальное приветствие.

-Ребята, мы продолжаем раскрывать тайны музыки, которые делают её выразительной. Продолжаем размышлять о том, почему музыка заставляет нас радоваться или грустить, удивляться или восхищаться.

Прежде чем определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам послушать обычный случай из жизни обычного школьника, может быть и из вашей жизни тоже.

Представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: “Так, мне это нравится!” [1].

(По щелчку появляется изображение мамы и её слова “Мне это нравится!”). Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок?

Дети. У нее голос строгий.

Учитель. Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации.

Слово “интонация” в переводе с латинского языка означает “громко произношу” [3]. Слово называет что-либо, интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного. (По щелчку появляется надпись – “Какой он музыкант”). Например, сейчас я с разной интонацией произнесу фразу: “Какой он музыкант”, - а вы по интонации определите, что означает эта фраза [1].

- Какой он музыкант? (По щелчку появляется изображение мальчика-скрипача.) <Рисунок1>

Дети. Вы спросили.

Учитель. Верно. Я хочу узнать хороший ли музыкант этот мальчик. Ведь он пока ещё только начинает учиться игре на музыкальном инструменте.

- Какой он музыкант! (По щелчку появляется изображение взрослого музыканта-скрипача.) <Рисунок2>

Дети. Это восклицательное предложение.

Учитель. Правильно. Мы восхищаемся игрой этого музыканта.

- Какой он музыкант?! (Учитель произносит эти слова с презрением. По щелчку появляется изображение гитариста, который барабанит по дну гитары.) <Рисунок3>

Дети. Так говорят о плохом музыканте.

Учитель. Да. В такой интонации можно услышать негодование, и даже презрение: “Какой он музыкант, ведь он не знает нот и не умеет играть”. Итак, какие знаки препинания мы поставим после первого, второго и третьего предложения? (Знаки появляются по щелчку после ответа учащихся).

Дети. После первого – вопросительный знак, после второго – восклицательный, а после третьего –...?

Учитель. Вопросительный вместе с восклицательным, потому что в свой вопрос мы вкладываем сильное чувство негодования.

А сейчас попробуйте сами с разной интонацией произнести предложение “Солнышко встало”. Сначала вы просто сообщаете нам об этом.

Дети. (Произносят предложение, понижая интонацию в конце.)

Учитель. Хорошо. А теперь произнесите это предложение с вопросительной интонацией.

Дети. (Произносят предложение, повышая интонацию в конце.)

Учитель. Молодцы. С какой интонацией нам ещё надо произнести это предложение?

Дети. С восклицательной.

Учитель. Да, с восхищением!

Дети. (Произносят предложение, делая ударение на слове “солнышко”.)

- Мы сейчас с вами что делаем?

+Разговариваем.

- То есть вы слышите разговорную речь, которая пронизана различными интонациями. И на письме эти интонации обозначаются различными знаками – точкой, восклицательным или вопросительным знаками, запятыми.

-Например, в одной из сказок принцесса издала указ, в котором забыла поставить запятую, которая решала жизнь человека – казнить нельзя помиловать.

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Как интонация разговорной речи может быть связана с музыкой?

-Тема нашего урока – «Музыкальная интонация».

- Как вы это понимаете?

-Зная тему, что вы сегодня хотите узнать на уроке?

- Музыкальная интонация вырастает из речевой. Её можно петь.

- (Интонация (от латин. «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.

Слово «интонация» иногда понимается в более узком значении. Говорят, например, о чистой или фальшивой интонации. Здесь имеются в виду тончайшие оттенки высоты, возникающие в процессе исполнения.);

В музыке интонации бывают изобразительные (то есть изображают людей, животных, явления природы) и выразительные (то есть выражают чувства, мысли, настроение).

-Давайте послушаем музыкальные примеры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: