Зав. кафедрой литургического богословия ПСТГУ




Диакон Михаил Желтов,

 

 

Церковь всегда считала осуществлением христианского нравственного идеала наряду с девством ради Христа только единственный брак. Именно поэтому церковные правила запрещают избрание церковно- и священнослужителей из числа людей, состоящих в повторном браке или женатых на уже бывших замужем и тем более вступление в повторный брак по принятии сана2. Мирянам, тем не менее, при определенных условиях Церковь дозволяет вступление в повторный брак, понимаемый как хотя и отчасти нарушающую заповеданный Христом идеал святости, но вынужденную уступку человеческой немощи. Апостол Павел пишет об этом так: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7, 8–9); Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию (1 Тим. 5, 14).

Допустимыми с церковной точки зрения являются второй и третий браки, заключение которых вступающему в брак повторно разрешается в случае смерти его прежнего супруга (супруги) или развода по дозволенной причине3. В канонических и литургических текстах второй и третий браки называются второбрачием (или двубрачием; греч. digamia или deuteros gamos) и троебрачием (trigamia); браки свыше третьего именуются многобрачием (polu-gamia) и не дозволяются безусловно (80-е правило святителя Василия Великого). Будучи отступлением от идеала, второбрачие подвергается церковному наказанию, состоящему в отлучении второбрачных на некоторое время от Причащения Святых Таин (по 4-му правилу святителя Василия Великого – на один-два года; по 1-му правилу Лаодикийского Собора – на «непродолжительное время»). Гораздо строже церковные правила относятся к случаям троебрачия. Так, святитель Василий Великий называет троебрачие «не более чем дозволенным блудом» и предписывает отлучать троебрачных на пять лет, отмечая, что в практике его времени срок отлучения обычно составлял три-четыре года (4-е и 50-е правила святителя Василия Великого). Подробным образом канонические вопросы, связанные со вступлением в повторный брак, разобраны в «Алфавитной Синтагме» Матфея Властаря [4-я глава буквы «г» (gamos – брак)] 4; среди работ авторов нового времени на эту тему можно отметить обширную статью И. М. Громогласова5.

Настоящая публикация посвящена лишь одному из аспектов темы статуса повторных браков в Церкви – вопросу о развитии церковных чинов благословения повторных браков. Первоначально особого чина церковного благословения таких браков не было – достаточным считалось официальное заключение брака супругами согласно законам Римской империи; после определенного периода отлучения супруги вновь принимались в церковное общение. В частности, 7-м правилом Неокесарийского Собора священникам было запрещено присутствовать даже на пиршествах по случаю второбрачия – чтобы никто не мог подумать, что священник (и, следовательно, Церковь) «чрез участвование в пиршестве одобряет такие браки». Из этого правила следует, что в IV веке церковное благословение второбрачным не преподавалось вовсе – совершение над второбрачными какого-либо чина в храме, по логике этого правила, было бы гораздо большим поводом для мысли об одобрении второбрачия Церковью.
С развитием церковного чинопоследования благословения первого брака6 и по причине постепенного признания необходимости церковного благословения брака для установления его законности в Византии встал вопрос и о церковном чине заключения повторных браков. Споры относительно самой возможности совершения священнодействия над второбрачными возникли в Византии в конце VIII – начале IX века в связи с повторными браками императоров Константина V Копронима и Константина VI.

Преподобный Феодор Студит († 826), один из главных участников этих споров, отрицал такую возможность, упоминая, однако, при этом, что в практике его времени второбрачных нередко венчали7. Во времена преподобного Феодора венчание второбрачных проходило по обычному чину венчания первобрачных, но венцы второбрачным возлагали не на головы, а на плечи. Как и преподобный Феодор, венчать второбрачных считали недопустимым патриархи Константинопольские святитель Никифор Исповедник († 828) 8 и святитель Фотий († 891), который даже полагал правильным запрещать в служении священников, повенчавших второй брак без особого разрешения епископа9.

Заметим, что никто из упомянутых святых отцов IX века не отрицал официально регистрировавшиеся государственной властью повторные браки в принципе. С точки зрения византийского церковного права, на котором доныне основывается большинство канонических норм Православной Церкви, брак, заключенный законно с точки зрения государства и не являющийся недозволенным с точки зрения Церкви, вне зависимости от того, венчан он или нет, является таковым со всеми вытекающими отсюда последствиями10. Вопрос заключался лишь в том, допустимо ли совершать над второбрачными чин венчания.

С новой силой споры относительно церковного статуса второ- и троебрачия вообще и совершения над вступающими в повторные браки церковного брачного чина в частности вспыхнули после 907 года, когда император Лев VI Мудрый по династическим соображениям вступил в четвертый брак. Патриарх Константинопольский Николай I Мистик не признал законности этого союза, за что лишился кафедры.

По смерти императора Льва в Константинополе был созван Собор (912–913), восстановивший Патриарха Николая на кафедре и подтвердивший абсолютный запрет на четвертый брак. Конец спорам положил принятый Собором 920 года «Томос единения», в котором второбрачие расценивается как безусловно дозволенное в случае смерти или исчезновения без вести одного из супругов и практически не порицается по сравнению с единобрачием; троебрачие дозволяется с рядом оговорок (по достижении троебрачным тридцати лет и при отсутствии у него детей он отлучается на три года; по достижении тридцати лет и при наличии детей – на четыре года, имея затем право причащаться только трижды в году; по достижении сорока лет и при отсутствии детей – на пять лет, имея затем право причащаться только на Пасху; по достижении сорока лет и при наличии детей троебрачие не допускается); браки после третьего «Томос единения» безусловно запрещает11.
Последующая византийская практика в целом следовала «Томосу единения», иногда отступая от его предписаний в сторону большей строгости, как об этом свидетельствует знаменитый византийский канонист – патриарх Феодор Вальсамон12.

Одним из следствий снисхождения ко второбрачию, установленного «Томосом единения», стало, в частности, то, что в XI веке и позже окончательно утвердилась практика венчать второбрачных церковно – чаще по особому, реже по обычному чину13. Об этом свидетельствуют канонисты конца XI века – митрополиты Никита Ираклийский и Илия Критский14. Об этом же говорит и тот факт, что с XI века в рукописях Евхология (Требника) регулярно выписывается особая молитва над вступающими во второй брак15: Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив... (см. приложение 1). Как основание для моления о Божием благословении второбрачных в молитве приводятся известные случаи повторных браков праотцов, а также слова Апостола Павла из 7-й главы 1-го Послания к Коринфянам. При этом в рукописях Евхология нередко отмечается, что в том случае, когда одна из сторон не состояла ранее в браке, а другая – второбрачная, эта молитва читается только над второбрачной стороной, а затем совершается венчание по обычному чину; в случае же второбрачия обеих сторон читается только эта молитва, которая может как сопровождаться, так и не сопровождаться священнодействием возложения венцов.

Апостол Павел

Нельзя не заметить, что включение этой молитвы в состав Евхология и признание допустимости (если не необходимости) совершения над второбрачными церковного чина произошли в том же XI веке, когда благодаря 4-й и 31-й новеллам императора Алексея I Комнина от 1084 и 1092 годов завершился и протекавший в Византии на протяжении нескольких веков процесс постепенного установления обязательности совершения церковного чина для признания законности брака как такового.

Таким образом, с XI века прежняя практика совершенного неучастия Церкви в заключении повторных браков окончательно сменилась снисхождением ко вторым и третьим бракам, выражающимся в совершении над второ- и третьебрачными даже и церковного чина. Поскольку установившаяся с XI века практика лишила убедительности логику упомянутого выше 7-го правила Неокесарийского Собора, это правило утратило свою актуальность – и действительно, в толковании на это правило Феодор Вальсамон пишет, что в его время (то есть в XII веке) оно уже не соблюдалось16.

Молитва Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив... нередко выписана и в древнерусских и южнославянских рукописях до первой половины XVII века. В древнерусской практике при совершении чина второбрачия к этой молитве прибавлялись некоторые второстепенные молитвословия и песнопения, а также чтения из 1-го Послания к Коринфянам (7, 7–14) и Евангелия (Мф. 19, 3–12) вместо обычных для венчания первого брака чтений из Послания к Ефесянам (5, 20–33) и Евангелия (Ин. 2, 1–11) и собственно священнодействие венчания.

К XVII веку помимо этой молитвы и особых чтений в чине венчания второбрачных появились еще и специально посвященные случаю второбрачия молитва Владыко Господи Боже наш, всех щадяй и о всех промышляя... и главопреклонная молитва Господи Иисусе Христе, Слове Божий, вознесыйся на честнем и животворящем Кресте... (см. приложение 2). При венчании второбрачной и единобрачной сторон молитва Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив... читалась только над второбрачной стороной, а затем чин совершался по уставу первого брака с произнесением имени единобрачной стороны прежде второбрачной. На Руси и в других славянских странах долго сохранялась традиция, восходящая к отмеченной еще у преподобного Феодора Студита византийской практике, когда второбрачной стороне венец возлагался не на голову, а на плечо. При венчании второбрачных общая чаша могла преподаваться не только супругам, но и всем присутствовавшим17 – тем самым община показывала, что она покрывает любовью несовершенство второбрачия. Указанные чтения, молитвы и особенности венчания второго брака доныне сохраняются в русской старообрядческой и единоверческой практике.

Кроме упомянутых молитв второбрачия в рукописях встречается иное последование благословения второго брака, состоящее из молитвы Господи Боже наш, повелевый соединитися мужу с женой во еже быти има в плоть едину... и главопреклонной молитвы Приклонивый небеса и сшедый на спасение рода человеческаго... (см. приложение 3) 18. Также по рукописям известна особая молитва на троебрачие (заметим, что к XV–XVI векам чин благословения третьего брака перестал на практике существенно отличаться от чина благословения второго19): Боже, Боже наш, Бог отцев наших Авраама и Исаака, и Иакова... (см. приложение 4) 20.

Праотец Авраам

К XVI веку вместо одной-двух молитв в Евхологиях зачастую выписываются уже целые чины второбрачия, составленные с использованием элементов чинов обручения и венчания единобрачных. Так, в синайской рукописи 1516 года (Sinait. gr. 977) 21 чин второбрачия имеет следующий порядок:

1) начальные молитвословия;

2) молитва Господи Боже наш, проуведый вся и всякия твари Создателю... являющаяся вариантом одной из многих известных по рукописям молитв венчания единобрачных;

3) обряд соединения правых рук супругов (лат. dextrarum iunctio) со словами: Во имя Отца и Сына и Святого Духа;

4) преподание общей чаши с вином с обычной молитвой из чина венчания единобрачных: Боже, вся сотворивый крепостию Твоею...

5) главопреклонная молитва Благословен еси, Господи Боже наш, совокуплением составлей человеческий род... которая, как и молитва, приведенная в пункте 2, является сокращением одной из многих известных по рукописям молитв венчания единобрачных;

6) обычная молитва из чина обручения единобрачных: Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение...

7) обычная молитва «на разрешение чертога22 новобрачных», читавшаяся на третий день после свадьбы: Господи Боже наш, пришедый в Кану Галилейскую...

Таким образом, в чине венчания второбрачных, описанном в этой рукописи, нет ни одной молитвы, специально посвященной второбрачию (впрочем, в этой рукописи имеется выписанная отдельно молитва о троебрачных); отличие чина второбрачия от обычного чина благословения брака состоит в отсутствии священнодействий обручения и венчания.

В рукописи 1536 года из афонской Великой Лавры (Ath. Laur. 21 [91]) 23 последование второбрачия, напротив, включает в себя и обручение, и венчание, которые разделены на два чина, как и в последовании первого брака.

Порядок обручения:

1) начальный возглас;

2) мирная ектения;

3) молитва Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение...

4) обмен супругов кольцами и лобзанием.

Порядок венчания:

1) начальный возглас;

2) мирная ектения;

3) молитва второбрачия Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив...

4) возложение венцов (только в случае единобрачия одной из сторон);
5) молитва Боже, Боже наш, Бог отцев наших Авраама и Исаака, и Иакова... (молитва троебрачия);
6) преподание меда (вместо Причащения Святых Таин, которое с канонической точки зрения не может входить в состав чина благословения второбрачия; впрочем, в чине второбрачия, содержащемся в рукописи 1584 года из собрания Святогробского подворья в Константинополе24 (S. Sepulcri. 134 [593]), Причащение указано);

7) преподание общей чаши с вином;

8) шествие по храму с пением тропаря Святии мученицы;

9) обряд соединения правых рук супругов;

10) священнический возглас-наставление жениху;

11) многолетие.

Согласно принятым ныне в Православной Церкви изданиям Евхология и Требника, при церковном благословении второбрачных обручение и венчание объединены в одно последование, имеющее следующий порядок:

1) возглас Благословен Бог наш...

2) обычное начало с тропарем дня;

3) сокращенная мирная ектения с прошениями о супругах;

4) обычные молитва Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение... и главопреклонная молитва Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь... обручения единобрачных;

5) обручение супругов с обычными словами;

6) молитва Владыко Господи Боже наш, всех щадяй и о всех промышляяй... и главопреклонная молитва Господи Иисусе Христе, Слове Божий, вознесыйся на честнем и животворящем Кресте... о второбрачных;

7) обычная молитва венчания единобрачных Боже святый, создавый от персти человека...

8) венчание супругов с обычными словами;

9) чтения (прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие) по чину венчания единобрачных;
10) сокращенная сугубая ектения;

11) обычная молитва венчания единобрачных Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении сподобивый в Кане...

12) просительная ектения;

13) Отче наш;

14) преподание общей чаши с вином с обычной молитвой: Боже, вся сотворивый крепостию Твоею...

15) шествие по кругу с пением тропарей: Исаие, ликуй; Святии мученицы и Слава Тебе, Христе Боже;

16) снятие венцов с обычными священническими возгласами-поздравлениями супругам (Возвеличися, женише, якоже Авраам... И ты, невесто, возвеличися, якоже Сарра...);

17) две обычные заключительные молитвы о единобрачных: Боже, Боже наш, пришедый в Кану Галилейскую... и Отец, Сын и Святый Дух...

18) отпуст венчания.

Таким образом, согласно современным богослужебным книгам, второбрачие благословляется фактически по чину обручения и венчания единобрачия с незначительными сокращениями; единственное существенное отличие – вставка в чин двух молитв второбрачия, имеющих покаянный характер. Согласно древней традиции, этот чин должен использоваться только в том случае, когда для обоих брачующихся их брак – не первый; если же одна из сторон вступает в первый брак, ради этой стороны обручение и венчание совершаются по обычному чину благословения первого брака, хотя сами молитвы второбрачия25, сопоставимые по содержанию с разрешительными молитвами исповеди, могут быть прочитаны отдельно над второбрачной стороной.

Всего же по рукописям и печатным изданиям можно выделить три типа молитв церковного благословения второбрачия: 1) наиболее древнюю и часто встречающуюся в рукописях самостоятельную молитву Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив... 2) не столь древний, но сохранившийся доныне во всеобщем употреблении комплект из молитвы и главопреклонной молитвы Владыко Господи Боже наш, всех щадяй и о всех промышляяй... и Господи Иисусе Христе, Слове Божий, вознесыйся на честнем и животворящем Кресте... 3) несколько менее распространенный в рукописях комплект из молитвы и главопреклонной молитвы Господи Боже наш, повелевый соединитися мужу с женой во еже быти има в плоть едину... и Приклонивый небеса и сшедый на спасение рода человеческаго... (вероятно, неконстантинопольского происхождения). Также по рукописям известна достаточно редкая молитва о троебрачных: Боже, Боже наш, Бог отцев наших Авраама и Исаака, и Иакова... Те или иные комбинации этих молитв с различными элементами чина благословения единобрачных и образуют чины благословения повторных браков, известные по рукописям и печатным изданиям православных богослужебных книг. Далее в Приложениях даны церковнославянские тексты каждой из этих молитв.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

МОЛИТВЫЦЕРКОВНОГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ ПОВТОРНЫХ БРАКОВ26

 

Приложение 1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: