Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив, устроив же и ко второму ложу Рахилину приобщитися: Сам и ныне благослови рабы Твоя сия, раба Твоего имярек и рабу Твою имярек, и освяти их, ко второму браку приходящих ради искушения естества и еже в юности прилучившагося вдовства. Ты бо, сходяй немощи нашей, Павлом апостолом, сосудом избрания Твоего, в закон положив, рек лучши быти телеснаго разжжения еже о Господе браку совокупитися има. И немятежен тех живот соблюди, целомудренно жити благоволи и в повелениих Твоих бдящих, невозбраненным от сопряжения соуза, и даруй им чада к полезному. Яко Твоя держава и Твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Приложение 2
Молитва и главопреклонная молитва о второбрачных
Владыко Господи Боже наш, всех щадяй, о всех промышляяй, тайная ведый человеческая, и всех ведение имеяй, очисти грехи наша, и беззаконие прости твоих рабов, призываяй я в покаяние, подая им прощение прегрешений, грехов очищение, прощение беззаконий вольных же и невольных, ведый немощное человеческаго естества, Создателю и Содетелю: Иже Рааву блудницу простивый, и мытарево покаяние приемый, не помяни грехов наших неведения от юности. Аще бо беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит Тебе? или кая плоть оправдится пред Тобою? Ты бо Един еси праведен, безгрешен, свят, многомилостив, многоблагоутробен, и каяйся о злобах человеческих. Ты, Владыко, присвоивый рабы Твоя, имярек и имярек, соедини к друг другу любовию: даруй им мытарево обращение, блудницы слезы, разбойниче исповедание: да покаянием от всего сердца своего, во единомыслии и мире заповеди Твоя делающе, сподобятся и Небеснаго Твоего Царствия. Яко Ты еси строитель всех, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
|
Господи Иисусе Христе, Слове Божий, вознесыйся на честнем и животворящем Кресте, и еже на ны рукописание растерзавый, и насилия диаволя избавлей нас, очисти беззакония рабов твоих: зане зноя и тяготы дневныя и плотскаго разжжения не могуще понести, во второе брака общение сходятся: якоже законоположил еси сосудом избрания Твоего Павлом апостолом, рекий нас ради смиренных: Лучши есть о Господе посягати, нежели разжизатися. Сам, яко благ и Человеколюбец, помилуй и прости, очисти, ослаби, остави долги наша: яко Ты еси недуги наша на рамена вземый: никтоже бо бысть безгрешен, аще и един день живота его есть, или кроме порока, токмо Ты Един еси, плоть носяй безгрешно, и вечное нам даровавый безстрастие. Яко Ты еси Бог, Бог кающихся, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Приложение 3
Альтернативные молитва и главопреклонная молитва о второбрачных
Господи Боже наш, повелевый соединитися мужу с женой во еже быти има в плоть едину, умолен буди и ныне вторицею, Человеколюбче Боже Спасителю наш, и соедини раба Твоего имярек и рабу Твою имярек, яко да чадородствуют по словеси Твоему, да не будут чада блуда и греха, но да будут чада благословений, ибо и Божественный апостол, видев немощь плоти, еяже ради несмы воздержны во еже пребыти нам сице, повелел есть нам вторицею соединятися: да Тебе славу и благодарением возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
|
Приклонивый небеса и сшедый на спасение рода человеческаго, Господи небесе и земли и всякия твари Создателю, приклони ухо Твое и услыши моление нас, грешных и недостойных раб Твоих, и приклонивших Ти главы своя: возвыси рог их во благоволении Твоея благости. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Приложение 4
Молитва о троебрачных
Боже, Боже наш, Бог отцев наших Авраама и Исаака и Иакова, благословивый их и семя их в благословение совершенное, благословивый ложе Авраама и Исаака и Иакова и четырех их жен, и от них дванадесять патриархов давый им: благослови раба Твоего имярек и рабу Твою имярек всяким благословением духовным, и даждь им семя благословенное. Яко Ты, Господи, веси немощь естества человеческаго. Ей, Владыко Господи, сохрани, благослови, очисти их от лукаваго и от дел его. Яко Ты еси Податель благих и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Статья является существенно дополненной версией статьи того же автора «Второбрачие» из 9-го тома «Православной энциклопедии» (М., 2005).
2 1 Тим. 3, 2; ср.: 17-е и 18-е правила святых Апостолов; 12-е правило святителя Василия Великого; 1-е правило Неокесарийского Собора; 3-е правило Пято-Шестого Собора. В Номоканоне XIV титулов, одном из главных византийских юридическо-канонических сборников, исключение из этих правил делается только для уже хиротесанных чтецов и певцов, коим дозволяется вступление во второй брак в случае смерти супруги без права последующего рукоположения в высшие степени (9-й титул, 29-я глава).
|
3 Одной из лучших работ, посвященных вопросу расторжения браков в православном каноническом праве, доныне остается обширная статья И. И. Соколова «О поводах к разводу в Византии IX–XV вв.: Историко-правовой очерк», впервые опубликованная в журнале «Христианское чтение» в 1909–1910 годах и недавно вновь переизданная в составе книги: Соколов И. И. Византологическая традиция в Санкт-Петербургской Духовной академии; Печалование патриархов перед василевсами в Византии IX–XV вв.; Патриарший суд над убийцами в Византии X–XV вв.; О поводах к разводу в Византии IX–XV вв. СПб., 2005. С. 111–308 (Библиотека христианской мысли).
4 Rhallês G., Potlês M. Suntagma t ô n thei ô n kai hier ô n kanon ô n. Ath ê nai, 1852–1859. 6 t. T. 6. S. 155– 161; Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем, или Алфавитная Синтагма Матфея Властаря / свящ. Н. Ильинский, пер. с греч. М., 1900; 2-е изд. 1996. С. 130–138.
5 Громогласов И. М. О вторых и третьих браках в Православной Церкви // Богословский Вестник. Сергиев Посад, 1902. Т. 3. № 9. С. 23–41; № 10. С. 149–168; № 11. С. 291–304.
6 См., например, публикацию автора настоящей статьи: Брак и Евхаристия: История православного чина венчания // ЖМП. 2004. № 11. С. 44–53.
7 Ep. I 50; II 191, 201 // PG. 99. Col. 1089, 1581, 1616.
8 Так, своим 2-м правилом святитель Никифор запретил венчать второбрачных (Rhallês G., Potlês M. Suntagma. T. 4. S. 427), а по одной из редакций 8-го правила святителя Никифора, повторный брак заключается без священнослужителей путем простого объявления о нем во время пира с участием десяти свидетелей (Herman E. Euch ê epi digam ô n // Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1935. Vol. 1. P. 471).
9 Ep. I 19 // PG. 102. Col. 784–785.
10 Исключение могут составить лишь браки, имевшие место и затем расторгнутые до Крещения. Подчеркнем, что крещеный человек, состоявший в браке, даже не венчанном, при вступлении в новый брак является второбрачным; эта норма должна учитываться и сегодня – вопреки неверному мнению, что второбрачным в Церкви является только состоявший в распавшемся венчанном браке. Впрочем, в наши дни, когда множество крещеных людей открывают для себя церковную жизнь только много лет спустя после своего Крещения, в некоторых случаях рассмотрение этого вопроса требует снисхождения – браки, заключавшиеся до сознательного прихода в Церковь, по икономии могут в принципе рассматриваться как не имевшие церковного статуса (аналогично бракам до Крещения).
11 Rhallês G., Potlês M. Suntagma. T. 5. S. 4–10.
12 Ibid. T. 4. S. 480–481.
13 Так, о фактической отмене прежнего правила святителя Никифора Исповедника о запрете венчания второго брака говорится в каноническом ответе Никиты Ираклийского (Rhallês G., Potlês M. Suntagma. Т. 5. S. 441; Требник Большой. Гл. 20).
14 Византийский временник. СПб., 1895. Т. 2. С. 167; Rhallês G., Potlês M. Suntagma. Т. 5. S. 378.
15 Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Киев, 1901. Т. 2. С. 215, 366, 443, 489, 742–743, 861, 1017.
16 Rhallês G., Potlês M. Suntagma. T. 3. S. 81.
17 Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Казань, 1884. С. 402–405.
18 Дмитриевский А. А. Описание. Т. 2. С. 126, 803.
19 Herman E. Op. cit. P. 483–489.
20 Дмитриевский А. А. Описание. Т. 2. С. 717.
21 Там же. С. 715–716.
22 В рукописи, вероятно, ошибка: pantas вместо paston.
23 Дмитриевский А. А. Описание. Т. 2. С. 763– 765.
24 Ныне это собрание находится в Афинской национальной библиотеке.
25 То есть те две молитвы, что помещены в современном чине, или же одна из указанных выше и приведенных в настоящем Приложении других древних молитв о второ- и третьебрачных.
26 Молитва, приведенная в приложении 1, дана близко к тексту старопечатных русских книг; молитвы в приложении 2 – в соответствии с современным текстом (но с исправлением неточности в славословии главопреклонной молитвы); молитвы в приложении 3–4 переведены с греческого на церковнославянский язык автором настоящей статьи.
В заставке к статье использовано известное изображение повторного брака в византийском искусстве. На мозаике XI века в храме Святой Софии в Константинополе представлена императрица Зоя со своим третьим мужем – императором Константином IX, которому, однако, принадлежат только лик и надпись. Ранее на мозаике был изображен другой муж императрицы Зои. По вступлении императрицы Зои в третий (и последний) брак мозаика была изменена. – Прим. авт.