МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Кафедра истории и теории культуры
История религий
Рабочая программа для бакалавриата по направлению
033000 – Культурология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Москва 2011
ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ
Рабочая программа дисциплины
Составители:
кандидат исторических наук,
ст. преп. Центра изучения религий .П.Г. Чистяков;
кандидат исторических наук,
ст. преп. Центра изучения религий К.Т. Сергазина
Ответственный редактор:
канд. ист. наук, доц. Н.В. Шабуров
Рабочая программа дисциплины утверждена
на заседании Центра изучения религий
12.02.2011, протокол № 15
© Российский государственный гуманитарный университет, 2011
1.Цель и задачи дисциплины:
Цель курса – сформировать у студентов представление о многообразии религий, о принципиальной множественности подходов к их изучению.
Поставленная цель реализуется в решении следующих з адач:
· сформировать у студентов четкое представление об основных особенностях древних и современных религий;
· добиться понимания студентами методологии изучения истории религий;
· познакомить студентов с современным состоянием религиоведческих исследований;
· сформировать у студентов навыки строить устную и письменную речь при обсуждении религиоведческих проблем.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «История религий» входит в базовую часть профессионального цикла Б.3 «Культурно-исторический модуль». Он читается во 2-м семестре, опираясь на знания, полученные студентами в средней школе и в результате освоения дисциплин ООП бакалавра культурологии – «Эвристика», «Всеобщая история», «Введение в специальность». Данная дисциплина облегчает восприятие материала по курсам «Теория культуры», «история культуры» (России и Европы), читаемым в 3–6 семестрах.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- ОК–1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- ОК-2: умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- ОК-9: использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализироватьсоциально-значимые проблемы и процессы;
- ПК-1: владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике;
- ПК-2: способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации;
- ПК-19: способность осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в государственных и негосударственных учреждениях общего образования.
В результате освоения дисциплины студенты должны:
знать:
- предметную специфику истории религий, ее места в системе гуманитарного знания;
- основные подходы к определению понятия «религия»;
- методологию построения основных религиоведческих концепций;
- актуальные проблемы межрелигиозных отношений.
уметь:
- анализировать источники по истории религий;
- ориентироваться в основной религиоведческой проблематике;
- пользоваться справочной и исследовательской литературой по темам истории религий;
- критически воспринимать и интерпретировать религиоведческие тексты;
- анализировать современные проблемы культуры.
владеть:
- понятийным аппаратом дисциплины;
- навыками анализа различных религиоведческих концепций;
- различными техниками анализа текстов по истории религий.
Структура дисциплины.
Общая трудоемкость – 3 зачетные единицы (108 часов); из них 44 часа – аудиторные занятия (18 часов лекций и 26 – семинаров), 64 часа – самостоятельная работа студентов (из них 36 часов – подготовка к экзамену, 18 – к семинарам и 10 – к контрольным работам и рефератам).
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | |||
Лекц. | Практ. занят. | Се- Ми-на- Ры | Сам. Раб. Студ. | |||||
Раздел I. Религии Древнего мира | II | 1-6 | Коллоквиум 1-му по разделу курса, 6-я неделя | |||||
Раздел II. Иудаизм и христианство | II | 7-12 | Контрольная работа по 2-му разделу курса 12 –я неделя | |||||
Раздел III. Религии Центральной и Восточной Азии | II | 13-16 | Коллоквиум по 3-му разделу курса, 16-я неделя | |||||
4. | Раздел IV. Новые религиозные движения | II | 17-20 | Итоговая письменная контрольная работа – 20 неделя | ||||
Экзамен | ||||||||
Итого: 108 часа |
Содержание дисциплины
Тема 1. Ранние формы религии
Формы архаической религиозности. Анимизм. Тотемизм. Фетишизм. Шаманизм. Магия и религия.
Понятие о мифе. Виды мифов. Разные традиции исследования феномена. Мифологическая школа и школа ритуала. Концепции М. Мюллера, В. Вундта, Дж. Фрезэра, Б.Малиновского, М.Элиале. Миф и ритуал. Мифологическое мышление. Л. Леви-Брюль. Мифологическое пространство и мифологическое время. Язык мифа.