Новая история стран Азии и Африки




  1. Королевства Аюттхая (Аютия) и Сукхотхай. Формирование единого сиамского феодального государства.

Предки тай переселились, вероятно, из Южного Китая. Эти миграции происходили по речным долинам на протяжении нескольких столетий. В XI-XII вв. мигранты достигли рубежей кхмерского государства Камбуджадеша, центром которого был Ангкор (на территории современной Камбоджи). Среди жителей подвластных ему земель большинство составляли моны. Первые тай, именовавшиеся в ангкорских хрониках сиамцами, по-видимому, достигли высокого уровня культуры и общественной организации благодаря контактам с цивилизацией кхмеров и монов. Со временем тай стали играть важную роль в жизни ангкорского государства. Постепенно сиамцы добились автономии, а в 1238 и независимости, основав на севере Центральных равнин собственное государство Сукотаи с одноименной столицей (в современной русской транскрипции Сукхотхай). Небольшие тайские княжества возникли и в северном Таиланде (Ланна), на юге Лаоса (Пхаяу) и на юге Центральной равнины (Лопбури). В конце XIV в. государство Лопбури с центром в городе Аютия (ныне Аюттхая) подчинило себе королевство Сукотаи и распространило свою власть на южный Лаос, южную Бирму и бóльшую часть полуостровного Таиланда. В середине XV в. был покорен и Ангкор. Согласно легенде, оттуда в Аютию было переселено много художников, ремесленников и священнослужителей-брахманов. У покоренных народов сиамцы переняли многие элементы культуры: шрифт для письма, индуистские и буддийские религиозные представления, стили изобразительного искусства и архитектуры, систему управления государством. Подобно кхмерским монархам, тайские короли полагали, что пышные придворные ритуалы и обряды, заимствованные у индусов, будут способствовать укреплению их собственной власти и авторитета. Из дворцовой практики соседей верхние слои сиамского общества восприняли немало культурных достижений, в том числе в области художественной литературы, театра и строительства культовых сооружений.

Аюттайское королевство. Государство Аютия, развивавшееся из небольшого политического образования в долине Менама, было буддийским, хотя его администрация и форма власти унаследовали индуистско-махаянистский прототип: правители не были, как в других буддийских государствах Индокитая, "отцами народа", они были девараджами, а администрация и структура господствующего класса - бюрократическими. Появление тайских мыангов в этом районе источниками фиксируется с XI-XII вв. Земля была плодородна, урожаи риса высоки, и существовавшие монские города-государства (такие, как центр буддийской культуры Лопбури или крепость Супанбури) вели торговлю рисом. Рис закупался Сукхотаи и шел на экспорт в Китай. Лопбури, как и Сукхотаи, поддерживало на протяжении XIII в. даннические и посольские отношения с китайским двором, что было необходимо в интересах внешней торговли. Историки предполагают наличие значительных китайских торговых колоний в Лопбури и в портах по берегам Сиамского залива. В торговые отношения постепенно втягивался и тот район, где в середине XIV в. тайским вождем Утонгом был основан вьенг, ставший столицей государства Аютия. К этому времени города-государства Лопбури, Супанбури, крупнейшие тайские мыанги, возможно, и китайские общины были объединены брачными связями, что немало способствовало развитию торговли. Население в этом районе быстро возрастало и превзошло население Сукхотаи. Появление тайских мыангов в долине Менама не вызывало противодействия правящего слоя монов: экономика речных долин с культурой риса и орошением полей за счет паводков рек требовала активного прироста населения, его плотности не ниже 200 человек на 1 кв. км. Приток поселенцев с севера способствовал расцвету рисовой экономики и торговли, закладывая экономическую основу государства Аютия. Его выход на морские коммуникации обеспечивали китайские мореходы. В новых районах расселения земледельческих коллективов таи высокой социальной престижностью обладали отшельники - риши, но не брахманы и не монахи буддийских святилищ: отшельники пользовались уважением у населения за индуистскую образованность, знания в астрологии и местной земледельческой практике. Под их руководством тайские переселенцы основывали поселения. Отшельники становились старейшинами - их знания оценивались выше богатства и обеспечивали им власть над земледельческим коллективом. Благодаря риши были внесены уточнения в календарь, достигнуто соотнесение его с разливами реки и началом земледельческих работ в новой системе поливного земледелия, принятого таи в долине Менама. В XIV в. формируется система землевладения господствующего класса. Закон 1360 г. правителя Утонга - тронное имя Рама Тибоди (1350-1369) - объявил "всю землю в Аютии принадлежащей правителю. Народу разрешается жить на ней, но земледельцы не могут быть ее собственниками". Налог с земли устанавливался в размере десятой доли урожая. Составленные в середине XIV в. в Аютии законы поставили на службу новому государству ряд "варварских" институтов таи, в том числе сотенную систему мобилизации населения на государственные работы, в которые включалось и военное дело. Закон 1376 г. ввел деление земледельческого населения на правых (военнообязанных) и левых (гражданских). Молодежь проходила профессиональную подготовку по военной или строительной специальности в одном из му - отрядов. Последние объединялись в батальоны (конг) и полки (кром). Набор мужского населения в му и конги шел с учетом кровного родства: первый, третий (и т.д.) сыновья приписывались к му со стороны матери, второй, четвертый (и т.д.) - к му со стороны отца. Фискальной единицей, с которой шел набор на государственные работы и в войска, было усредненное рисовое поле - на. Принадлежность людей к той или иной социальной категории в государстве Аютия определялась не законодательно закрепленной принадлежностью к сословию, а "разрешением", которое они получали от правителя на исполнение "работы". Такое "разрешение" было сопряжено с владением. "Свободный", как член этносоциальной общности таи, мог занять землю, правитель санкционировал этот акт. В случае, если земледелец не мог выполнить свою "работу", земля возвращалась государству. Не были объектом частной собственности ни земля, ни должность, ни должностное владение. В правление Боромотрайлоканата (Трайлока) (1448-1488) семь законов о гражданской и военной иерархии оформили социально-политическую структуру Аютии. Законы 1454 г. установили, что положение индивида в иерархии определяется числом рангов - достоинств, а вся система получила название сактина. Высшие ранги по сактина получали члены семьи правителя, за ними шла служилая знать - куннанг. Простолюдины (прай) имели в системе рангов сактина от 10 до 350 рай (мера площади, равная 0,16 га.). Ниже 10 рай, но выше вьючных животных были рабы (тхат). Прай обязаны были выполнять неоплачиваемые работы на государство. В послемонгольский период Аютия выступает важным торговым, политическим и дипломатическим посредником китайского двора в его сношениях с государствами Западной и Южной Азии. Признание со стороны Пекина было важным фактором в процессе утверждения политической гегемонии Аютии. В 1438 г. Сукхотаи из вассального государства стало частью государства Аютия, было включено в его состав как мыанг. Перед правящим слоем Аютии встала задача унификации государственной структуры, что было осуществлено в правление Боромотрайлоканата, выходца по клану матери из знати Сукхотаи, хорошо знакомого как с обычаями северных тайских мыангов, так и индийскими доктринами организации государства. Для легитимации власти правителя использовались брахманские ритуалы, однако это не означало возврата к деспотизму Ангкора: власть правителя была ограничена девятью буддийскими установлениями - моральными запретами. В их число вошли знакомые нам по надписи Рамы Камхенга запреты, установленные в интересах верхов общин.
Проводя политику объединения северных и южных земель, Боромотрайлоканат на 25 лет перенес столицу в Питсанулок (1463-1488), откуда он вел борьбу и с северным государством Чиенгмай. Большая задача в процессе интеграции ставилась перед буддийской сангхой: в обиход вводятся обычаи северных земель, в частности уход правителя на сезон дождей в ват. Впервые правитель Аютии ушел в ват в 1465 г., что подняло его популярность в северных мыангах и соседних буддийских государствах. Важным актом было составление местной версии "Махаджатаки" - "Махачат кхамлуанг": Боромотрайлоканата стали воспринимать как преемника Махадхармарачи, составителя "Трайпхума". Политические действия правителя Аютии буддийская сангха оправдывала моральной целесообразностью, тем, что северные земли вошли в одно обширное буддийское государство. Тенденции сепаратизма со стороны знати Сукхотаи были подавлены. Общество и государство ранней Аютии строились на двуединой - экономической и моральной - основе. Наделяя земледельца землей, государство сохраняет и отношение к земле как естественному продолжению социального коллектива. Социальная иерархия, оформленная через систему рангов - сактина, также строилась на противоречивых принципах родства и индивидуализма. Государственная власть отныне будет использовать два принципа управления - бюрократический и патерналистский. Для целей государственного управления были созданы шесть кромов - приказов; их главной задачей были учет земледельческого населения, его привлечение на государственные работы, функции управления были второстепенными. Господствовали в обществе публично-правовые отношения, сферой частноправовых отношений была семья, глава которой пользовался властью над широким кругом родственников и зависимых. Складывается светский правопорядок: на основе предписаний брахманского кодекса Индии и правил буддийской морали создается право, имевшее универсальный характер.

Сукотайское королевство (XIII-XIV вв.) С возникновением в конце XIII в. в районе Центрального Индокитая буддийских государств народов таи и лао, мигрировавших из Юньнани под давлением монголов, устная историческая традиция связывала "освобождение от тирании" империи Камбуджадеша местных народов. В период империи развитие земледельческого производства шло за счет совершенствования его технологии - создания во исполнение религиозного долга мощных ирригационных систем, сооружавшихся руками огромного числа людей, подчиненных деспотической власти, распространения этих систем из кхмерских в монские районы. Начавшийся с конца XII в. кризис воспроизводственного механизма империи породил настроения деморализации и апатии у широких масс, мессианские ожидания. Деспотизму империи с ее идеологией, рассматривавшей человека как "пыль на священных ногах правителя", противостоял патриархальный строй таи и лао. В борьбе свободных общинников, расселявшихся в пределах империи, с деспотическими принципами ее организации рождалась новая идеология - местная форма буддизма тхеравады. Люди, согласно учению тхеравады, не могут быть равны по рождению в силу различия в карме. Но буддизм помогал индивиду (а не группе) приспособиться к существующему социальному порядку. Борьба с монголами и наступление на монские государства и империю Камбуджадеша упрочили социально-экономические позиции тайских вождей. Сотенная организация таи и лао приняла на себя не только военные, но и административно-хозяйственные и финансово-налоговые функции. Результатом указанных социально-политических и идеологических процессов было возникновение к концу XIII в. буддийских государств народа лао - Чиенгмая, Лангсанга в северной части Центрального Индокитая, Сукхотаи, бывшего наместничеством кхмеров в монских землях, а в 1238 г. захваченного тайскими вождями,- на р. Пинг, притоке Менама. К 1350 г. источники относят основание южного государства таи - Аютии.

Лао и таи переняли у монов и кхмеров многие производственные достижения, что способствовало развитию производительных сил новых государств. Вместе с тем таи и лао принесли свою производственную организацию. Ее основой была деревня кровных родственников - бан, состоявшая из "домов" (рыан). Родственные коллективы объединялись в рамках небольшой "земли" территориальными связями. "Земля" была автономной хозяйственной единицей; мелкомасштабная оросительная сеть сооружалась силами одной-двух деревень. Правитель обязан был сохранять жизнь военнопленным: домовые общины получали дополнительную рабочую силу. С конца XIII в. стало возрастать число деревенских общин.

В XIII - первой половине XIV в. в центральном и северном районах Индокитая появляются крепостные замки - чиенги и вьенги. В них правители крупных мыангов селили семьи ремесленников разных специальностей; их выводили из областей, входивших в состав монских государств и империи. Это были ремесленники строительных специальностей, мастера-литейщики, работавшие с бронзой. В Сукхотаи и городе буддийской сангхи Сри Саччаналае (Саванкалок) правитель Рама Камхенг поселил мастеров по изготовлению фарфора. Известность "фарфора Саванкалока" вышла за пределы Сукхотаи и достигла Японии, Филиппин, Индонезии, Индии, Персии, Египта.
Сукхотаи в конце XIII - начале XIV в. - богатое торговое государство, на что указывает обилие предметов искусства и монументальных памятников. Контроль над торговыми путями, наличие в Сукхотаи богатой мусульманской колонии были источниками богатства правящего слоя, привязывали его к столице, а не к деревне и земледелию. Рост богатства столичной элиты - важнейший фактор политики патронажа: переселявшиеся на территорию Сукхотаи патронимии лао и таи во главе с чао получали от государства материальные ресурсы, скот и несвободных, чтобы начать производство.
Государство, используя неоплачиваемый труд общинников, сооружало каналы снабжавшие водой г.Сукхотаи, дамбы, по которым проходили дороги, связывавшие основные города страны.

Держава Рамы Камхенга к концу XIII в. достигла на востоке берегов Меконга и побережья Андаманского моря - на западе. Власть правителя Сукхотаи была сильна в центре государства, слабее по мере удаления от него. После гибели в 1317 г. Рамы Камхенга его "держава" распалась. Преемники Рамы Камхенга сохранили власть в центральном земледельческом районе по р. Пинг. Ко времени возникновения буддийских государств Индокитая следует отнести появление буддийских летописей - тамнан, составлявшихся на пали и отразивших представления о политической истории после утверждения буддизма. Важнейшим явлением культуры было составление тайского алфавита и появление тайского письма. Грамотность, видимо, не вышла за круг монашества и светской элиты, обучавшейся в монастырях.

К концу XV в. в основном завершилось формирование сиамского феодального государства, что было закреплено сводом законов короля Трайлока (Боромотрайлоканата) о военной, гражданской и провинциальной иерархии. Крестьяне были обязаны выполнять трудовую повинность и платить подати землевладельцам, чей статус и богатство зависели от расположения короля. В свою очередь феодалы были обязаны поставлять королю солдат и платить налоги. Страна была слабо заселена, поэтому в войнах Сиама с Лаосом и Бирмой стороны стремились скорее к захвату и перемещению людей, нежели к территориальным завоеваниям. Победителями насильственно переселялись целые деревни.

  1. Бирманское нашествие на Сиам. Абсолютистское правление династии Чакри в XVIII-XIX вв.

Контакты с европейцами. В 16–17 вв. Сиам начал устанавливать связи с европейскими купцами. Торговля с Китаем и Японией велась более регулярно, но сиамские короли проявили особый интерес к огнестрельному оружию из Европы. Некоторые правители специально отправляли туда своих эмиссаров с тем, чтобы они знакомились с техникой производства ружей и закупали их для нужд королевства. Политическая ситуация в Сиаме в 17 в. была нестабильной: гражданские войны и вооруженные столкновения становились частыми явлениями при наследовании престола. В подобного рода конфликты нередко вмешивались иностранные коммерсанты и авантюристы.

Абсолютистское правления династии Чакри в XVIII-XIX вв. Чем менее стабильной становилась обстановка в Сиаме, тем бóльшую агрессивность проявляла утвердившаяся в Бирме династия Конбаун. В конечном итоге бирманской армии удалось в 1767 захватить столицу Сиама Аютию, однако вскоре она была вынуждена уйти из-за вторжения в Бирму китайских войск. В образовавшемся вакууме власти пятеро претендентов, каждый из которых доминировал в определенной части разрушенного королевства, вступили в борьбу за трон, которая завершилась победой Пья Таксина, основавшего свою столицу в Тхонбури, недалеко от устья р.Чаупхрая. Впоследствии он был низложен одним из своих генералов – Прайя Чакри, который перенес столицу на противоположный берег р.Чаупхрая, в Бангкок. Все короли новой династии получили имя Рама.

Рама I (правил в 1782–1809) и Рама II (1809–1824) занялись консолидацией государства и восстановили систему феодальных отношений, во многом сходную с той, которая существовала при властителях Аютии. Король Рама I (Buddhayodfa) перенес столицу государства в Бангкок. В его правление построен Королевский дворец, в котором сейчас находился Храм Изумрудного Будды. Король Рама IIво многом известен из-за своих поэтических опытов. Считается одним из крупнейших поэтов Таиланда XIX в. Его период правления сопровождался продолжением набегов бирманцев, которых правда тайцы уже успешно громили. Была сделана первая территориальная уступка Британской империи в виде земель Сиама на территории Бирмы. Рама III (1824–1851) и Рама IV (1851–1868) установили отношения с Западом на более систематической основе, подписали торговые соглашения с европейскими государствами и США и отменили королевскую монополию на внешнюю торговлю. Рама IV, известный также под именем короля Монкута, «отец тайской науки», изучал западные языки и науки и приглашал преподавателей из Европы и Америки для своего двора. Его сын Рама V, или король Чулалонгкорн (1868–1910), предпринял перестройку государственного аппарата, ликвидировал прежнюю систему управления, основанную на вассальной зависимости, и вместо нее сформировал бюрократическую структуру по образцу английской колониальной администрации в Бирме. Чулалонгкорн активно содействовал строительству железных дорог и развитию средств связи, что упрочило авторитет центральной власти в периферийных районах, и осуществил модернизацию вооруженных сил. Королю пришлось отказаться от прав на некоторые зависимые от Сиама районы в Камбодже и Лаосе в пользу французов и на пограничные вассальные султанаты в Малайе в пользу англичан. Тем не менее Сиам был единственной в Юго-Восточной Азии страной, которая сохранила свою независимость. Король Рама V Великий - один из самых любимых и почитаемых королей страны за всю ее историю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: