Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
«И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это» (Ис.40:5).
В давние времена Господь обещал явиться во славе великой.
Люди услышали — и забыли.
Но Господь не забыл слова Своего.
Ибо слова Господни подобны твердыням каменным, нерушимым.
Господь обещал прийти; однако Он пришёл не тогда, когда Он нам менее всего нужен, а тогда, когда Он нам нужен более всего.
Пока Господа мог заменить Пророк или Ангел, - Господь посылал вместо Себя пророков и ангелов.
Но когда зло в мире настолько возросло, что ни Ангел не мог попалить его своим светом, ни Пророк — умалить своим глаголом, - тогда Господь исполнил Свое древнее обетование, и явился на земле.
Но как явился Господь? Явился ли он во всей своей славе?
Вовсе нет! Он является в неизреченном смирении и послушании.
Так, что ангелы Его казались - светлее Него, а пророки Его — более Него.
Когда на Иордане стояли Пророк и Владыка, то Пророк был заметнее, нежели Владыка.
Иоанн Предтеча выглядел более дивным и великим, чем Господь наш Иисус Христос.
За двумя тяжелыми завесами скрыл Спаситель Свою славу и величие: за телом человеческим и за смирением.
Поэтому люди не заметили и не познали Его,
в то время как очи всех Небесных Сил были устремлены на Него больше, нежели на весь сотворённый мир.
Облеченный в истинное тело и истинное смирение, Господь наш Иисус Христос приходит из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
Дивен Бог в делах Своих!
Через все Свои дела Он учит нас смирению и послушанию.
Он скрывается за деламиСвоими, как солнце ночью — за сиянием звезд, как соловей в кустарнике — за своей песней.
|
Он дает взаймы солнцу Свой свет, и солнце светит им как своим собственным, - в то время как свет Божий остается сокровенным.
Он дает гласСвой грому и ветрам, и их слышно, а Его — нет.
Он дает лепоту Свою горам и долинам, и горы и долины блистают лепотою как своею, - а лепота Божия остаётся в тайне.
Он дает красу и благоухание цветам полевым, и прекрасные цветы благоухают как своим собственным ароматом, - а благоухание Божие остается незаметным.
Он дает силу всякому творению, и все творения гордятся друг перед другом силою как своею, - а безмерная сила Божия не кричит и не гордится.
Он даёт человеку часть ума Своего, и человек рассуждает и думает как бы своим умом, - а ум Божий пребывает в тиши, вдали от молвы, укрытый от похвалы мира.
Дивен Бог тогда, когда учит нас смирению.
Но все эти уроки смирения и послушания Бог преподавал людям - косвенно, или через сотворенную природу, или через своих пророков, избранников и ангелов.
И лишь в лице Господа Иисуса Христа Бог научает этому людей непосредственно, через Самого Себя, облеченного в тело.
Каждое мгновение Своей земной жизни, от Рождества в вертепе до Распятия на кресте, Господь Иисус Христос является для людей живым уроком смирения и послушания.
Таким же живым уроком явился Он и при Своем Крещении на Иордане.
… Иоанн был героем дня.
Христа никто не знал.
Да и когда Его узнали, грешные люди считали Иоанна большим Его.
К Иоанну выходит народ со всех сторон - простецы и ученые, бедные и богатые.
Иоанн весьма бросался в глаза - как своею внешностью, так и своим пустынническим и постническим житием, а также своими дивными глаголами.
|
Люди стремились к Иоанну не столько из осознания своей греховности или из жажды покаяния, сколько из любопытства: они хотели увидеть и услышать необычного человека!
Праздное любопытство!
Как много драгоценного времени отнимает оно у нас, ничего не давая нам взамен!
Христос не вызывает любопытства.
В толпе народа Он медленно шагает к Иордану.
Он ничем не бросается людям в глаза, и никто не обращает на Него внимания.
Его вид не так необычен, как вид Иоанна, и Его одежда не такая удивительная, и жизнь Егоне такая суровая и постническая.
Он смешался с людской массой, и эта масса двигалась с Ним из Галилеи к Иордану.
Люди ели и пили с Ним, и разговаривали с Ним, как и со всяким другим человеком из той же толпы.
Пророк Исаия заранее предусмотрел это, и предупредил об этом, возвещая: и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему (Ис.53:2).
Однако среди всех, собравшихся на Иордане, был один человек (один-единственный!), который познал Его, и познал истинно.
Это был сам Иоанн Креститель.
И засияли очи строгого пустынника,
и умолкли на мгновение громоподобные уста его,
и забыл Иоанн о всей прочей массе народа - в воде и у воды,
и, указуя перстом на Иисуса, умиленно изрек: вот Агнец Божий (Ин.1:29).
Агнец Божий!
Этими двумя словами выразил Предтеча смирение и послушание Господа Иисуса Христа.
Он смиренен, как агнец, и Он послушен, как агнец.
И смиренен Он пред Богом, и послушен Богу.
Потому и говорится: Агнец Божий.
Как Агнец, Он ступает кротко и смиренно.
|
И как Агнец идёт на заклание с преданностью своему пастырю, так и Христос идет туда, куда управляет Его Отец Небесный:
на Рождество в вертепе,
на Крещение на Иордане,
на Распятие на кресте — всегда с равной готовностью и равной преданностью.
Но к словам «вот Агнец Божий » Иоанн добавляет ещё и следующее: Который берет на Себя грех мира.
Как Христос берет на Себя грех мира?
Своею любовью и Своею жертвой, которые неотделимы друг от друга!
Когда Господь, облеченный в тело, пришёл в мир, это событие сопровождалось дивным явлением природы — возникновением звезды на Востоке;
а затем — и схождением Ангелов на землю;
и радостью пастухов вифлеемских;
и поклонением простецов-пастухов и мудрецов-волхвов - Ему, Богомладенцу.
Но за этим событием последовало убийство Иродом детей, и бегство Спасителя во тьму египетскую.
Когда Господь принял Крещение на Иордане, то это событие тоже сопровождалось дивными явлениями природы:
вода в реке Иордан остановилась, море отступило назад:
«Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять » - говорит пророк Давид.
Затем небеса отверзлись, и был слышен глас Отца Небесного, и был виден Дух Святый, как голубь.
Род человеческий почувствовал и увидел это - через своего представителя - святого Иоанна Крестителя.
Но за этим событием последовал сорокадневный пост Христов, - и мрак и ужас диавольского искушения.
А потом — явление ангелов, которые служили Ему.
И тогда, когда Господь всеСвои страдания во плоти запечатлел муками и кровью на кресте, природа и это событие сопроводила страшными явлениями:
земля потряслась, солнце помрачилось, камни расселись, гробы отверзлись.
Живые и мертвые ощутили страшное величие Божией жертвы на Голгофе: разбойники и язычники уверовали в Сына Божия, а мертвые явились на улицах Иерусалимских.
И за этим событием последовала тьма, после чего наступил окончательный рассвет, окончательная победа и — окончательное воскресение.
И снова — явление ангелов!
Эти три события в жизни Христовой дают нам урок Божественного смирения и Божественного послушания.
Небесная радость и возвышенность каждого из этих событий переплетаются с ужасом человеческого злодеяния и диавольского соблазна.
Но во всех трёх случаях Христос одержал блистательную победу:
над человеком Иродом - после Своего Рождества;
над сатаною - после Своего Крещения;
и над собравшимися вкупе людьми и сатаною - после Своей смерти.
Так и мы в этот день - просветимся, и отверзнутся нам небеса, и явится нам Бог — Отец, Сын и Дух Святый, Троица Единосущная и Нераздельная, Коей подобает слава, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.