Урок русского языка в 7 классе
Тема урока: Междометие – особая часть речи
Цель урока: выяснить, почему междометия не относятся ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным, а составляют особую группу слов.
Ход урока
Устный опрос.
– Вспомни, что ты знаешь о частях речи.
- На какие две большие группы делятся части речи?
- Какие части речи относятся к первой группе?
- Какие ко второй?
В случае затруднения – найдите в учебнике таблицу “Части речи” и рассмотрите ее внимательно.
Работа в тетради.
Запишите в своих рабочих тетрадях:
Сегодняшнее число,
«Дистанционный урок»
Тема урока: Междометие – особая часть речи
Новая тема.
Ответьте устно на вопросы:
– Почему не нашлось места междометию ни среди самостоятельных частей речи, ни служебных?–
– Обратие внимание на тему урока (Междометие – особая часть речи)
– Запишите тему урока в ваши тетради.
– Какую цель мы сформулировали перед собой сегодня? (…Выяснить, почему междометия – особая часть речи).
Работа над материалом урока
Прочитайте:
В зависимости от выполняемой функции выделяют три вида междометий:
- эмоциональные, для выражения чувств и эмоций;
- повелительные, для выражения команды, приказа;
- междометия вежливости, для выражения благодарности, просьбы, пожелания, приветствия…
– Эмоциональные междометия выражают разные чувства: восторг, радость, печаль, удивление, сожаление, страх, возмущение, гнев и др.
– Составьте и запишите предложения с междометиями по данным иллюстрациям. Подумайте, какие знаки препинания вы используете при междометиях. Что подсказывает вам читательский опыт?
Запомните:
На письме междометия выделяются запятой, если произносятся без особой силы. Например: Ох, как я устал. А если произносятся с особой силой – восклицательным знаком: Ура! Завтра начинаются каникулы!
|
|
– Прочитайте выразительно ваше предложение, составленное по 1 картинке. Что выражает междометие ух?
– Прочитайте выразительно предложение, составленное по 2 картинке. Что выражает междометие ох?
– Прочитайте выразительно предложение, составленное по 4 картинке. Что выражает междометие ура?
– Вы уже убедились, что интонация, с которой произносятся междометия, очень важна. Прочитайте выразительно предложения, выражая различные чувства с помощью междометия а х
1. Ах, чем я виноват? (И.Крылов) – (Испуг.)
Ах, как это неприятно! – (Огорчение.)
Ах, сеньор губернатор, уместна ли подобная беспечность? (М.Сервантес) – (Упрек.)
Ах, как я люблю весенние зори! – (Восхищение.)
– Запишите эти предложения в тетрадь.
– Подумайте, что выражает междометие ах в этом предложении? Прочитайте предложение, выразив чувства героя иллюстрации. Запишите свое предложение, выразив восхищение родными просторами.
– Следующая группа междометий…
![]() | ![]() |
повелительные. Само слово говорит за себя. Что могут выражать эти междометия?
(Побуждение к действию. Они используются для выражения команды, приказа…)
– Какие междометия проиллюстрировал художник? Составьте устно предложения с прямой речью. Что выражают междометия ау, караул?
Обратите внимание на синтаксическую роль междометий:
|
|
– Ау! Откликнитесь! (Ау не является членом предложения)
Вот раздалося ау вдалеке. (Н.Некрасов) (ау – дополнение)
– Караул! Помогите! (Караул не является членом предложения)
У памятника стоит почетный караул (караул – подлежащее)
– Какой вывод можно сделать, проанализировав эти предложения? (Обычно междометие не является членом предложения. НО междометие может употребляться в значении других частей речи, при этом становится членом предложения).
– А какое повелительное междометие вы употребляете чаще всего?
– Конечно, междометие алло, это междометие вы произносите ежедневно множество раз. Оно выражает побуждение, призыв быть услышанным.
– И самые интересные междометия, без которых не обходится ни один из нас, это?..
– Междометия вежливости. Мы их называем волшебные слова.
– Какие междометия речевого этикета вам известны?
- Пожалуйста, до свидания, спасибо, здравствуйте, извините.
Выводы.
– Подведем итоги.
– Теперь вы готовы ответить на вопрос, поставленный в начале урока? Почему междометия – особая часть речи, в чем особенность этой части речи?
Особенности этой части речи: ни лексического, ни грамматического значения, как самостоятельные части речи, они не имеют;