Проект «Аграрная политика белого движения»




1. Аграрный вопрос как таковой играл ключевую роль в истории российского государства, именно нерешенность аграрного вопроса являлась одной из важнейших причин как Февральской, так и Октябрьской революций 1917. Логично сделать вывод, что аграрный вопрос играл большую роль и в период Гражданской войны: большинство населения России составляло крестьянство, и именно его поддержка решала за кем же окажется победа: за красными или белыми. Также, нельзя было не учитывать, что именно крестьянство являлось основным поставщиком продуктов для городского населения. Большевики принятием «Декрета о земле» (конфискация помещичьих земель, отмена частной собственности на землю) который решал вопрос о земле в пользу крестьянства, обеспечили себе широкую поддержку среди данного сословия, однако политика белых в отношении крестьянства не была единой, каждый отдельный правитель действовал по собственной воле. Тем не менее, необходимо учитывать следующие факторы: белые правители обязаны были учитывать позицию частных землевладельцев, дворян и буржуазии которые составляли значительную часть движения, но не могли они не учитывать и позицию крестьян, которые на момент 1917-1918 масштабно использовали метод «черного передела» и самовольно захватывали помещичьи владения.

2. Представленные фрагменты являются отрывками из программных документов деятелей белого движения, а именно, генерала Л.Г. Корнилова, верховного правителя А.В.Колчака, генерала А.И.Деникина, генерала П.Н.Врангеля. Источники по своей форме различны: аграрные проекты (проект Врангеля), общие государственные проекты (конституция Корнилова), однако все они посвящены общей теме - земельному вопросу и отражают позицию авторов по данной проблеме на текущий момент. Данные документы носят полуофициальный характер, отнюдь не выступая в законодательном качестве, в отличие от уже упомянутого большевистского Декрета о земле. Также, следует отметить, что данные источники широкие возможности для освещения земельной политики белого движения, и в принципе ее эволюции в ходе Гражданской войны.

3. Корнилов - национализация земли в условиях безграмотности населения является недопустимой, запрет «захватно-анархических» действий, т.е. черного передела.

Земля, объединенная в общий государственный земельный фонд, должна распределяться на основах «платного отчуждения», цель – «создание мелкого крестьянского земледелия». Однако по сути решение аграрного вопроса было отложено до собрания Учредительного собрания.

Колчак - противодействие земельным захватам, однако по мере хода Гражданской войны приходит к точке зрения о необходимости «охраны самовольного перехода земли в руки крестьян», т.е., фактически происходит узаконивание «черного предела», но до созыва Национального собрания. Однако при этом не высказывается идея об изменении существующего аграрного строя. Возможно, именно в условиях деятельности Колчака, вопрос о переделе именно помещичьей земли не играл особо важной роли - Сибирь не знала дворянского землевладения, когда как для самого Колчака, как претендента на роль Верховного Главнокомандующего поддержка помещиков была абсолютно необходима. Тем не менее, земля планируется распределяться главным образом в «интересах народного хозяйства и трудящегося населения», при этом делается важная уступка - любой гражданин, обрабатывавший землю, вне зависимости, является ли он ее собственником или нет, получает право на сбор урожая. Однако документ указывает, что земли, захваченные у хуторян и отрубщиком, должны быть возвращены их владельцам, т.е. мы можем сделать вывод о явном одобрении правительством Колчака реформ Столыпина, возможно, именно слой «крестьян - землевладельцев», который предполагала создать реформа, и планируется сделать опору будущей системы хозяйства. Также, в документе учитывается и бедственное положение безземельных и малоземельных крестьян, им планируется выдача дополнительных земельных дотаций.

Деникин - сохранение за собственниками их прав на землю, однако, ограничение частновладельческих участков и отчуждение части земли «обязательно за плату» с последующим перераспределением между крестьянами. Такая политика исходит из того, что для Деникина, действующего на Юге, где существовала проблема перенаселения, и аграрный вопрос являлся крайне существенным, поддержка крестьянства играла особую роль, уступки были необходимы. Однако учитывается и еще один региональный аспект: «отчуждению не подлежат земли казачьи», белое казачество - опора правительства Деникина.

Врангель – земля передается «обрабатывающим ее хозяевам», практически земля полностью крестьянам («народу - земля и воля в устроении государства»), но при условии компенсации, выплата которой понятным образом была неосуществима в условиях текущей войны, также и при сохранении частной собственности.

4. В документах 1,2 правительства Корнилова которые были созданы в 1918 выражается следующая точка зрения: аграрный вопрос передается на решение будущего Учредительного (Национального) собрания, при этом все земли объединяются в единый государственный земельный фонд, распределением земли занимаются особые учреждения. В январе 1919, несмотря на то, что главенствующей по прежнему является идея передача земельного вопроса в руки Учредительного собрания, уже правительство Колчака в местных масштабах берет решение аграрного вопроса на себя, используя Министерство Земледелия: «в настоящее время Министерство решило работать непосредственно над осуществлением хотя бы временного предоставления земли безземельному населению и выработки временных правил землепользования…». Генерал Деникин весной 1919 поручает Особому совещанию (антибольшевистскому органу управления на Юге России) немедленно приступить к разработке земельного законодательства, но, видимо понимая запоздалость данного решения, поднимает вопрос о принятии срочных мер по облегчению положения малоземельных крестьян и «приподнятию производительности сельского хозяйства», не дожидаясь окончательной разработки земельного положения. Но, следует отметить, что и Колчак, и Деникин считают, что именно правительство (т.е. слои привилегированные), а не само крестьянство должно принимать меры по решению земельного вопроса. Генерал Врангель и его правительство весной 1920, на фоне приближающегося поражения Белого движения, выражает такую точку зрения, что «распоряжение землей передается земствам», в июне 1920, правительство Врангеля передает решение право управления и распоряжения землей волостным земствам и выборным земельным советам. Конечная позиция отражается в лозунге «Народу – земля и воля в устроении государства».

Следует отметить, что в отличие от большевиков, ни один из белых правителей в принципе не упоминает об общинной форме землевладения, для них единственно возможным является частное владение, и как будущая цель - создание слоя мелких частных земельных владельцев.

5. На основании вышесказанного мы можем сделать следующие выводы: аграрная политика Белого движения была непоследовательна, и по мере хода Гражданской войны претерпевала существенные изменения, по сути, идя на все большее сближение с аграрной политикой большевиков. Но следует отметить то, что важнейшим условием для белых являлось сохранение частной собственности, и в будущем создание опоры в виде слоя крестьян-землевладельцев (схожесть с реформой Столыпина). Но Белое движение было крайне неоднородно, каждый правитель осуществлял свою политику, что и стало решающим фактором для поражения движения. И далеко не последнюю роль в этом сыграл и аграрный вопрос - белые не смогли последовательно приступить к его решению, тем самым потеряв крестьянскую поддержку, которая являлась крайне важной для обеспечения победы в войне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: