Моралите -Дидактическая драма с персонажами-аллегориями




84. Нахлебник, парасит – традиционный персонаж…

- Ателланы

- Мима

- Паллиаты

- Тогаты

85. От глаголов «смотреть», «видеть» произошел термин - Театр

86. Первое театральное здание в Италии эпохи Возрождения, построенное по типу античного

театра, - «Олимпико»

87. Первый драматург школьного театра в России 17 века - СимеонПолоцкий

88. Первый трактат по теории драмы сочинил - Аристотель

89. Плавт и Теренций – авторы - Паллиаты

90. По указу царя Алексея Михайловича в России появился - Придворный театр

91. Правила классицизма в русской драматургии утвердил - Фонвизин

92. Прежалостная история о Приаме и Фисбе разыгрывается в комедии - Шекспира

93. Профессии актера, драматурга и директора театра совмещал - Мольер

94. Расин – автор, сочинявший в жанре - Комедии,Трагедии

95. Римлянин Помпей известен как - Строитель театра

96. Римская комедия масок - Ателлана

97. Римска я комедия на греческие сюжеты - Паллиата

98. Римская комедия, изображ ающая местные обычаи и нравы, - Тогата

99. Римский драматург, автор трагедий на сюжеты греческой мифологии - Теренций

100. Роль, которую играл Шекспир в пр едставлении трагедии «Гамлет», - Призрак отца Гамлета

101. Священное животное сакральных действ коренных народов Сибири –

- Медведь

- Олень

- Собака

102. Сервантес – автор драм - «Нумансия»

103. Сид – герой пьесы - Корнеля

104. Софокл – автор - Трагедии

105. Справедливый суд короля спасает героев в пьесе - «Тартюф»

106. Старейший театр Франции, отметивший свое 330-летие, - «Друри-лейн»

107. Страна обитания скоморохов - Русь

108. Стратфорд – родина - Шекспира

109. Сюжетом какой шекспировской трагедии воспользовался Сумароков? - «Гамлет»

110. Театр «Пале-рояль» находился в - Париже

111. Театральное здание в Испании эпохи Возрождения –

- Корраль

- Педжент

- Театрон

112. Театральное представление в в иде тетралогии практиковалось в - Греции

113. Трагедия византийского автора называется - «Эдип гонимый»

114. Фивы – место действия пьесы - «Царь Эдип»

115. Франция – родина - театра классицистического

116. Что не входит в «правило трех единств» классицистического театра - Единство жанра

117. Что отличает итальянскую комедию дель арте - Импровизация диалогов,Использование масок

118. Чьими слугами числились актеры труппы Шекспир - Лорда-адмирала

119. Шереметевы владели крепостными театрами в - Кусково,Останкино

120. Школьный театр в России конца 17 – начала 18 века существовал при - Академиях

История мирового театра

Фатьянова А.Б.

1. Режиссер спектакля «История лошади» по повести Л.Толстого «Холстомер» (1975) долгие годы возглавлявший Большой Драматический театр (г.Санкт-Петербург) ___Марк Розовский

2. Выдающийся русский театральный режиссёр, актёр и преподаватель, основатель знаменитой актерской системы___Станиславский

3. Создатель "биомеханики" - системы актерского тренажа___Мейерхольд

4. Представители "новой волны" русской драматургии 2 пол 70-80-х гг. ХХ века___Чехов и Горький

5. Пьеса Л.Петрушевской впервые поставленная О.Ефремовым___Московский хор

6. Пьеса М.Булгакова, написанная на основе романа «Белая гвардия» ___Дни турбиных

7. Спектакль Е.Вахтангова, где одни из главных персонажей классические маски итальянского театра комедии дель арте: Труффальдино, Тарталья, Панталоне, Бригелла___Принцесса Турандот

8. Федя Протасов - главный персонаж пьесы Л.Толстого___Живой труп

9. К мировоззренческим и эстетическим категориям театра романтизма относятся___философичность, ирония и самоирония, гротеск и фантастика

10. Джордж Гордон Байрон автор пьес___ Вернер или наследство, Манфред, Сарданапал, Каин, Преображенный урод.

11. Роль Фигаро в телеспектакле В.Плучека "Безумный день, или Женитьба Фигаро" исполнил___Андрей Миронов

12. Роль Гамлета в постановке Ю.Любимова исполнил ___Владимир Высоцкий

13.Основоположниками актерского искусства в Германии 1 пол. 19в. Были___Август Вильгельм Шлегель, Людвиг Тик, Девриент

14. К театру абсурда относится драматургия авторов___Ионеско, Беккет

15. Ад - место действия в пьесе Ж.-П.Сартра___За закрытыми дверями

16. Архаическому периоду (древней мифологии) Древней Греции присущи___ Фетишизм, анимизм, часть вместо целого (один клык медведя обладает всей силой медведя.), тератология (наука о чудовищах), антропоморфизм (демоны и боги становятся похожи на людей)

17. Автор "Поэтики" ___Аристотель

18. Особенности древнегреческой комедии___Число актёров не превышало трёх, И в комедии огромную роль играл хор. Особенностью последнего было то, что корифей хора говорил от лица самого автора, излагая его основные мысли, которые он проводил в комедии. Часть представления актёры танцевали. Маски актёров должны были подчеркнуть смешное и уродливое в изобличаемом герое (они были с выпученными глазами, со ртом до ушей и т. п.). Фигурам актёров придавался не менее уродливый вид.

19. Древнеримский комедиограф___ Тит Макций Плавт

20. Приверженец философии стоицизма, воспитатель Нерона, автор трактата "О милосердии", римский драматург___Сенека

21. Философия гуманизма - основа театра___Возрождения

22. В какой период творчества У.Шекспира были написаны исторические хроники___Второй и третий периоды

23. В Древней Греции в драматических состязаниях принимали участие___ К участию в драматических состязаниях допускались три трагических и три комических поэта. Каждый трагический поэт должен был представить тетралогию — три трагедии и одну сатировскую драму, а комический поэт — одну комедию. Имена победителей — актеров, драматургов и хорегов заносились в специальные документы.

24. Дочь колхидского царя Ээта, внучка бога Гелиоса, жена Язона, героиня пьесы Еврипида___Медея

25. Комедии Аристофана_Архарняне, Всадники, Облака, Мир, Птицы, Лисистрата, Женщины на празднике Фесмофорий, Лягушки, Женщины в народном собрании, Плутос, Осы

26. Кто сыграл Ричарда III в одноименном фильме Ричарда Лонкрейна27. Исторические хроники У.Шекспира___Иан Маккелен

27. Исторические хроники У.Шекспира Ричард II (написние — не позднее 1595 г.) Король Ричард III (1597 г. — первое издание) Король Иоанн (1623 г. — первое издание подлинного текста) Генрих IV (I—II части, 1598 г. — первое издание) Генрих V (1600 г. — первое издание) Генрих VI (I—III части, 1594 г. — первое издание) Генрих VIII (1623 г. — первая публикация)

28. Какие из перечисленных актеров исполнили в кино роль Генриха V ___Лоуренс Оливье и Кеннет Брана

29. "Титан мысли", подверженный напряженной рефлексии, герой трагедии У.Шекспира___Гамлет

30. В фильме Г.Козинцева роль Гамлета сыграл___Смоктуновский

31. Для этого героя У.Шекспира вся гармония мира основывается на чувстве одного человека, и измена неизбежно приведет к хаосу: "Люблю тебя, и если разлюблю, наступит хаос" ___Отелло

32. Направление в искусстве сформировавшееся во Франции в эпоху абсолютизма, основанное на философии рационализма и ориентированное на нормы, правила, каноны___Классицизм

33. Представители французской драматургии классицизма___ Мольер, Расин, Конрель, Ла фон Тен, Николя Буало (поэтической искусство)

34. Никола Буало в книге "Искусство поэзии" приводит каноны эстетики классицизма___ Рифма и смысл – едины. Остерегаться пустых перечислений и мелочей. Недолжно быть однообразия, избегать слов-паразитов, помнить о ритме, по больше гласных и меньше согласных, избегать иностранных слов, писать не спеша, закольцевать нужно начало и конец и т.п.

35. Пьеса П.Корнеля, имевшая большой успех и вызвавшая гнев Ришелье и ряд претензий Академии изящной словесноти из-за несоблюдения законов классической драмы___Cид

36. Автор комедии "Тартюф"___Мольер

37. Автор "Парадокса об актере", театральный реформатор___Денни Дидро

38. Часовых дел мастер, музыкант, политик, коммерсант и автор пьесы "Безумный день, или Женитьба Фигаро" ___Бомарше

39. В этом произведении автор определяет трагедию, как "поэтическое воспроизведение ряда взаимосвязанных событий (законченного действия), изображающего пред нами людей в состоянии страдания и имеющее целью возбудить в нас сострадание" ___Поэтика Аристотеля

40. Первое изображение скоморохов сохранилось на фресках___ Первое документировано подтверждённое упоминание о скоморохах можно увидеть на фресках XI века Киево-Софийского собора, изображавших скоморошьи представления.

41. В этот период скоморохи могли играть свободно, где захотят и как захотят___Компромиссный

42. Рождественский цикл литурического действа включает в себя___ входили эпизоды шествия пророков, предрекающих рождение Христа; поклонения пастухов божественному Младенцу; поклонения волхвов; сцена Ирода; плач Рахили по убиенным младенцам.

43. Создатель канонов русской классической трагедии___Сумароков

44. Этому течению свойственно увеличение стороны чувствительности и смещение актерской задачи в сторону вызова у зрителей жалости и умиления___

45. На философии позитивизма и развитии естественных наук основывается направление в искусстве___

46. Философия существования, рассматривающая индивидуальные вопросы человеческого бытия, на основе которой базируется театр нач.20 века_Экзистециализм

47. Театру абсурда свойственны___ Тождественность (одно и тоже), постулат детерминизма – не все события равновероятны. (одинаковое отношение к «чуду» и обыденности), постулат общей памяти («лысая певица» – супруги узнают о том, что они живут в одном городе, у них есть дети и т.п.), отказ от логики, от диалога, как средства связи, человек разломленного сознания.

48. Пьеса И.Крылова___Проказники

49. Вошел в историю русского театра как автор одной комедии___Грибоедов или Фонвизин

50. Какие из первоначально задуманных А.Пушкиным пьес вошли в цикл "Маленькие трагедии"___ «скупой рыцарь», «каменный гость», «пир во время чумы», «Моцарт и Сальери»

51. Пьеса - вершина русской романтической драматургии, написанная М.Лермонтовым___Маскарад

52. Представитель сатирической драмы 60-х гг 19в. русского театра, автор пьесы "Тени" ___Салтыков-Щедрин

53. Трилогия Алексея Толстого, в которой автор исследует "трагедию власти" включает в себя пьесы___ Смерть Иоанна Грозного (1866), Царь Фёдор Иоаннович (1868), Царь Борис (1870)

54. В автокомментарии к этой пьесе Н.В.Гоголь напишет: "Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться" ___Ревзор

55. Название цикла пьес А.Вампилова___ сатирический цикл «провинциальные анекдоты» и «прощание в июне»

56. Какой сад продается в одной из пьес А.Чехова___Вишневый сад

57. Какие пьесы А.Чехова написаны в жанре водевиль___ «Медведь», «Свадьба», «Леший»

58. Назовите создателей Московского художественного театра___Станиславский, Немирович-Данченко

59. Художественный телефильм по одноимённой пьесе А.Вампилова, главные роли в котором исполнили Е.Леонов и Н.Караченцов___Старший сын

60. Автор книг "Моя жизнь в искусстве" и "Работа актера над собой_Станиславский

Древний театр

1. Эсхил: Прометей Прикованный

2. Софокл: Царь-Эдип

3. Еврипид: Медея (сравнить с Медеей Сенеки)

4. Сенека: Федра

5. Аристофан: Лягушки, Мир

6. Плавт: Хвастливый воин, Менехмы, Амфитрион, Клад

7. Публий Теренций Афр: Братья, Формион

8. Людовико Ариосто: Комедия о сундуке, Подмененные, Студенты, Чернокнижник, Сводня

Эпоха возрождения(Я была не на всех лекциях. Уточнить!!!)

9. Никколо Макиавелли: Мандрагора

10. Тарквато Тассо: Аминта

11. Сервантес: Алжирские нравы, Нумансия

12. Лопа Де Вега: Звезда Севильи, Фуэнта Овехуна, Собака на сене, Умный у себя дома, Девушка с кувшином, Дурочка, Крестьянка из Хитафа

13. Тирсо де Молина: Севильский озорник(или Каменный гость), Дон Хиль-зеленые штаны

14. Кристофер Марло: Тамерлан Великий, Трагическая история доктора Фауста

15. Уильям Шекспир: Виндзорские кумушки, Комедия ошибок, Укрощение строптивой, Ромео и Джультетта, Много шума из ничего, Гамлет, Отелло, Король Лир, Макбет, Ричард Третий(???)

16. Пьедро Кальдерон: Дама-неведимка, Стойкий принц, Жизнь есть сон

Классицизм

17. Корнель: Сид

18. Мольер: Мещанин во дворянстве, Тартюф, Школа жен, Школа мужей, Мизантроп, Дон Жуан

19. Расин: Андромаха, Ифигения, Федра

Русский театр 18 века:

20. Сумароков: Димитрий Самозванец(!), Хореф, Синав и Трувор, Гамлет,

21. Фонвизин: Бригадир, Недоросль

Европейский театр в эпоху Просвящения:

22. Бомарше: Севильский цирюльник, Женитьба Фигаро

23. Гальдони: Слуга двух господ, Трактирщица

24. Гоцци: Турандот, Любовь к 3-м апельсинам

25. Готхольд Лессинг: Мисс Сара Симпсон, Натан Мудрый, Эмилия Галотти, «Минна фон Барнхельм, или солдатское счастье»…

26. Гёте: Фауст

27. Шиллер: Разбойники, Коварство и любовь, Мария Стюарт, Дон Карлос, Орлеанская дева, Вильгельм Телль, Мессинская невеста

Русский театр 19 века:

28. Озеров: Димитрий Донской

29. Крылов: Подщипа

30. Грибоедов: Горе от ума

31. Пушкин: Борис Годунов, пьесы из цикла Маленькие транедии, Русалка(?),

32. Лермонтов: Люди и страсти, Странный человек, Маскарад(!)

Европейский романтизм:

33. Гюго: Кромвель, Марион Делорм, Эрнани, Король забавляется, Мария Тюдор, Рюи Блаз

34. Александр Дюма отец: Генрих Третий и его двор, Антони, Нельская башня, Кин гений и беспутство

35. Виньи: Чаттертон

36. Мюссе: Фантазио, Венецианская ночь, Прихоти Марианны

37. Мериме: сборник пьес Театр Клары Газоль(Африканская любовь)

38. Скриб: Стакан воды

39. Бальзак: Делец, Мачеха

40. Байрон: Мариа Фольер, Манфред, Каин, Чайльд Гарольд, Вернер, Небо и земля

41. Шелли: Освобожденный Прометей, Ченче

42. Людвиг Тик (???)

43. Генрих Клейст (???)

44. Золя: Тереза Ракен, Наследники Рабурдена

45. Ростан: Два Пьера, Принцесса Греза, Сирано де Бержерак, Орленок

46. Метерлинк: Синяя птица, Принцесса Мален, Непошенная, Слепые, Смерть Тентажиля, Чудо Святого Антония, Жанна Д’Арк

Русский театр 19 века:

47. Гоголь: Ревизор, Владимир Третий, Женитьба, Игроки

48. Тургенев: Нахлебник, Месяц в деревне

49. Островский: Гроза, Бесприданница, Свои люди-сочтемся, Бедная невеста, Не в свои сани не садись, Доходное место, Бедность не порок, Не все коту масленица, Правда хорошо а счастье лучше, Сердце не камень, Бешенные деньги, Лес, Без вины виноватые, Таланты и поклонники…

50. Салтыков-Щедрин: Смерть Пазухина, Тени

51. Сухово-Кобылин: Свадьба Кречинского, Дело, Смерть Тарелкина

52. Лев Толстой: Власть тьмы, Живой труп, Плоды просвящения

Русский театр 20 века

53. Чехов: Дядя Ваня, иванов, Чайка, Три сестры, Вишневый сад

54. Горький: Мещане, На дне, Дачники, Васса Железнова, Егор Булычов и другие…

Европейский театр 20 века:

55. Ибсен: Борьба за престол, Брат, Пергюнт,Нора, Враг народа(Доктор Штокман)

56. Шоу: Дома вдовца, Сердцеед, Профессия миссис Уоррен, Пигмалион, Оружие и человек, Кандида, Избранник вудьбы, Поживем-увидим, Ученик дьявола, Цезарь и Клеопатра, Человек и сверхчеловек, Смуглая леди сонетов, Дом где разбиваются сердца, Святая Иоанна, Тележка с яблоками, Женева, Горько но правда, Притча о далеком будущем

57. Уайльд: Веер леди Уиндермер, Женщина не стоящая внимания, Идеальный муж, Как важно быть серьезным, Соломея

 

1. Драматургия и театр Древней Греции (трилогия Эсхила «Орестея», трагедия Софокла «Царь Эдип». Театр и драматургия появ. в Др.Гр. в 534 г. до н.э. в Афинах, праздник Диониса, представление трагедии. Жанры по появлению: трагедия, комедия, сатирова драма (сущ 2столетия). Трагедия (козлиная песня): из рел.традиций, опиралась на мифологический сюжет. Комедия (сельская песня): основывается на современных, актуальных сюжетах. Особенность трагедии- конфликт, кот. не может быть разрушен. Три особенности антич.театра: сакральность (священнодействие, выросло из мистерий), театр-это состязание (весь полис ходил на театр.состязания), общее дело (т.е.литургия, налог на театр). Цель антич.театра: катарсис – очищение; зритель сострадал, так очищал свою душу. 1театр.здание-510г.до н.э. Афины, у подножия Акрополя, театр Дионисия. 1ые трагедии-отец драм.искусства – Феспид. Спектакли с обращением к Дионисию. Театр: орхестра – полукруглая арена; театрон – с2сторон зрител.места; скена – верт.стена (для переодевания, затем сцен.задника). 5 в.до н.э. – Эсхил, Софокл, Еврипид (трагедии), Аристофан (комедии). Эсхил-отец трагедии: ввел 2ого персонажа на сцене, написал более 70 трагедий («Прометей прикованный», «Орестея»). Софокл пишет то, что хочет слышать зритель. У него Боги уже не играют той роли, что у Эсхила. Софокл увеличивает кол-во участников хора, но роль хора уменьшает. Теперь хор не влияет на ход дела, а только украшает спектакль, делает его зрелищным. Также он увеличивает количество декораций на сцене. «Царь Эдип», «Антигона», «Трахинянки». Еврипид вводит 4 актера (часто бывает молчащий герой). Написал много трагедий («Ипполит», «Андромаха», «Ифигения в Тавриде», «Ифигения в Авлиде», «Электра») Аристофан-отец комедии. «Облака», «Клисистрата», «Лягушки», «Птицы». Эсхил «Орестея» Трилогия: «Агамемнон», «Хоэфоры», «Евмениды». Судьба рода Атридов, Агамемнон и его сын Орест. Перед Троянским походом Агамемнон приносит в жертву своему честолюбию свою дочь Ифигению; он достигает своей цели и возвращается на родину победителем, но здесь погибает от руки своей жены Клитемнестры, действующей под влиянием жажды мести за смерть дочери и преступной любви к родственнику своего мужа, Эгисту. Малолетний сын Агамемнона, Орест, не был свидетелем этой расправы: он воспитывался вдали от родины. Когда он вырос, он обратился к Аполлону с вопросом, что ему делать; тот приказывает ему помнить прежде всего о долге мести. Повинуясь этому приказанию, Орест убивает мать, но этим навлекает на себя гнев Евменид, которые отныне не дают ему покоя. 2.«Слово о полку Игореве» и древнерусская литература. Древнерусская литература - русская письменность начинает бурно развиваться с принятием христианства(988г.). Книга является средством для ознакомления с верой и пособием при совершении богослужения. Приняв христианство от Византии, Русь подчинилась в духовном отношении её влиянию, тем более, что первые служители церкви и первые книжники на Руси были греками. Первоначально вся литература состояла из переводов с греческого (книги св. Писания, творения св. отцов, жития святых, сборники мудрых изречений и тому подобное). Первые самостоятельные произведения — поучения, жития святых, послания, путешествия - носили религиозный характер. 1.литература Киевского периода (11-12 в.в.). 2.литература пер.феод. раздробленности (13-14 века). 3.литература периода Мос. Гос. (15-16, 17 века). Жанры древнерусской литературы - летописи, исторические повести («Сказание о Борисе и Глебе»), жития, хождения («Хождение Даниила Игумена»), слова («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона), поучения («Поучение детям» Владимира Мономаха), поэмы («Слово о полку Игореве»). «Слово о полку Игореве» — самый известный памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Так же припоминаются события из княжеских междоусобий, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен. Перед нами как бы народная история, народная эпопея в книжном изложении писателя кон. XII в. «Слово о полку Игореве» имеет предположительно южнорусское происхождение, возможно даже киевское. Подобные предположения вытекают из заключения «Слова», из восторженного отношения автора к великому князю киевскому Святославу, из любви к Киеву, к его горам. Поэтические описания природы степей у Дона и Донца создают впечатления о близком знакомстве автора с этими местами. Текст «Слова» говорит также о том, что он хорошо знаком не только с родным Киевом, но и с другими русскими землями — княжествами. Сюжет: Вступление. Поход Игоря, Золотое слово Святослава,Обращение к князьям, Плач Ярославны (один из самых поэтических мотивов слова), Бегство Игоря из плена. Русь раздирали междуусобные войны князей, равнодушное отношение князей к родной земле, говоривших «брат брату: се мое, а то мое же». Центральный образ слова посвящен неудачному походу Игоря
3. Средневековая литература «Божественная комедии» Данте Алигьери. Начин.в поздней античности (4-5вв.), а заверш. в 15в. Зарождение и развитие 3 фактора: традиции народ.твор-ва, кул.влиянием антич.мира, христианство. Кульминация 12-13вв.: готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская лит-ра, героический эпос. Средневековье: эпос (эпич.пр-ния); поэмы, романы, лирика. Драматургии не было. Позже: мистерии, миракли, где потом возрождается драматургия. Лирика: песни и гимны и баллады странствующих поэтов: поэзия вагантов - выходцы из церковно-школьной среды, они сочинители и исполнители. 12в.антология «Кармина Бурана». Культ прекрасной дамы сформир. сред.кул-ру, куртуазное поведение (галантное, изысканное). Поэты: Франция-менестрель, труверы (север Нормандии), трубадуры (юг, Прованс); Германия – миннезингеры; Скандинавия – скальды. Рыц.романы: Кретьен де Труа 12в. Франция. Данте – созд. итал.язык. Род. во Флоренции, полит.деят-ть - борьба 2партий (гвельфы, гибеллины). Могила в Равенне. Беатриче-девушка умерла в молодости (смерть сподвигла Данте писать), Джемма-жена, её не любил. 1292г. Автобиог.повесть в стихах и прозе «Новая жизнь», о любви к Беатриче с момента первой встречи, когда Данте было 9 лет, а ей 8, и до ее смерти. Сформулировал новый стиль – дольче. 1307-21 писал «Божественную Комедию», называет «Комедией», поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности). Поэма написана простым стилем, на народном языке. Эпитет «Божественная» в заглавии придумали почетатели, выражавшие восхищение художественной красотой творения. Поэма состоит из 100 песен приблизительно одинаковой длины (130-150 строк) и делится на 3 кантики – «Ад» (9кругов), «Чистилище» и «Рай», по 33 песни в каждой; 1-я песнь «Ада» служит прологом ко всей поэме. Следуя средневековой традиции, он вкладывает в своё произведение 4 смысла: буквальный (предполагает «натуральное» описание загробного мира со всеми его атрибутами); аллегорический (предполагает выражение идеи бытия в абстрактной её форме: в мире всё двигается от тьмы к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, от плохого к хорошему. Главное – идея восхождения души через познание мира); моральный (предполагает идею воздаяния за все земные дела в жизни загробной), анагогический (мистический) – предполагает постижение Божественной идеи через восприятие красоты самой поэзии, как языка тоже Божественного, хотя и сотворённого разумом поэта, человека земного. 4. Ренессансный театр и драматургия (трагедия Шекспира «Гамлет», испанская комедия плаща и шпаги, итальянская комедия дель арте). Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологические границы Возрождения: в Италии – 14–16 вв., в других странах – конец 15–16 вв.). Наиболее отличительные черты культуры Возрождения, антифеодальной в своей основе, – светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, как бы «возрождение» его. В этот период закладываются те театральные системы, которые вплоть до нашего времени будут находиться в постоянном взаимодействии. К началу эпохи Возрождения происходят события, которые коренным образом меняют ситуацию: Библия переведена на все европейские языки. Т.е. священные тексты стали общедоступными. Изобретено книгопечатание. Активно процветает наука, начинается изучение Земли, мироздания, человеческого организма. Центром мироздания становится человек. Первые процессы начинаются в Италии. Там уже существует какой-то полупрофессиональный площадной театр. Из устраиваемых им уличных праздников и карнавалов к середине 16 в. рождается комедия дель арте - или комедия масок. Театр просуществовал с середины 16до конца 18 в. Ее персонажи – некие социальные образы, в которых культивируются не индивидуальные, а типические черты. Пьес как таковых в комедии дель арте не было, разрабатывалась только сюжетная схема, сценарий, который по ходу спектакля наполнялся живыми репликами, варьировавшимися в зависимости от состава зрителей. Именно этот импровизационный метод работы и привел комедиантов к профессионализму – и в первую очередь, к выработке ансамбля, повышенному вниманию к партнеру. У комедии дель арте было два основных центра – Венеция и Неаполь. В соответствии с этим сложились и две группы основных масок. Северную (венецианскую) составляли Доктор, Панталоне - старики, сатирические образы; Бригелла и Арлекин - слуги, комедийные персонажи; южную (неаполитанскую) – Ковьелло, Пульчинелла – слуги, комедийные персонажи, Скарамучча и Тарталья -старики. Также были влюбленные - образы, наиболее близкие героям литературной драмы, которых играли только молодые актеры. В отличие от стариков и слуг влюбленные не носили масок, были роскошно одеты, владели изысканной пластикой и тосканским диалектом Стиль исполнения венецианской и неаполитанской комедии дель арте тоже несколько различались: венецианские маски работали преимущественно в жанре сатиры; неаполитанские использовали больше
2 Святославовича, князя Новгород-Северского, и его немногочисленных союзников (брата Всеволода Святославовивполоча и его племянников Святослава Олеговича и Владимира Игоревича) против половцев, о пленении Игоря и его бегстве из плена. Начало похода сопровождается грозным предзнаменованием – солнечным затмением. Звери, идущие по пятам воинов, тоже сулят беду. После удачной битвы Игоря с его недавним союзником Кончаком на рассвете след. утро вновь предвещ. беду «Кровавые зори свет застилают, черные тучи с моря 2. хотят покрыть четыре солнца» т.е. русских князей. Игорь, кот. ставит честь выше жизни, восприн. Пораж. как расплату за то, что не содействовал обще русскому единству. Игорь то выступал против половцев, то действовал заодно с ними. Не учавствовал он и в победоносном походе объединенного войска под водительством Святослава Всеволовича и пленинии хана кобяка. Именно по этому в «слове» повидано о провидческом сне Святослава, князя объединителя, который стремился объединить удельных князей: «Буддо в тереме его доски без князька, т.е. без верхней опоры - дом без конька не устоит». И действительно, после поражения Игоря, набеги половцев возабновились с новой силой: какждый дом должен был платить дань. Лишь глубокое раскаяние в совершонной крамоле возвращает Игорю надежду: как природа в образе солнечного затмения «заступала ему дневной путь от русской земли в землю половецкую, так теперь Бог указывает ему дорогу сквозь ночь от великого дона до малого донца. Игорь трагически переживший позор (бесчестие), искупил свой грех: бегство князя из плена как бы восстанавливает единство общерусского дома – солнце снова на небе. С тем же мотивом единства Руссой земли, залогом которого служит единство семейно родовое, связям и поэтически плач жены Игоря, Ярославны, которая рыдает на крепостной стене Путивле, обращаясь к природным силам: «ветер – ветрило, Днепр – Славитич, светлое и тре светлое солнце», молит их о помощи племенному мужу. Обещая обратится в кукушку безвестную», полететь по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле – реке, обтереть раны князя. Ее преданность семье контрастно оттеняет равнодушное отношение русских князей к своим «семейным обязанностям» по отношению к родной семье. 1. Он ищет убежища в Дельфах, в храме Аполлона; тот обещает ему не покидать его и велит обратиться к суду Афины. Преследуемый Евменидами, Орест бежит в Афины: сама богиня учреждает суд — позднейший Ареопаг, к оторый оправдывает Ореста; умилостивлением оскорбленных Евменид кончается трилогия. Евмениды - это принцип возмездия, «старые божества», им противопоставляются «молодые божества», Аполлон и Афина, представители принципа оправдания и прощения, но не при одинаковых условиях. Аполлон — принцип оправдания божьей милостью, согласно дельфийской морали; отсылая Ореста от Аполлона к Афине и Ареопагу, поэт хотел выдвинуть за счет дельфийской морали мораль афинскую, велящую человеку искать себе оправдание в суждении лучших из равных ему. Софокл «Царь Эдип». Родители Эдипа, испуг. предсказания, что их сын убьет собственного отца и женится на своей матери, решили убить ребенка. Но благодаря жалости исполнителя преступления, младенец был передан пастуху из Коринфа и усыновлён коринфским царем Полибом. Повзрослевший Эдип, узнав о предсказ., реш. покинуть приемных род. в надежде избежать участи. У самого города Фивы на него чуть не наехала колесница, всадники кот. нач. оскорблять и бить юношу. В драке Эдип убивает сидевшего в колеснице старика и 3их из 4ёх его спутников. Эдип стан. правителем Фив и берет в жены вдову погибшего от рук разбойников императора Лая — Иокасту. 15 лет спустя на гор. обруш. эпидемия чумы. Пытаясь найти причину чумы, жители города обращ. к оракулу, кот. говор. о необходимости найти и изгнать убийцу царя Лая. Поиск доводит Эдипа до истины: убийца Лая — он сам. Иокаста, добравшаяся до правды не выдержав позора убивает себя. Эдип выкалывает себе глаза, не считая себя недостойным смерти, обрекает себя на слепоту. Он гордо идет вперед, обретая прежнюю уверенность в себе, верит, что еще сможет принести людям пользу. Пьеса Софокла сыграла огромную роль в истории античной драмы. Её героем стал человек, осознавший свою вину и казнящий себя за это. Трагедийный финал в пьесе Софокла не связан со страстями и пороками самого главного героя, а предопределен свыше судьбой.
4. трюков, грубых шуток. Парал. с комедией Дель Арте появ. комедия эрудита. Их первоначальной целью было сыграть на сцене трудные латинские тексты для лучшего их усвоения студ-ами. Между двумя театрами возникло противоречие. В Дель Арте были профес. актеры, но без хор. условий, а в комедии эрудиты играли непрофессиорналы, но на шикарных сценах с потрясающими декорациями. Испанский театр имеет корни в мистериальных действах. Испанские мистерии были наиболее театрализованные в Европе. Активное соединение площадного действия с театр. искусством привело к образов. испанского театра. К эпохе Возрожд. слож. такая ситуация: Двор процветал, но среднее дворянство обнищало, т.к. некому было у них работать. Эти лишенные благополучия люди, вынужд. зарабатывать себе на хлеб, пошли в театр. Таким образом в сфере театральной деятельности собрались эрудиты. Появилась комедия плаща и шпаги - вид испанской драматургии. С нач. 17 в. этот термин употр. актерами по отношению к пьесам из совр. жизни - комедиям нравов, игравшимся в обычных дворянских костюмах, в отличие от т. н. "зрелищных комедий". Позднее термин стал обозначать группу комедий Лопе де Вeгa и драматургов его школы. Характерные признаки этих пьес: изображение конфликтов, порожденных любовью, ревностью, чувством чести; быстрое, динамичное развитие действия; преобладание интриги над разработкой характеров; устойчивость сценических типов. Шекспир – английский драматург, поэт, актер. Автор 17 комедий, 10 хроник, 11 трагедий, 5 поэм и цикла из 154 сонетов. «Гамлет» - самое сложное творение Шекспира. Гамлет, принц датский, узнает о том, что его отца убил нынешний король Клавдий. На протяжение 4 актов он размышляет, корит себя, друзей, мечтает отомстить. В конце 5 акта убивает злодея, будучи отравленным им. Трагедия рисует сложные раздумья благородного человека о природе зла, о порочном королевском дворе, о лжи, о болезнях, которыми поражен век. Одиночество Гамлета – это одиночество человека, который опередил свое время, и находясь с ним в трагическом разладе, он погибает. В пьесе есть интересный момент – сцена разоблачения Клавдия. Гамлет использует для разоблачения театр. Он выстраивает на сцене подлинную ситуацию, уникальный способ убийства. "Спектакль в спектакле" становится центральным моментом действия и тем самым принимает на себя огромную смысловую нагрузку. 3. Число три магическое число по христианской символике. Ад – огромная уходящая в глубь воронка, разделенная на 9 кругов. Там мучаются грешники, каждый в соответсвии со свои грехом. На самом дне люцефер. Частилище – мощьная уходящая конусов вверх гора, ее окружает океан. В горе 7 ступеней, поднимаясь по ним, грешние освобождается от грехов. Рай! – там 9 небес. Последние Эмпирей. Во всем Аллегория, средневековье любило олигорию. Данте поэму начинает с рассказа о том, что он заблудился в лесу и перед ним предстали 3 страшных зверя – волчица, лев и пантера. Лес – это жизнь со всеми ее превратностями, Гибельными для слабых душ. Звери – это три страсти человеческие: Лев – властолюбие; Волчица – жадность, корысть, которая уродует души; Пантера – греховная страсть, которая влечет человека к телесным наслаждениям. Из леса Данте выводит древнеримский поэт Вергилий. Вергилий представляет разум и моральную стойкость. Вергилий был язычником, мог проводить Данте только по аду и чатилищу, а в рай ему путь запрещен. В Раю Данте ведет уже не разум(Вергилий), а вера – «божественная любовь» Беатриче. Биотриче олицетворяет все самое прекрасное в человеке: Без корысти, чистоту помыслов, доброту. Это позволило ей оказаться с Богоматерью и Сбятой Лучией Раю.
5. Реализм в русской литературе первой половины - середины ХIХ века (роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души», «Обломов» И.А.Гончарова). Реализм – лит.направление, где человек рассматривается в его связях с соц.средой. Писатель осуществляет худ.анализ общественных обстоятельств, в кот.изображаемый персонаж черпает мотивы и стимулы своего поведения. Худ.правдивость возникает на основе представлений писателя о мире во всей его сложности и противоречивости. Писателя-реалиста в науке называли «доктором социальных наук». Особенности реализма: - главный герой – типический (своеобразный, выразительный, особенный); - типические обстоятельства; - показано, какие условия жизни и как повлияли на героя; - герой зависит от общества, от окружения. «Герой нашего времени». 1838-40. Жанр романа: социально-психологический реализм. Внутренняя жизнь героя, его поведение и самооценка собственных поступков, мыслей и чувств. Лермонтов изобретает новую форму,– создает систему повестей с самостоятельными сюжетами, составные части которой связывает между собой образ героя Печорина состоит из пяти повестей: БЕЛЛА, МАКСИМ МАКСИСОВИЧ, ТАМАНЬ, КНЯЖНА МЕРИ, ФАТАЛИСТ,(Журнал Печорина - эпилог). Все персонажи показаны Печориным и в психологическом описании, благодаря этому раскрывается его характер. Люди для него - эксперименты. Всё в романе направлено на раскрытие характера Григория Александровича. Чтобы читатель понял всю эту "вечную грусть" героя, причины которой кроются в самой натуре Печорина. Образ лишнего человека в своей эпохи. Герой романа в конце погибает. Произведение на рубеже романтизма и реализма. «Мертвые души». 1842. Поэма. Рос.действительность 30-40-х гг.19в. В омертвении душ персонажей — помещиков, чиновников, Чичикова —омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу. Чичиков Павел Иванович – тип авантюриста приобретателя, падший, изменивший своему истинному предназначению, но способный очисти


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: