Достоинства: позволяют осуществить группировку присоединений так, чтобы на каждой из систем шин сочетались генерирующие и потребляющие (сетевые) присоединения. Такое распределение при необходимости позволяет работать в режиме, ограничивающем токи КЗ. При большом числе присоединений системы шин секционируются. Распределение присоединений между системами шин производится разъединителями, выполняющими в этом случае оперативные функции.
Недостатки: большое число операций разъединителями при ремонтах;
усложненная блокировка разъединителей; существенное снижение надежности РУ при ремонте одной системы шин; при отказе или повреждении шиносоединительного выключателя погасает все РУ, при отказе секционного выключателя – две секции одной из системы шин, а при отказе линейного выключателя – секция или одна система шин;
на электростанциях резервные трансформаторы собственных нужд должны предусматриваться от каждой секции системы шин.
Схемы многоугольников
Стороны многоугольников образуются выключателями, а к вершинам подводятся присоединения, число которых равно числу вершин. Число выключателей в многоугольниках равно числу присоединений.
Достоинства: ремонт выключателей производится без отключения присоединений. Повреждения на присоединениях отключаются двумя выключателями. Разъединители в многоугольниках не оперативные, поэтому их блокировка сравнительно проста.
Треугольник. Отказ выключателя в нем полностью обесточивает РУ (а).
Четырехугольник. Отказ или повреждение выключателя в разомкнутом режиме приводит к отключению двух присоединений (б).
Для устранения некоторых недостатков применяются связанные многоугольники с выключателями в перемычках.
|
Схема связанных четырехугольников. Число выключателей на два больше, чем число присоединений. Часть присоединений отключается двумя выключателями, а другая — тремя.
Особенности: повреждения в области шин приводят к отключению одного присоединения; при отключении выключателя, совпадающем с ремонтом другого выключателя, отключение присоединений менее вероятно, чем в схемах простых многоугольников, так как на участках коммутации тремя выключателями отключений дополнительных присоединений не возникает; ремонт выключателя в перемычке и отключение второй перемычки приводят к разделению четырехугольников.
Шестиугольник. Для числа присоединений, большего шести, многоугольники не используются. (а)
По числу выключателей лучшими являются схема 3/2 (полуторная— три выключателя на два присоединения) и схема 4/3 (четыре выключателя на три присоединения). На схеме 3/2 присоединение отключается двумя выключателями (б). Наличие линейных разъединителей позволяет при ремонтах присоединений держать замкнутыми выключатели цепочки. Схема содержит шины, не являющиеся в полном смысле сборными. Их ремонт производится без отключения присоединений. При правильном чередовании генерирующих и потребляющих присоединений в цепочке допустимо отключение обеих систем шин, следовательно, КЗ на шинах не связано с отключением присоединений. Отказ выключателей, примыкающих к шинам, приводит к отключению одного присоединения, а выключателей, не примыкающих к шинам,— к отключению двух присоединений.
|
При ремонте средних выключателей цепочки и КЗ на шинах отключаются два присоединения, а при ремонте выключателя у шин, совпадающем с КЗ на противоположных шинах, цепочка выделяется на раздельную работу.
При большом числе присоединений шины секционируются, что связано с установкой дополнительных выключателей. Когда число присоединений невелико (меньше шести), можно воспользоваться схемой трансформатор— шины. Ремонт выключателей не связан с отключением линий, в то время как ремонт шин требует отключения трансформатора.
На крупных электростанциях иногда применяют схему генератор — трансформатор—линия (ГТЛ). В этом случае используют блочную цепь, включающую генератор, трансформатор и ВЛ, так как современные мощные генераторы имеют мощность, соответствующую пропускной способности ВЛ. Коммутация подобных блоков производится на сетевых объектах с приемной стороны этих ВЛ. Подобное присоединение позволяет уменьшить токи КЗ и облегчает компоновочные решения на крупных электростанциях.