Тема: Русская народная сказка «Царевна-лягушка» в обработке М. Булатова
Возраст: старшая группа
Критерии оценки:
ОК – объективные критерии
СК – субъективные критерии
Цель: воспитание интереса и любви к чтению, воспитание желания следить за развитием действия (ОК. Формулировка цели)
Задачи:
- обучающая: обучать детей внимательно и заинтересованно слушать сказки; обучать детей доступным жанровым особенностям сказок (ОК. Соответствие формированию обучающей задачи методическим требованиям; Соответствие поставленной задачи теме занятия и возрасту детей)
- развивающая: развивать у детей интерес к художественной литературе; развивать умения рассказывать о своём восприятии конкретного поступка персонажа (ОК. Соответствие формированию развивающей задачи методическим требованиям; Соответствие поставленной задачи теме занятия и возрасту детей)
- воспитательная: воспитывать эмоциональное отношение к литературным произведениям (ОК. Соответствие формированию воспитательной задачи методическим требованиям; Соответствие поставленной задачи теме занятия и возрасту детей)
Содержание | Критерии оценки |
(Воспитатель накидывает на плечи цветной платок) - Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Я вам расскажу и прочитаю русскую народную сказку, которая называется ……. | СК. Творческий подход |
- Посмотрите на экран и скажите сами её название (слайд 1 «Царевна-лягушка») | ОК. Целесообразность применения ИКТ. |
- Правильно – «Царевна-лягушка», т.к. мы видим на её голове маленькую корону. А это значит, что её кто-то околдовал и превратил из девицы в лягушку. | ОК. Представление названия |
- А колдовство, волшебство бывает в волшебных народных сказках, которые сочинил русский народ. И я приглашаю вас в этот волшебный, сказочный мир. | ОК. Представление автора, жанра ОК. Реализация обучающей задачи: обучать детей доступным жанровым особенностям сказок |
* Чтение: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и говорит им: — Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать! — За кого же нам, батюшка, посвататься? — А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь. | ОК. Реализация обучающей задачи: обучать детей внимательно и заинтересованно слушать сказки |
- И упали стрелы старших братьев на боярский и купеческий двор, к дочерям боярина и купца. | |
- А куда же упала стрела младшего сына Ивана-царевича? Может, кто-то из вас уже знает, или догадывается? | |
- Правильно, в болото к лягушке. | |
- А дальше всё было, как царь хотел: женил сыновей, потом решил посмотреть, какая из жён лучше, и стал давать им задания: то каравай испечь, то ковер выткать… И начинается волшебство | ОК. Изложение содержания произведения. |
*Чтение: Уложила квакушка спать Ивана-царевича, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят... Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов. | ОК. Определение отрывка для раскрытия характера героя. ОК. Соблюдение знаков препинания. ОК. Соответствие выбранного темпа и ритма чтения характеру литературного произведения. ОК. Интонационная выразительность. |
- Ребята, так кто же на самом деле была эта лягушка? (Василиса Премудрая) А какой она была, если Ивану помогала и наказы царя выполняла? (умелая) | ОК. Вопросы на уточнение характеристики персонажей. |
- Да, она всё умела, и царю больше всего её изделия понравились. Да так понравились, что он решил посмотреть на жён своих сыновей. | |
- Как вы думаете, кто же появится во дворце: лягушка или Василиса Премудрая? | |
- Правильно, Василиса Премудрая, которая и там была лучше других жён. | |
- А как она появляется? Я сейчас сказку читать буду, а вы покажите: | СК. Творческий подход |
*Чтение: «Вдруг поднялся стук да гром» (дети топают ногами, стучат по столу руками) «Гости напугались» (покажите, как напугались) «Выходит из кареты Василиса Премудрая - вся как солнце ясное светится. Все на неё дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут» | ОК. Определение отрывка для раскрытия характера героя ОК. Целесообразность использования ИКТ |
- Посмотрите на экран, вот какая красивая Василиса Премудрая (слайд 2 Василиса Премудрая). Скажите, с кем же захотел Иван-царевич теперь жить: с царевной или с лягушкой? Что же он сделал? (сжёг лягушечью кожу в огне) | |
- Правильно поступил Иван-царевич? (Нет) А почему? О ком он думал? (О себе) Он даже не узнал, что случилось с Василисой Премудрой, почему она стала лягушкой. А когда человек только о себе думает он может и близких людей потерять | ОК. Вопрос, направленный на уточнение мотивов поступков героев |
- Вот и потерял он Василису Премудрую, свою жену, которая «обернулась белой лебедью» и улетела к Кощею Бессмертному, который её когда-то заколдовал | |
- Ребята, а вы пошли бы выручать из беды близких вам людей? Не побоялись бы разных препятствий? Молодцы, значит вы очень сильно любите того человека, которого будете спасать, значит вы смелые. | ОК. Вопрос на формирование представлений о нравственных категорий |
- А Иван-царевич каким оказался, раз пошёл искать Василису Премудрую к Кощею Бессмертному? (смелым) | ОК. Вопросы на уточнение характеристики персонажа. ОК. Реализация развивающей задачи: развивать умение рассказывать о своём восприятии конкретного поступка персонажа |
- На пути ему встречались и звери, и птицы, он всем помогал, спасал, а потом они помогли ему достать иглу, где была смерть Кощея: | |
*Чтение: Иван-царевич разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил — умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался. | |
- Ребята, а как обычно заканчиваются сказки: добро побеждает зло или наоборот? Конечно, добро, я думаю, если бы мы сочинили сказку, то так же её завершили счастливым концом: | ОК. Приём: подведение детей к высказыванию предположения |
*Чтение: Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит: — Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду! Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство. И стали они жить дружно, в любви и согласии. | |
- Вот какая замечательная сказка, которая учит нас не предавать близких людей, помогать им, выручать из беды. | ОК. Определение отрывка с целью донесения идеи произведения |
- Понравилась вам эта сказка? И мне очень понравилась. А вы дома расскажете её родителям и нарисуйте тот эпизод, который вам больше всего запомнился в сказке. | ОК. Реализация воспитательной задачи: воспитывать эмоциональное отношение к литературному произведению ОК. Высказывание своего отношения к произведению ОК. Реализация развивающей задачи: развивать у детей интерес к художественной литературе |
- Молодцы, ребята. Наше занятие закончено. | ОК. Целостность, законченность фрагмента занятия. |
|
|
|