Анализ результатов и выводы




Информационный блок

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.

Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая заниматься ею. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью. Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки неспецифичны по отношению к конкретным формам деятельности, они многозначны.

 

Методика Л.А Йовайши

Методика Л.А. Йовайши предназ­начена для определения профессиональных склонностей личности. Полученные наее основе результаты позволяют дифференцировать предпочитаемую оптантом сферу деятельности.

Инструкция

В вопроснике дается перечень положений или вопросов, имеющих два возможных ответа. Укажите, какому из ответов Вы отдаете предпочтение, и внесите ответ в соответствующую клеточку таб­лицы склонностей. Некоторые вопросы могут показаться Вам одина­ково интересными, в таком случае Вы должны все же отдать пред­почтение одному изних.

Свои ответы оценивайте цифрами таким образом:

I. Если Вы согласны с положением "а",но не согласны с по­ложением "б", в первую клетку внесите цифру 3, а во вторую - 0.

2. Если Вы отдадите незначительное предпочтение "а", ане "б", то в первую клетку впишите 2, а во вторую - I.

3. Если Вы согласны с положением "б", но не согласны с по­ложением "а", то в первую клетку внесите 0, а во вторую - 3.

4. Если Вы больше согласны с положением "б" и меньше с положением "а", то в первую клетку внесите I, а во вторую - 2.

 

Вопросы

I. Некоторые люди считают; что важнее: а) много знать, чем б) создавать материальные блага. Правы ли они?

 

2. Что Вас больше всего привлекает при чтении книг: а) прекрасный литературный стиль? или б) яркое изображение смелости и храбрости героев?

 

3. Какое награждение Вас больше бы обрадовало: а) за научное изобретение? или б) за общественную деятельность на общее благо?

 

4. Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали:а) директора универмага? или б) главного инженера завода?

 

5. Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности: а) то, что они несут людям искусство и красо­ту? или б) то, что они выполняют общественно полезную работу?

 

6. Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь доминирующее значение: а) физика? или б) фи­зическая культура?

 

7. Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большое внимание: а) на создание необходимых удобств (образцовая столовая, комната отдыха и пр.)? или б) на сплочение дружеского и трудолюбивого коллектива?

 

8. Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в экспонатах:

а) цвет, совершенство формы? или б)их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны)?

 

9. Какие черты характера в человеке больше нравятся: а) му­жество, смелость, выносливость? или б) дружелюбие, чуткость, от­сутствие корысти?

 

10. Представьте, что Вы профессор университета. Какому бы предмету Вы отдали предпочтение в свободное от работы время:

а) занятиям по литературе? или б) опытам по физике,химии?

 

11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого Вы бы охотнее поехали; а) как из­вестный спортсмен на международные соревнования?или б) как из­вестный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны?

 

12. В газете две статья разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность: а) статья о машине но­вого типа? или б) статья о новой научной теории?

 

13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание: а) слаженность ходьбы, бодрость, грациоз­ность участников парада?или б) внешнее оформление колонн (зна­мена, одежда и пр.)?.

 

14. Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись: а) чем-либо практическим (ручным трудом)? или б) общественной работой (на добровольных, началах)?

 

15. Какую выставку By бы с большим удовольствием посмотрели:

а) выставку новых продовольственных товаров?или б) выставку новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии)?

 

16. Если бы в школе были толькодва кружка, какой бы Вы выбрали: а) технический кружок? илиб) музыкальный?

 

17. Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обра­тить большее внимание: а) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего? или б) на спорт, таи как это нужно для укрепления их здоровья?

 

18. Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали:

а) научно-популярные? или б) литературно-художестаенные?

 

19. Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекла:а) работа с машинами? или б) ходячаяработы (агро­ном, лесничий, дорожный мастер)?

 

20. Какая, на Ваш Взгляд, задача школы важнее:а) подго­товить учащихся к практическойдеятельности, к умению созда­вать материальные блага? илиб)подготовить учащихся к рабо­те с людьми, чтобы они могли помогать другим это делать?

 

21. Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь:

а) Поповым, Циолковским?или б) Менделеевым, Павловым?

 

22. Что важнее для человека;а) создаватьсебе благополучный, удобный быт? или б) жить безнекоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницейискусства, создавать ис­кусство?

 

23. Для благополучия общества необходимы

а) правосудие? или б) техника? Что, на Ваш взгляд, важнее для будущего человечества?

 

24. Какую из двух книг Вы с большим удовольствием читали бы: а) о достижениях спортсменов нашей республикиили б) раз­витии промышленности в нашей республике?

 

25. Что обществу принесет больше пользыа) забота о благо­состоянии граждан или б) изучение поведения людей?

26. Служба быта оказывает людям разныеуслуги (изготавливает обувь, шьет одежду и пр.), Считаетели Вынеобходимым:

а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей? или б) лучше создавать такую технику, которой можно было бысамим

воспользоваться в быту?

 

27. Какие лекции с большим удовольствием слушали бы Вы:

а) о выдающихся ученых? или б) о выдающихся художниках?

 

28. Какого характера научную работу Вы бы выбрали: а) работу с книгами в библиотеке? или б) работу на свежем воздухе в экспедиции?

 

29. Что бы Вас больше заинтересовало в печати: а/ известие о розыгрыше денежно-вещевой лотереи? или б/ сообщение о состояв­шейся художественной выставке?

 

30. Вам предоставляется выбор профессии. Какой из них Вы бы отдали предпочтение: а) физической культуре или другой работе, связанной с движением? или б) работе малоподвижной, но связан­ной с созданием новой техники?

 

Бланк ответов

а б а б а б а б а б
                             

Обработка результатов

Подсчитывается сумма баллов по каждому показателю, обозначенному буквенным символом, с помощью «ключа».

А - склонность к работе с людьми,

Б - склонность к умственным видам работ,

В - склонность к работе на производстве,

Г - склонность к эстетике и искусству,

Д - склонность к подвижным видам деятельности,

Е - склонность к планово-экономическим видам работ или

степень материальной заинтересованности.

Ключи

А: 3б. 5б. 76. 9б. 146 17a. 20б. 23a. 25а. 27а.

Б: 1a. 3a. 6a. l0б. 12б. 15б. 18а. 21б. 25б. 28а.

В: 4б. 8б. 12а. 14а. 16а. 19а. 21а. 23б. 26б. 30б.

Г: 2a. 5a. 8a. 10а. 13б. 16б, 18б. 22б. 27б. 29б.

Д: 2б. 6б. 9a. 11a. 13a. 17б. 19б. 24a. 28б. З0а.

Е: 1б. 4а. 7а. 11б. 15а. 20а. 22а. 24б. 26а. 29а.

 

Уровень выраженности показателей определяется по таблице.

Шкала оценки выраженности профессиональных склонностей

Методика Л.А. Йовайши.

Определяемые качества Выборка (Пол) Условные обозначения показателей Уровень выраженности качества
Высокий   Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Склонности Мужская А Б В Г Д Е ³ 18 ³ 18 ³ 24 ³ 17 ³ 21 ³ 15 16-17 22-23 14-16 19-20 13-14 14-16 20-21 12-13 17-18 11-12 13-14 18-19 10-11 14-15 9-10 £ 12 £ 12 £ 17 £ 9 £ 13 £ 8
Женская А Б В Г Д Е ³ 19 ³ 18 ³ 18 ³ 22 ³ 21 ³ 16 15-17 15-17 20-21 19-20 14-15 16-17 13-14 13-14 18-19 17-18 12-13 11-12 16-17 15-16 10-11 £ 14 £ 11 £ 10 £ 15 £ 14 £ 9

 

Анализ результатов и выводы

После оценки уровня выраженности каждой склонности можно выделить те сферы профессиональной деятельности, к которым проявляются наиболее выраженные склонности (высокий уровень).

Можно сравнить уровень выраженности склонностей с направлением своей будущей профессии и сделать вывод о том, проявляются ли склонности к своей профессии.

Например, для профессии менеджера, экономиста необходимы развитые склонности к работе с людьми (А), к умственным видам работ (Б), а также к планово-экономическим видам работ (Е). Однако, последний показатель включает в себя не только оценку склонности к планово-экономическим видам труда, но и степень материальной заинтересованности. Поэтому, чтобы дифференцировать эти части показателя Е, можно выдвинуть следующую гипотезу: так как планово-экономические виды работ относятся к умственной деятельности, то у человека должны быть на достаточно высоком уровне склонность Б. Если Б ниже Е, то преобладает мотив материальной заинтересованности в данном виде работ.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: