Месопотамская цивилизация представляет для исследователей исключительный интерес, так как позволяет увидеть механизм становления профессионального менеджмента.
Экономический подъем самой цивилизации в III тысячелетии до н. э. был обусловлен развитием земледельческого хозяйства и более широким, чем прежде, использованием металла.
Хозяйство Нижней Месопотамии разделялось на два сектора:
· большесемейные общинные хозяйства
· крупные хозяйства, которыми владели храмы и верхушка должностных лиц нарождающегося государства
Храмовые хозяйства создавались на землях, которые выделялись первоначально, надо полагать, на обслуживание культа богов, а не лично жрецов. Организация работ поручалась жрецам. Храмы имели особо важное значение для общины, потому что создаваемый в их хозяйствах продукт первоначально являлся общественным страховым фондом, а участие в храмовых жертвоприношениях создавало почти единственную возможность мясного питания для населения. При этом на больших пространствах храмовых земель легче было применять передовую сельскохозяйственную технику (плуги и т. п.), и здесь создавалась основная масса прибавочного продукта.
Около 3000-2900 гг. до н.э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учет их хозяйственной деятельности, то есть появилась необходимость выполнения того, что сегодня называется управленческой функцией контроля и учета. Зарождается письменность, появление которой вызвано потребностями управления хозяйством и результатом создания больших и сложных хозяйств.
Деление общества в Месопотамии было четким, сознавалось древними людьми и было результатом самоорганизации; оно упрощало управление, так как управленческий смысл заключался практически в автоматическом, требующем минимум специальных управленческих действий по регулированию отношений, как между сословиями, так и внутри их. К высшему сословию принадлежали члены свободных общин, к более низкому – члены персонала храмового или правительского хозяйства, владевшие землей только с условием служить и работать или вовсе ею не владевшие, а получавшие только паек, были и рабы.
|
Из источников известно, что наибольшие структурные и технологические изменения происходили в государственном секторе, особенно в ее наиболее постоянной составной – храмовых хозяйствах. Государство столь сильно нуждалось в расширении своей экономической базы, что шло на покупку земель у общинников.
Государственный сектор пополнялся за счет выкупа общинных земель, что вело к большей независимости правителей от общин, количественному росту управленческого персонала, повышению производительности труда, специализации, увеличению количества наемных работников. Все это было следствием эффективного управления, которое вели самые квалифицированные менеджеры того времени – служители храмов.
Одной из известных нам попыток внесения изменений в систему управления национальным хозяйством является правление Гудеа.
Гудеа — правитель (энси) шумерского города-государства Лагаш, правил приблизительно в 2142 — 2122 годах до н. э., из II династии Лагаша. Гудеа, несомненно, является одной из самых выдающихся личностей в древней истории Ближнего Востока.
|
Вся страна была разделена на округа, которые могли совпадать или не совпадать с прежними. Во главе их прежде стояли энси, а теперь просто чиновники, которых по произволу царской администрации перебрасывали с места на место. Лишь в отдельных пограничных районах были сохранены традиционные власти.
Гудеа сделал централизованным государственное земледелие и скотоводство. Снабжение храмов жертвами было разделено по округам: каждый округ поочередно должен был обеспечивать храмы в течение определенного срока, что было своего рода налогом. Организация единого царского хозяйства в масштабах всей страны потребовала огромного количества административного персонала: надсмотрщиков, писцов, начальников отрядов, начальников мастерских, управляющих, а также много квалифицированных ремесленников.
Можно предположить, что Гудеа нашел эффективный способ использования бывших общинных земель, перераспределив их через государственный сектор среди мелких производителей, которые были более грамотны и подвижны социально и технологически в сравнении с общинниками.
Если анализировать реформы Гудеа с позиций теории управления национальным хозяйством как организацией, с позиций организации общества, то можно отметить ряд находок, инноваций, представляющих не только теоретический, но и практический интерес:
1. Четко прослеживается приоритет общей цели над целями элементов:
· организация центральных ремесленных мастерских, которые обеспечивали своей продукцией и государственные структуры, и храмы, и самих работников;
|
· изменения традиционной административной структуры через определение поочередной поставки жертвенных животных для центральных храмов;
· привлечение общинников и работников царского хозяйства в государственное хозяйство при необходимости.
2. Бюрократическая власть была распространена и на общинников, то есть Гудеа подчинил власти всех коренных жителей своего государственного объединения.
Месопотамская цивилизация в старовавилонский период продемонстрировала способ выхода из кризиса. Частные хозяйства восстанавливались легче, поэтому государство предоставило возможность восстановления хозяйства инициативным предпринимателям. Значительная часть государственных земель, ремесленных мастерских торговых предприятий перешла под контроль частных лиц; даже распределение жреческих должностей превратилось из функции государственной власти в предмет торговли, частных соглашений и завещаний. Эти меры оказали многостороннее воздействие на процессы и механизм национального хозяйства. Бурная хозяйственная жизнь, возросшая безопасность в едином централизованном государстве привлекала в него множество переселенцев, что обеспечивало приток созидательной энергии, материальных средств и дешевой рабочей силы.
Ремесло представлено разными профессиями. Для оплаты труда ремесленников была установлена твердая плата, строгая ответственность за работу. Созданы профессиональные ассоциации: объединения торговцев и ремесленников, строившиеся по типу гильдий, а также профессиональные группы предсказателей и высококвалифицированных специалистов по изгнанию злых духов.