Удар по мячу состоит из трех фаз: замаха, собственно удара, окончания удара. В настольном теннисе применяются более 20 различных ударов. Однако для обучения новичков рекомендуется 8—10 основных ударов. Разберем наиболее распространенные из них.
Удар толчком — простейший удар в Рис. 4. Удар толчком.
настольном теннисе (рис. 4). При ударе толчком игрок располагается на расстоянии 50—80 см от задней линии стола и занимает исходное положение в соответствии с направлением полета мяча. Рука вытягивается вправо или влево, предплечье располагается параллельно игровой поверхности стола (ракетка под прямым углом по отношению к столу).
В тот момент, когда мяч отскочил от стола и поднялся выше сетки, ракетка посылается вперед легким ровным движением. При этом рука выпрямляется до конца в направлении полета мяча. Центр тяжести тела перемещается вперед за движением руки, т. е. с дальней от стола ноги на ближнюю к столу ногу, а при занятии исходного положения — с ближней на дальнюю. При отражении мячей, имеющих нижнее вращение, ракетку необходимо наклонить назад от сетки. При отражении мячей, имеющих верхнее вращение, ракетку соответственно необходимо наклонить слегка вперед к сетке.
Игра толчком тыльной и ладонной сторонами ракетки создает основу для разучивания в дальнейшем наката и подрезки слева и справа.
Рис.5. Тренировочная «стенка».
Методика обучения:
1.Иммитационные упражненияс ракеткой и без нее, отработка угла удара толчка
2. Выполнение толчка с подбрасывания и последующего отскока от стола
3.Игра с партнером через теннисную сеть,удар производиться только толчком
4.Игра с партнером, удары производятся по заданию тренера
|
5.Выполнение приема у тренировочной «стенки» (рис. 5).
6. Выполнение удара стоя спиной к столу по сигналу тренера.
Удар подставкой. Этот удар является дальнейшим усложнением техники удара толчком. Удар подставкой выполняется одновременным движением руки вперед и кисти вниз, когда мяч еще не достиг наивысшей точки подъема и все еще продолжает стремительное движение вверх- вперед. В удар подставкой одновременно вкладываются две силы: сила движения руки вперед и сила поступательного движения мяча. Поэтому удар подставкой по скорости полета мяча является одним из самых быстрых в настольном теннисе. При выполнении подставки удар в большинстве случаев производится слева. В исходном положении правая нога располагается впереди, а левая сзади. В момент, когда мяч отскочил от стола, но еще не достиг своей наивысшей точки подъема, ракетка наклоняется вперед к сетке, а предплечье и кисть одновременным усилием посылают ракетку вперед. Если мяч, посланный противником, имеет сильное верхнее вращение, то угол наклона ракетки вперед должен быть больше, чтобы контакт с мячом происходил на участке от его средней до верхней части. Движение- удара подставкой должно быть более быстрым, чем удар толчком. Удар подставкой используют в основном для отражения ударов топ-спина.
Методика обучения:
1.Иммитационные упражненияс ракеткой и без нее, отработка угла удара подставкой и постановки кисти.
2. Выполнение подставки с подбрасывания и последующим отскоком от стола произвести удар
3.Игра с партнером через теннисную сеть,удар производиться только подставкой,но партнер должен производит удар топ-спин.
|
4.Игра с партнером,удары производятся по заданию тренера
5.Выполнение приема у тренировочной «стенки» (рис. 5).
6. Выполнение удара стоя спиной к столу по сигналу тренера
Список используемой литературы
1.«Теория и методика настольного тенниса», Г.В. Барчукова, В.М.М. Богушас, О.В. Матыцин, Физическая культура и спорт. Издательский центр «Академия», 2006 г. 2.«Учись играть в настольный теннис». Барчукова Г. В.,«Советский спорт», Москва, 1989 г. 3.«Настольный теннис», «Физкультура и спорт», 1987 г. 4.«Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым», Р. Худец,“Виста Спорт”, 2005 г.
Спортивные соревнования
Виды спортивных соревнований. Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства игроков в настольный теннис. Положение о проведении соревнований по настольному теннису на первенство России, города, школы. Ознакомление с планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по настольному теннису. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, ведущий судья, судья-счетчик и др. Их роль в организации и проведении соревнований.Настольный теннис включен в мировую систему спортивных соревнований, в том числе программе Олимпийский игр, а также в профессиональном спорте.
Большое количество соревновательных технико-тактических действий, их сочетаний и многообразных проявлений в процессе соревновательной деятельности соперничающих игроков представляет собой захватывающее зрелище, а также делает настольный теннис средством физического воспитания людей в широком возрастном диапазоне от дошкольного до пенсионного возраста. Соревнования по настольному теннису проводятся в пределах установленных правил посредством присущих только настольному теннису соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника.
|
Целью каждого соревновательного элемента является доставка мяча в определенное место стола с определенным вращением, которое должно представлять для соперника трудность в приеме и контратаке.
В индивидуальных спортивных играх (теннис, настольный теннис, бадминтон и др.) спортивный результат полностью зависит от каждого противодействующего спортсмена (игрока), не смотря на это воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами, желание видеть и понимать коллективные интересы является одной из неотъемлемых частей процесса подготовки спортсмена в настольном теннисе.
Сложный характер соревновательной игровой деятельности в настольном теннисе создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических средств, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.
Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимость выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) обусловливает требование надежности, стабильности навыков и т.д. В настольном теннисе нет понятия «потеря подачи», то есть любая ошибка влечет за собой проигрыш очка.
Основным критерием эффективности соревновательной деятельности в спортивных играх служит победа над соперником, количество побед определяет место в турнирной таблице всех участников - спортивный результат. В многолетней спортивной практике сложилось так, что спортивный результат - занятное место в соревнованиях - стал критерием оценки уровня спортивного мастерства спортсмена. Как показывает статистика, такой критерий в игровых видах спорта в полной мере не отражает уровня мастерства спортсмена из-за отсутствия объективных показателей в количественном выражении; при одинаково высоком уровне мастерства всех участвующих в соревновании различное положение их в турнирной таблице (первое и последнее место) неизбежно. Теоретически и при заведомо слабых спортсменах будет выявлен чемпион страны, соответственно даже слабые игроки при выполнение требований по выполнению разрядных норм получают право на присвоение высокого спортивного звания. Необходимо установление объективных (количественно выраженных) показателей, на основании которых можно было бы успешно планировать процесс спортивной подготовки и осуществлять контроль за ним.
В число объективных показателей в спортивных играх входят:
элементный набор приёмов игры (аспект техники);
способность быстро и правильно оценивать ситуацию;
выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект техники);
специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения);
энергетический режим работы спортсмена;
чувственно-двигательный контроль.
Очень важно всё это выразить в количественных величинах. Наличие таких сведений служит основой для определения содержания подготовки спортсменов и управления этим процессом, разработки модельных характеристик, программ, планов, нормативов и др.
Соответственно во время игры в настольный теннис создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, выносливости, волевых качеств и других качеств и свойств личности.
Во время тренировочных занятиях спортсмены, занимающиеся в учебно – тренировочных группах всех этапов подготовки должны:
· Овладеть терминологией настольного тенниса и применять ее в занятиях. Уметь построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
· Уметь составить конспект и провести разминку в группе.
· Уметь определить и исправить ошибку в выполнении техники приема у товарища по группе.
· Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера.
· Уметь составить конспект занятия по настольному теннису и провести это занятие с детьми в общеобразовательной школе.
· Уметь организовать и провести индивидуальную работу с младшими товарищами по совершенствованию техники.
· Уметь руководить командой на соревнованиях.
· Оказать помощь тренеру в проведении занятий в наборе в группу.
· Уметь самостоятельно составить план тренировки.
· Вести дневник самоконтроля.
· Проводить анализ тренировочных и соревновательных нагрузок.
Установка на игру и разбор результатов игр
Задачи и значение предстоящих соревнований. Изучение условий предстоящих соревнований и разработка индивидуальных заданий каждому теннисисту.Сведения, необходимые для составления тактического плана предстоящей игры: место проведения соревнований (размер помещения, освещение, марка столов и мячей), время встречи, примерные условия соревнований, система проведения соревнований. Предполагаемые противники: разряд, возраст, способ держания ракетки, сильные и слабые стороны техники, волевые качества противника, возможная соревновательная нагрузка.Задачи во время различных видов соревнований. Умение правильно оценить силу и особенности игры противника (технические и тактические возможности, моральные качества). Общий тактический план игры. Возможные варианты изменения тактического плана с учетом создавшейся игровой обстановки. Отношение к указаниям тренера и умение выполнять тактические задания тренера.Подготовка и установка на игру.- формирование установки на соревновательную деятельность, - повышение уровня надёжности действий и устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам на фоне сбивающих факторов (эмоциональной напряжённости, воздействия противников, физического утомления, внешним факторам–зал,свет,инвентарь. Для практического решения этих задач могут быть применены следующие методы: - создание ситуаций со сбивающими факторами (физическое утомление, поведение противника, зрителей и т.п. в тренировочных занятиях и играх на счёт; - введение ситуаций выбора ответных действий, принятие самостоятельных решений в условиях дефицита времени; - формирование выраженных черт характера и свойств личности, типичных для высококлассных игроков; - применение педагогических методов воспитания психики игрока в настольный теннис. Этап спортивного совершенствования:- работа по формированию установки на соревнования, - повышению уровня надёжности действий, - устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам,- участие в большом количестве соревнований,- напряжённость тренировки.Задачи этого этапа: - достижение высокого уровня устойчивости психофизиологических показателей в стрессовой (соревновательной) ситуации; - проявление бойцовских качеств в наиболее ответственные моменты соревнований; - настрой на достижение высоких спортивных результатов; - воспитание эмоциональной устойчивости; - воспитание надёжности действий в стрессовой ситуации; - осознание чувства долга и ответственности перед коллективом, командой, страной; - воспитание высокой мотивации занятий спортом; - выявление способности к самоанализу действий. Для практического решения этих задач могут быть применены следующие методы: - самооценка, - самоприказ, - убеждение, - самовнушение, - психотерапия и гипноз, - аутогенная и видеомоторная тренировки, - тренировочные и соревновательные игры с установки тренера, - моделирование игровых ситуаций, - беседы с тренерами и ведущими спортсменами, - просмотр соревнований с их анализом. - специальная психологическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях. В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке. В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена перед выступлением, характеризующаяся уверенность в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы. В процессе управления нервно-психическим восстановлением занимающихся снимается нервно – психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировочного занятия, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению. Нервно–психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий,отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутогенных воздействий. Средства и методы психолого – педагогических воздействий должны включаться на все этапы и периоды круглогодичной подготовки. На тренировочных занятиях акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формирование волевых черт характера, развитие оперативного мышления и памяти специализированного восприятия, создание общей психической подготовленности к соревнованиям. В круглогодичном цикле подготовки акцент делается при распределении объектов психолого – педагогических воздействий. В подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого – педагогических воздействий, связанные с морально – психологическим посвящением обучающихся, развитием их спортивного 78 интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированного восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности. В соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности в состязаниях. В переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно – психического восстановления организма. В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера обучающегося, и приемы психической регуляции. Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.