Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями




Введение

 

В настоящее время в России численность детей с ограниченными возможностями здоровья очень велика. И она постоянно увеличивается.

Появление на свет больного ребёнка всегда является большой трагедией для семьи. Пока ребёнок девять месяцев находится в утробе матери, его с нетерпением ждёт вся семья, строят планы на будущее, выбирают имя своему малышу. Но когда рождается ребёнок с отклонениями - это катастрофа, которую можно лишь сравнить со смертью близкого человека. Не все родители это выдерживают, некоторые просто не готовы к воспитанию такого ребёнка и оставляют его в родильном доме, чтобы не успеть привыкнуть к нему. А некоторые решают воспитывать ребёнка с врождёнными пороками в семье. Это очень серьёзный шаг. Тяжёлая ноша, которая ложится на плечи родителей, чаще всего приводит к панике, к чувству обречённости, к чувству вины. Изменяется психологический климат в семье, нормальный цикл семейной жизни. Все члены семьи, в большей степени мать ребёнка, находятся в состоянии эмоционального стресса. А ребёнок требует большого количества внимания, тепла и заботы.

Также, родители таких детей сталкиваются не только с проблемами воспитания и ухода за ребёнком, но и с медицинскими, экономическими, педагогическими и социально-психологическими трудностями, которые приводят к ухудшению качества их жизни, возникновению семейных проблем. Поэтому очень важно, чтобы родители не оставались один на один с ребёнком, необходима психолого-педагогическая помощь.

Родители, которые решились на такой шаг, просто могут не справиться с трудностями в воспитании и уходе за ребёнком. Некоторые из них отдают детей в реабилитационные центры через какое-то время. Это ещё больше травмирует психику таких детей.

Детям с ограниченными возможностями необходима поддержка и защита. В настоящее время социальная защита детей с ОВЗ перерастает из ряда социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, которая предполагает:

Системное взаимодействие для оптимизации этого процесса всего окружения человека (семья, Интернет, школа, дом, друзья);

Активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (финансовое, медицинское, психолого-педагогическое и так далее). Вот поэтому сейчас актуальной практической и научной проблемой остаётся исследование системы социальной защиты детей с ограниченными возможностями и направлений совершенствования этого явления. О социальном здоровье общества можно судить по тому, как оно относится к детям с ОВЗ и как организована система защиты таких детей.

Эта проблема актуальна не только научными задачами, но и потребностями социальной защиты в стране.

Интерес к детям с ограниченными возможностями, к их проблемам, к социальной защите, к трудностям родителей, воспитывающих такого ребёнка, постоянно растет.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования - воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования - особенности воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по теме исследования;

2. Выявить проблему воспитания детей с ОВЗ;

3. Определить особенности воспитания детей с ОВЗ;

4. Разработать рекомендации по воспитанию детей с ОВЗ для родителей и педагогов.

 


 

Глава 1. Теоретические основы воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 

Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями

 

После рождения каждый ребенок нуждается в том, чтобы за ним ухаживали, в удовлетворении потребностей в еде, в безопасности, в тепле, общении с близкими людьми. Благодаря этому у каждого из нас вырабатываются определенные ценности: способность любить, жалеть, сочувствовать, не наносить вред обществу и природе, контролировать свои эмоции, общаться с окружающими людьми.

Семья является основной ценностью государства. Когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья, у семьи начинается совсем другая жизнь. Многие родители замыкаются, отдаляются от друзей, родственников. Но они должны постараться скорее справиться со своими эмоциями и переживаниями, иначе у ребенка еще больше начнет выражаться его болезнь [7].

Большинство семей сталкивается с призрением и ненавистью окружающих к ребенку. Некоторые родители, у которых есть ребенок с ОВЗ, быстро адаптируются и приспосабливаются к новым условиям жизни. Но, к сожалению, таких родителей намного меньше, чем тех, кто не справляется с воспитанием такого ребенка.

Рождение ребенка с отклонениями полностью меняет прежнюю жизнь семьи, меняет отношение родителей к жизни, их цели, принципы и многое другое. Воспитание такого ребенка требует педагогического искусства. Порой родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, получают неполноценную информацию о воспитании таких детей. В большинстве регионов воспитание и образование осложняется тем, что отсутствует психолого-педагогическая помощь. Поэтому дети с ОВЗ не могут получить образование, реализовать себя, заниматься любимым делом. Нет возможности обучаться в общеобразовательных школах [1].

Зачастую, родители, имеющие ребенка с ограничениями, переоценивают или недооценивают дефект. Нужно относиться к проблеме реально.

Семья ребенка-инвалида становится почти необщительной, избирательной в контактах.

Такая семья сужает круг своих друзей и знакомых до минимума и ограничивает общение с родственниками из-за особенностей своего ребенка. Рождение детей с отклонениями очень влияет на отношения между родителями. В большинстве случаев семьи распадаются.

Те переживания, которые испытывает мать ребенка с ОВЗ, приводят к различным соматическим заболеваниям, вегетативным расстройствам.

Все проблемы семей, у которых есть ребенок с ОВЗ, нужно решать чем раньше, тем лучше. Таким семьям нужна помощь, в первую очередь, психологическая. В такой помощи нуждаются как дети, так и родители ребенка [7].

Семья с ребенком-инвалидом - это семья, имеющая особый статус. Особенности и проблемы такой семьи определяются личностными качествами и особенностями каждого члена такой семьи, занятостью решением проблем ребенка.

В специальной психологии и педагогике семья, как объект исследования, изучена крайне мало. Внимание в основном уделяется научному изучению семей, имеющих детей с наиболее тяжелыми аномалиями развития, а именно со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, инвалидностью, вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). Рассмотрен психологический климат семей, разработаны коррекционные меры, предназначенные для реализации конкретной помощи семьям. В настоящее время известны серьезные работы Е.М. Мастюковой, А.Р. Маллер, О.Н., В.В. Ткачевой освещающие проблемы таких детей и их родителей.

"Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей" - считает А.Р. Маллер [13].

А Е.М. Мастюкова настаивает на том, что всю психотерапевтическую работу с матерью необходимо проводить одновременно с обучением её конкретным приемам коррекционной работы [12].

В.В. Ткачева также рассматривает работу с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии. Она разработала методику психолого-педагогической помощи родителям, в которой выделяется два направления работы: педагогическое (воздействие средствами педагогики); психологическое (коррекция родительских установок, которая представлена индивидуальной и групповой формами). В.В. Ткачева высказывает мнение, что "достижение психокоррекционного эффекта осуществляется вследствие личного участия матери больного ребенка в его образовательно-воспитательном процессе" [15].

Семья - это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать мир и людей. Будущее ребенка во многом зависит от умелого, чуткого подхода к нему, а в этом роль близких неоценима. Ребенка воспитывает все, что его окружает. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными [14].

Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. [10]

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности [9].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: