Философские учения о причинах и началах сущего.




Всего выделяются четыре первых начала, четыре причины всего сущего: материальная, движущая, формальная и целевая.

Первым началом, открытым самой первой философской школой было материальное начало.

Оно появилось из необходимости разрешить следующий вопрос: если вещи возникают и распадаются, то нужно понять из чего они возникают и на что они распадаются. Первоначально материальным началом считали стихии: земля, воздух, вода, огонь или что-либо ещё.

Второй причиной (началом) была движущая причина.

Аристотель её назвал «тем, откуда начало движения». Функцию этой причины выполняли две силы: «любовь» и «вражда» (это именно биоморфные силы, так как такова исходная интуиция человека), то есть притяжение и отталкивание.

В каждом человеке есть природное (связанное с телом и психикой) и духовное (оперирование словами): эти моменты различаются по происхождению (природное человек получает через роды, а духовное именно приобретается в жизни). Все языки носят искусственный характер, а потому они приобретаемы, как и всё прочее духовное.

Формальное начало (формальная причина) – «то, в соответствие с чем возникает какая-либо вещь» (Аристотель).

Для объяснения случайных обстоятельств этот вид причинности не нужен, однако необходим там, где возникает что-либо в соответствие с уже заложенной информацией (происхождение сына от отца), то есть это вещи, связанные с живыми организмами, человеческая деятельность (так как в ней, как правило, есть заранее определенная программа).

Целевая причина: «где есть благо, там есть цель». Эта причина нужна, прежде всего, для объяснения человеческой деятельности, для объяснения генезиса живых организмов.

Целевой эффект присутствует в развитии чего-либо при наличии конечного пункта этого развития в самом его начале (в семени уже есть «дерево в возможности»).

 

Все четыре причины были выявлены в доаристотелевский период. Первыми были открыты материальная и движущая причины, так как они вполне чувственны. Две другие причины чувственно не воспринимаемы, а потому могут быть открыты только отвлеченным мышлением. На основании использования двух либо четырех причин для объяснения окружающего мира, философские школы делятся на материалистов и идеалистов.

Материалисты – те философы, которые всё стремились объяснить двумя началами, всю полноту реальности (первых философов данного типа и называли «физиками»).

Все четыре причины используют идеалисты. Понятие идеализма тесно связано с понятием «метафизика», дословно означающим «вслед за физикой». По сути, это одно и тоже явление.

Впервые на отвлеченное мышление, позволившее обнаружить все четыре причины «наткнулись» Элейцы (элейская школа). Однако только Платон усмотрел, что целевая причина (благо) пронизывает весь космос (стала формироваться модель космоса как живого организма, наделенного всеми четырьмя началами).

 

20. Категориальные структуры мышления и бытия. Категориальные законы (законы диалектики)

Термин «категория» (от греч. kategoria) означает «высказывание», «свидетельство», «указание». По Аристотелю, категории - это наиболее общие понятия, охватывающие различные области реальности. Аристотель расположил их так: сущность, количество, качество, отношение, место, время, субстанция, положение, состояние, действие и страдание.

Закон есть внутренняя, повторяющаяся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения. При этом изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение и других, что имеет практическое значение.

Диалектика учит, что законы присущи самой природе и их содержание объективно. Люди не могут по своему желанию создавать какие-то новые законы развития мира или отменять старые. Они могут познать закон и использовать полученные знания в практической деятельности. Понятие закона - одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и целостности мирового процесса.

Законы и категории можно классифицировать по степени их общности. Различают всеобщие, общие и частные законы. Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон - ядро диалектики, он указывает причину, источник диалектического изменения, развития (отвечает на вопрос «почему»). Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей предполагает развитие всех явлений в мире, осуществляемое через борьбу противоположностей, взаимодействующих и исключающих друг друга. Существует четыре аспекта отношения противоположностей: взаимопредположение, взаимоисключение, взаимопроникновение, неравноценность противоположностей.

Противоположности свойственны всем вещам, явлениям, процессам, находятся в ограниченной взаимосвязи, диалектическом единстве, переходят друг в друга. Отношение между противоположностями есть противоречие.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Этот закон показывает, как, каким путем возникает новое. Согласно диалектической концепции развития, все предметы и явления беспрестанно изменяются. Вместе с тем они обладают относительной устойчивостью, способны в течение определенного времени оставаться самими собой. Прежде всего, его качественная определенность. Любая вещь, явление, предмет, процесс выступают в той или иной связи с другими явлениями как конкретное качество.

Качество - это определенность объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик, черт сходства с другими объектами. Благодаря своей качественной определенности, каждая из форм движения материи обладает особенностями, позволяющими отличать их от других форм движения; любая конкретная наука имеет признаки, отличающие ее от других наук; любой химический элемент имеет признаки, отличающие его от других элементов. В то же время между элементами существует сходство. Различают природные качества, присущие физическим, химическим, биологическим предметам и явлениям, а также социальные, которые могут быть материальными и духовными. Всегда важно выделить высшее качество, присущее объекту, так как без этого не может быть раскрыта его подлинная сущность. Всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций. Например, оттенки цветов (человек может различать около 200 оттенков из 7 цветов), степень жесткости, мягкости, долговечности. Различие внутри одного качества есть различие количественное. Количество есть всегда количество определенного качества. Различные веши становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству. Чисто количественное различие предполагается при одинаковости качества.

Количество - это характеристика различия внутри данного качества или одинаковых качеств. Количество, характеризует различия внутри данного качества.

Качественные изменения, вызванные количественными, не ведут себя пассивно. Они оказывают обратное воздействие на количественные характеристики предмета, явления, процесса.

Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно.

Закон отрицания отрицания. Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла.

Различают три вида отрицания: формально-логическое, метафизическое и диалектическое. В обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения утверждающего или отрицающего характера.

Материалистическую диалектику интересуют, прежде всего, и главным образом такие отрицания, которые служат условием и моментом развития.

Проявление метафизического отрицания было в нашей стране во времена Пролеткульта в первые годы советской власти. Сегодня такую тенденцию можно заметить в области экономики, политики, кино. Одинаково большой вред приносит как огульное отрицание зарубежного опыта, так и отказ от своей собственной истории, философии, науки.

Проявлением метафизического отрицания были требвания пролеткультовцев в первые годы советской власти отказа от достижений культуры прошлого. Они мечтали о создании «пролетарской культуры» на чистом месте.

Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового.

Главной причиной отрицания служит возникновение, развитие и разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития, не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских школ, смена формаций, создание новых научных теорий - все это свидетельства диалектического отрицания. Характерные его признаки - объективность, имманентность (самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле определенности способа отрицания и в смысле единства противоположностей - уничтожения и сохранения), результативность - должно возникнуть что-то новое.

Таким образом, диалектическое отрицание выступает как выражение связи нового со старым, преемственности в развитии. Во всяком диалектическом отрицании объединены такие действия, как уничтожение старой формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспособного в нем, переход на высшую ступень развития.

Отрицание отрицания, прежде всего, предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона.

Таким образом, развитие основано на наличии внутренних противоречий. Оно осуществляется благодаря накоплению количественных изменений и перехода явления, процесса в новое качественное состояние, становление нового качества идет путем отрицания старого и утверждения нового.

21. Философские понятия пространства и времени

Каждый вид реальности состоит из определенных вещей, обладающих теми или иными свойствами и находящимися друг с другом в некоторых отношениях. При хар.-ке реальностей важное значение придается их пространственным и временным хар.-кам.

Совокупность пространственных хар.-к вещей типа длин, площадей, объемов, угловых размеров, отношений «слева», «справа» называется пространством. Пространство есть выражение сосуществования вещей (явлений, процессов). Совокупность временных характеристик вещей типа длительностей, отношений «раньше», «позже», «одновременно» называется временем. Время выражает сменяемость вещей (явлений, процессов). Наиболее привычной единицей измерения пространственных характеристик является метр. Время обычно измеряется в секундах.

Возможностно-динамическое понимание Аристотелем всего существующего обусловило целый ряд весьма плодотворных подходов к разрешению тех или иных проблем, в частности к проблеме пространства и времени. Аристотель рассматривал их вслед за движением, а не просто как самостоятельные субстанции. Пространство выступает как совокупность мест, каждое место принадлежит какой-то вещи. Время есть число движения; подобно числу, оно является одним и тем же для различных движений. В философском отношении Аристотель здесь отчасти предвосхищает те представления о пространстве и времени, к которым приведет специальная теория относительности А.Эйнштейна.

Пространство бесконечно. Надо полагать, оно содержит не только наш мир, но еще и бесконечное число других миров. Бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров — такова логика Дж. Бруно.

По Канту, пространство — это идеальная, а не объективно-реальная форма. Такой вывод всегда шокировал людей, привыкших к простым материалистическим схемам. Конечно же, считают они, пространство существует объективно-реально, т.е. независимо от человека. Но необходимо отметить, что Кант преодолевает упрощенные воззрения. Он не отрицает того, что природные явления существуют сами по себе, что они рядоположены, т.е. пространственно разобщены.

Итак, Пространство есть выражение сосуществования вещей. Время есть выражение сменяемости явлений. Свойства пространства и времени зависят от специфики тех явлений, которым они присущи.

 

22. Понятие и образ природы в философской науке Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях "природа и общество", "человек и общество". Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы.Человек всегда находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует.В природном материале человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни.Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать о природе.природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможно появление неприродного, т.е. специфически человеческого бытия, психики.Совокупность изменений естественно-природных условий является фактором естественной регуляции об-ва.Такие факторы включают смену дня и ночи, смену сезонов и тд. Оказание подобного влияния влечет за собой различные социальные изменения в представлениях, взаимоотношениях, коммуникациях, затрагивая непосредственно вопросы социальной дифференциации.Это означает, что социальные действия, транслируемые различными группами социума под влиянием естественно-природного фактора, трансформируют социальную реальность.Социальную реальность рассматривают как две группы социальных фактов: социальные структуры и социальные институты, акцентируя внимание на природе их взаимодействия. Дюркгейм считал, что социальные факты отличаются специфическими свойствами, их составляют образцы мыслей, действий и чувствований, способные существовать вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой человек вынужден их присваивать, интериоризировать.При этом он выделяет факты морфологические, составляющие "материальный субстрат" общества, и духовные, нематериальные факты – "коллективные представления", составляющие в совокупности коллективные или общие сознания.Многочисленные концепции природы и сущности социальной реальности рассматриваются в рамках двух научных течений: реализма и номинализма.Представители первого направления уверены, что общество в целом и отдельные социальные институты выступают как самостоятельная реальность, не сводимая к взаимодействию отдельных индивидов. Представители второго направления считают, что самостоятельной социальной реальности нет ни у общества, ни у социальных институтов. Они утверждают, что таковой реальностью обладают лишь отдельные индивиды. Итак, социальная реальность создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их сознания и жизнедеятельности в определенном ограниченном территориальном и временном (историческом)пространстве. Она может фиксироваться и в поведении людей, и в характере их ценностных ориентаций, и в формах организации жизни, и в ролевом поведении.Согласно герменевтикам бытия (Гадамер и др.)Общество — это такое совместное бытие людей, при котором они понимают друг друга, а потому способны осуществлять общее дело.Сторонники коммуникативного разума (Хабермас, Апелъ и др.) полагают, что людей объединяют интересы и ценности. Общество на любой ступени своего развития не является однородной совокупностью индивидов, а представляет собой отношения взаимосвязанных социально-исторических общностей с присущими каждой из них определенными качественными особенностями. Носителями социальной структуры являются социально-исторические общности людей (этносы, классы, социальные группы,слои внутри классов и групп) и социальные ячейки общества (семья, а также в некоторых отношениях трудовые коллективы, целевые группы, территориальные общности).Многообразные внутренние социальные связи, отношения соединяют людей в определенные устойчивые объединения - социальные общности и социальные ячейки. В свою очередь социальные общности, социальные ячейки вступают в различные перекрестные связи между собой, поскольку их реальное бытие совершается в одно и то же время и нередко имеет место на одном геопространстве. В социальных связях получают воплощение
отношения равенства и неравенства по положению общностей, групп и ячеек в обществе.

 

 

23. Понятие закона природы в философии Природу и общество можно определить следующим об­разом: природа — это материя, не осознающая своего бы­тия; общество — это материя, развивающаяся до осознания своего бытия. Эта обособившаяся от природы часть мате­риального мира есть результат взаимодействия людей. Не­разрывная, естественная связь общества с природой обус­ловливает единство и различие законов их развития.Единство законов природы и законов общества заклю­чается в том, что они действуют объективно и при нали­чии соответствующих условий проявляются с необходи­мостью.Человек не может отменить ни законов природы, ни законов разви­тия общества.Существует и известное различие между законами об­щественного развития и законами природы. Природа бес­конечна в пространстве и во времени. Среди законов при­роды есть и вечные (например, закон тяготения), и долго­временные (законы развития растительного и животного мира). Законы же общества не вечны: они возникли с об­разованием общества и прекратят свое действие с его ис­чезновением.Законы природы проявляются в действии стихийных, бессознательных сил: природа не знает, что она творит. Исторические же законы осуществляются через сознатель­ную деятельность людей. Законы истории не могут функ­ционировать «сами по себе», без участия людей.Законы развития общества отличаются от законов при­роды и по своей сложности. Это законы более высокой формы движения материи. Законы низших форм движения материи хотя и могут оказывать воздействие на законы об­щества, но не они определяют сущность общественных яв­лений: человек подчиняется и законам механики, и зако­нам физики, и законам химии, и законам биологии, но не они определяют сущность человека как общественного существа. Человек не только природное, но и социально существо. Сущность его развития — изменение не биологического вида, а его общественной природы, ко­торое может отставать, а может опережать ход истории.Законы общества, как и законы природы, объективны по своему характеру; их качественное отличие в том,что они есть законы человеческой деятельности и общественных отношений.Проблема закономерностей общества и их использования продолжает оставаться в ряду наиболее актуальных.
Однако здесь встречаются и противоречивые ситуации.Так, значительная часть политологов, политэкономов, социологов, философов на Западе сейчас предпочитает не пользоваться понятиями "закон общества" или отрицает его научный статус. В то же время многие из них профессионально анализируют существенные, необходимые,повторяющиеся отношения в различных сферах общественной жизнии (т.е. фактические законы общества) и завершают исследования рекомендациями не столько апологетического характера, сколько имеющими теоретическую и практическую ценность.

 

 

24. Метафизические и гносеологические основания концепций происхождения жизни: эволюционизм,креационизм.

Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог не нуждается ни в мире, ни в чем-либо другом для того, чтобы творить. Античная философия привязывала человека к миру, теперь эта связь разрывается и перед человеком открываются новые горизонты изменения своего бытия. Если творит Бог, то, пусть в меньшей, но все-таки вполне определенной степени, способен творить и человек. Энергично начинает обсуждаться идея творения, восходящая в своих истоках к античным представлениям о мастере, демиурге. В античности мастером был ремесленник, а не господин. Теперь творчество становится прерогативой Бога, верховного господина, и соответственно нижестоящих субъектов. Актуализация идеи творчества еще не означает ее непременное и постоянное воплощение мирянами. Дело в том, что идея творчества не всегда, но довольно часто противопоставлялась концепции авторитета. В таком случае творение — преро гатива Бога, а изобретения со стороны людей считаются богохульством. Такого рода представления были весьма и весьма распространены, они существеннейшим образом сдерживали становление инженерной мысли.

Но каким образом творит сам Бог? В народе на этот счет существовали самые вульгарные представления. Философы же представляли себе это творение не столько как физический, сколько как сущностный акт, по подобию эманации Единого-Блага у Плотина, с той существенной разницей, что эманация плотиновско-го Единого приводила к тождеству всего с Единым. Бог же не тождествен сотворенному. В средневековье выявляют множество таких различий, которые античности просто не были известны. Так дьявол (падший ангел) — не божествен, но в стратегическом плане все есть благо. Максимально добродетелен лишь сам Бог. Отсюда, между прочим, возникает проблема ответственности каждого за себя, во многом чуждая античному мировоззрению.

Как понять рациональное творение мира Богом из ничего? Простой логический ход состоит в высмеивании идеи творения из ничего: из ничего, мол, можно получить лишь ничто. Между тем путь навешивания ярлыка глупости на содержание принципа креационизма довольно бессодержателен. Креационисты по-своему логичны: если Бог — это основной принцип, то ему нельзя противопоставлять, например, материю как материал для творения.

 

25. Природные и культурно-исторические факторы антропосоциогенеза. Различные взгляды на природные и культурно-исторические факторы антропосоциогенеза можно в целом разделить на два направления: материалистическое и идеалистическое.

Ярчайшими представителями материалистической теории являются Дарвин, Гексли и Геккель, представившие теорию происхождение человека от высших приматов третичного периода. При этом движущей силой стала общественно-трудовая деятельность людей, создавшая специфические общественные связи, культуру и сформировавшая телесную организацию человека.

Труд есть целесообразная деятельность человека, направленная на создание матер и дух благ, необходимых для жизни индивидуума. Именно труд отличает чел от животного, так как он есть единственная присущая всем форма общественной жизни вещь. Процесс труда включает два ряда отношений:

1. Отношение человека к природе. Преобразуя внешнюю сторону, человек тем самым преобразует и внутреннюю сторону. Изменение внешней стороны есть приспособление предметов к потребностям. Процесс труда включает: 1) целесообразную деятельность или собственно труд; 2) предмет труда; 3) средства труда; 4) результат труда.

2. Общественный характер отношения людей в процессе труда. Эта сторона развилась на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Из необходимости совместного труда возникла необходимость общения, затем речь устная и письменная. Это положило начало абстрактному мышлению.

Тем не менее, непонятно, на какой стадии и в результате какого скачка появилось сознание, что и отличает человека от животного. Сознание есть особое онтологическое понятие, свойственное исключительно человеку, и появившееся из психики высших животных, но не сводимо к ней. Возникает проблема соотношения биологического и социального в человеке, его месте в ряду друг живых существ.

В рамках данной теории считается, что сознание является функцией мозга человека, развившейся в результате трудовой деятельности.

Таким образом, очевидно, что данная теория построена на материалистических началах, в рамках которой при построении той или иной модели, объяснении определенного явления или процесса используются только два вида причин: материальная и движущая. Кроме того, для объяснения процесса развития используется метод качественно-количественных изменений как переход к чему-либо от его же собственного небытия («скачок»). В рамках данной теории том числе и жизнь возникает из нежизни и т.д. В данном случае апелляция к скачку мало чем отличается от надежды на чудо. Кроме того, отличительным признаком является признание доминирования биологической природы человека над его социальной составляющей, то есть культурно-исторические факторы вторичны по отношению к природным. Это обусловлено доминированием у субъекта познания чувственной познавательной деятельности над умозрительной.

Иной точки зрения придерживается идеалистическое направление.

В человек, как в биосоциальном существе, собственно биологическим является его организация организма. Стоит также отметить, что природное в человеке и его биологическое, и психологическое содержание (душа). То есть биологическое в человеке – его тело и душа, то, что воспроизводится в нас при рождении.

Социальное же – скорее не начало или причина, а следствие наличия у человека неких начал или причин, которые в течение жизни развиваются в человеке (пример – Маугли). Эти способности и свойства человека, коими он может быть участником социальных отношений – речь (социум создается на этом уровне), мышление. Человек не только создает социум, но и может его воспроизводить. Социум же – это всё то, что есть в человеке, однако не предрасположено природой.

Предпосылки социальности – духовные способности (речь, мышление, воля, вера и т.д.). Есть что-то неприродное в человеке, поэтому человек и может создавать это неприродное (здесь социум: экономика, политика, религия и т.д.). Социальное – следствие наличия в человеке духовного начала. В этом отличие от материалистической концепции, которая считает духовное следствием возникновения социума.

 

26. Человек как биосоциальное существо Различные взгляды на природные и культурно-исторические факторы антропосоциогенеза можно в целом разделить на два направления: материалистическое и идеалистическое.

Ярчайшими представителями материалистической теории являются Дарвин, Гексли и Геккель, представившие теорию происхождение человека от высших приматов третичного периода. При этом движущей силой стала общественно-трудовая деятельность людей, создавшая специфические общественные связи, культуру и сформировавшая телесную организацию человека.

Труд есть целесообразная деятельность человека, направленная на создание матер и дух благ, необходимых для жизни индивидуума. Именно труд отличает чел от животного, так как он есть единственная присущая всем форма общественной жизни вещь. Процесс труда включает два ряда отношений:

1. Отношение человека к природе. Преобразуя внешнюю сторону, человек тем самым преобразует и внутреннюю сторону. Изменение внешней стороны есть приспособление предметов к потребностям. Процесс труда включает: 1) целесообразную деятельность или собственно труд; 2) предмет труда; 3) средства труда; 4) результат труда.

2. Общественный характер отношения людей в процессе труда. Эта сторона развилась на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Из необходимости совместного труда возникла необходимость общения, затем речь устная и письменная. Это положило начало абстрактному мышлению.

Тем не менее, непонятно, на какой стадии и в результате какого скачка появилось сознание, что и отличает человека от животного. Сознание есть особое онтологическое понятие, свойственное исключительно человеку, и появившееся из психики высших животных, но не сводимо к ней. Возникает проблема соотношения биологического и социального в человеке, его месте в ряду друг живых существ.

В рамках данной теории считается, что сознание является функцией мозга человека, развившейся в результате трудовой деятельности.

Таким образом, очевидно, что данная теория построена на материалистических началах, в рамках которой при построении той или иной модели, объяснении определенного явления или процесса используются только два вида причин: материальная и движущая. Кроме того, для объяснения процесса развития используется метод качественно-количественных изменений как переход к чему-либо от его же собственного небытия («скачок»). В рамках данной теории том числе и жизнь возникает из нежизни и т.д. В данном случае апелляция к скачку мало чем отличается от надежды на чудо. Кроме того, отличительным признаком является признание доминирования биологической природы человека над его социальной составляющей, то есть культурно-исторические факторы вторичны по отношению к природным. Это обусловлено доминированием у субъекта познания чувственной познавательной деятельности над умозрительной.

Иной точки зрения придерживается идеалистическое направление.

В человеке, как в биосоциальном существе, собственно биологическим является его организация организма. Стоит также отметить, что природное в человеке и его биологическое, и психологическое содержание (душа). То есть биологическое в человеке – его тело и душа, то, что воспроизводится в нас при рождении.

Социальное же – скорее не начало или причина, а следствие наличия у человека неких начал или причин, которые в течение жизни развиваются в человеке (пример – Маугли). Эти способности и свойства человека, коими он может быть участником социальных отношений – речь (социум создается на этом уровне), мышление. Человек не только создает социум, но и может его воспроизводить. Социум же – это всё то, что есть в человеке, однако не предрасположено природой.

Предпосылки социальности – духовные способности (речь, мышление, воля, вера и т.д.). Есть что-то неприродное в человеке, поэтому человек и может создавать это неприродное (здесь социум: экономика, политика, религия и т.д.). Социальное – следствие наличия в человеке духовного начала. В этом отличие от материалистической концепции, которая считает духовное следствием возникновения социума.

 

27. Сознание, самосознание, психика; сознание и бессознательное. Психика.Отличие человека от природы изначально определяется его психикой.Психическое не существует в виде отдельного предмета, чего-то такого, что можно сфотографировать, взвесить, подвергнуть рентгеновскому анализу. Психическое нематериально. Вместе с тем психическое не существует без своего материального носителя, головного мозга.Так как специфика человека изначально определяется его психикой, а она имеет символическую природу, то и специфически человеческое имеет символическое содержание. Человек — это символическое существо. Именно в качестве символического существа человек действует, мыслит, чувствует. Разумеется, психика человека во многом определяется социальными обстоятельствами.Психика человека, как считал 3. Фрейд, имеет три сферы: "Оно", "Я", "Сверх-Я". "Оно" — это глубокий слой бессознательных влечений; здесь главенствует принцип наслаждения. "Я" — сфера сознательного, по­средник между бессознательным и внешним миром; здесь действует принцип реальности. "Сверх-Я" — внутриличностная совесть, инстан­ция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода мораль­ная цензура; это, так сказать, социальность внутри сознания человека.

Сознание -это уяснение субъектом природы определенных явлений и процессов. Оно выступает как результат познания, и способом его существования является знание. Если субъект выделил объекты, выявил различия между ними, различает общее и единичное, причину и следствие, то он обладает сознанием. Сознание человека развито тем более, чем больших высот достиг человек в развитии чувственного, рационального и эйдетического познания. Сознание человека может быть обращено на него самого. В таком случае человек обладает самосознанием, он является не просто человеком, а личностью, более или менее разносторонней. Самосознание есть знание самого себя, которое, как очевидно, является основой успешного самовоспитания и достижения намечаемых субъектом целей. Центральным здесь является индивидуальное сознание, поскольку лишь на его основе исторически сформировалось коллективное, обще­ственное сознание и поскольку оно в процессе своего исторического развития дошло до создания компьютеров; отличие существенное: дея­тельность "думающих машин" целеисполнительна, а деятельность чело­века целеполагающа. Следует отметить, что индивидуальное сознание возникло на базе двух материальных образований: во-первых, его пред­посылкой было биологическое развитие организмов, и в первую очередь центральной нервной системы; во-вторых, существенной предпосылкой было и формирование социума: трудовая деятельность и коллектив с формирующимся коллективным сознанием, с языком и взаимодействием индивидов со складывающимся сообществом. Сознание как идеальная форма деятельности человека представляет собой разветвленную и относительно самостоятельную систему, которая объединяет в себе совокупность знаний о мире, психические процессы и состояния, субъект-объектное отношение,возможность целеполагающей и оценочной деятельности и т.д.Исходя из этого, в структуре сознания достаточно условно можно выделить четыре ее составляющих'. Во-первых(чувственное), сенсорные способности вместе со знаниями об окружающем человека мире и о себе самом как физическом теле, которые человек получает помощью различных видов ощущений, восприятий, творческого представления (воображения). Все это оценивается сознанием с точки зрения целесообразности и полезности результата деятельности человека. Конечно, это пока еще самая предварительная оценка, которая требует дальнейшего осмысления. Во-вторых(интеллектуально), в структуре сознания можно выделить мыслительную деятельность, которая предполагает использование логико-понятийных способностей,и знания,полученные с ее помощью, опосредованно. Это дает возможность выйти за пределы непосредственных чувственных данных и достичь сущностного понимания объектов, закономерностей их развития. Знания, полученные путем различного рода рассуждений (тех или иных умозаключений, доказательств или опровержений), формируются в понятиях и суждениях. И здесь полученные знания также подвергаются оценке. Но это оценка уже не с точки зрения полезности или целесообразности поведения человека как физического тела. Это оценка с точки зрения соответствия или несоответствия мыслей действительности (истинность или ложность суждений), а также соответствия или несоответствия сложившимся в мышлении правилам логики и грамматики. В-третьих(эмоциональное), в сознании можно выделить такую составляющую,в которой представлены эмоции и волевые качества.Она включает личностные переживания, воспоминания, чувства и настроения, различ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: