Организационный консалтинг.




 

У понятия «консалтинг» имеется несколько определений. Consulting в переводе с англ. языка «консультирование». Консалтинг — деятельность по консультированию специалистов по вопросам в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технической и иным видам деятельности. Консалтинг - это деятельность специалиста или фирмы, занимающихся стратегическим планированием проекта, анализом и формализацией требований к информационной системе, созданием системного проекта, иногда проектированием приложений.[1] Консультантом выполняется два вида работ:

- бизнес-анализ и реструктуризация предприятия (реинжиниринг бизнес-процессов). К этому можно отнести наведение порядка в организации. Деятельность направлена на то, чтобы разобраться в функционировании таких организмов, как предприятие, построить соответствующие модели.

- системный анализ и проектирование. То есть выбор той системы, которая в итоге в большей степени будет удовлетворять требованиям заказчика. Сюда же можно отнести формирование и обучение рабочих групп.

Этапы разработки консалтинговых проектов:

- Анализ первичных требований и планирование работ.

- Проведение обследования деятельности предприятия.

- Построение и анализ моделей деятельности предприятия.

- Разработка системного проекта (модели требований к будущей системе).

- Техническое проектирование.

- Создание рабочего проекта.

- Ввод в действие разработанной информационной технологии.

- Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами и послегарантийное обслуживание.

Методы работы консультантов. Методы и техники, применяемые специалистами-консультантами в работе, можно разделить на три группы в зависимости от этапов консультирования и целей применения:

1. Методы с целью сбора информации (к ним можно отнести: анкетирование, деловые беседы, интервьюирование, маркетинговые исследования.)

2. Исследовательские методы (нацеленные на критический анализ управленческой ситуации и организационной структуры фирмы-клиента: целевые методы управления, методы оценки психологического климата персонала, психологические батареи тестов, методы анализа проблем и отрицательных последствий).

3. Обучающие методы (эффективные на этапах внедрения и завершения консалтинга: деловые игры, активные методы обучения персонала (тренинги), групповые методы принятия решений, инновационные игры).

Исследователи в области консалтинга выделяют ряд техник, применяемых специалистами-консультантами при работе с людьми:

1. Постановка вопросов. Вопросы, задаваемые консультантом исследователем, условно можно разделить на два вида: открытые и закрытые. Закрытые вопросы предполагают ответы подтверждения или отрицания и применяются для получения конкретной информации. Открытые вопросы — основа консультационной беседы, поскольку дают возможность людям делиться своими чувствами, мыслями и мнением с консультантом. Однако не всем клиентам нравятся открытые вопросы, у некоторых они вызывают чувство тревоги и усиливают беспокойство. В таких случаях консультанту необходимо тщательно продумывать, формулировать вопросы и задавать их в подходящее время.

2. Умение слушать клиентов. Следует избегать чрезмерного опрашивания в консультировании.

3. «Ободрение» и «успокоение» клиента. Эти техники необходимы для проведения работы в организациях с повышенной конфликтностью, разобщенностью персонала, повышенной тревожностью в коллективе. «Ободрение» и «успокоение» — это короткие фазы консультанта, направленные на поддержку клиента, снятие эмоциональной напряженности.

4. Техники обратной связи: перефразирование и обобщение. Они направлены на отражение содержания консультационной беседы, чтобы не потерять смыслового контакта с клиентом, для структурирования работы с ним.

5. Предоставление информации клиенту. Консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем.

6. Структурирование консультирования. Эта техника позволяет организовать отношения консультанта с клиентом. Закончив беседу, консультант и клиент совместно обсуждают результаты и делают выводы. Наблюдение за реакцией клиента, анализ содержания беседы, поведения заказчика или персонала «системы клиента» с целью сделать выводы о том, что реально скрыто за содержанием беседы.[2]

Таким образом, в деятельности консультанта по вопросам управления важно обращать внимание на такие вопросы, как: повышение эффективности системы управления в организации, применение организационных форм, приемов и методов управления.

 

Задания:

1. Дайте определение «Консалтинг». Охарактеризуйте деятельность по оказанию консультационных услуг.

2. Перечислите методы работы консультантов. Какие из них вы бы применили в своей деятельности и почему?

3. Перечислите техники работы в области консалтинга. Какие из них вы бы применили в своей деятельности и почему?


[1] Свекольникова О.Ю., Консалтинг: краткий курс лекций для студентов 4 курса направления подготовки 27.03.02 «Управление качеством» / Сост.: Свекольникова О.Ю. // ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. – Саратов, 2016.

[2] Свекольникова О.Ю., Консалтинг: краткий курс лекций для студентов 4 курса направления подготовки 27.03.02 «Управление качеством» / Сост.: Свекольникова О.Ю. // ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. – Саратов, 2016.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: