Формы хозяйствования в аграрном секторе и их эффективность




 

Проводимая аграрная реформа выдвинула на передний план земельные отношения, как определяющий элемент производственных отношений в сельском хозяйстве, возникающие между субъектами земельного права по поводу владения, пользования и распоряжения землей. Земельная реформа предполагала изменение существовавшей системы государственных земельных отношений в направлении развития различных: частных, государственных, коллективно-долевых форм собственности на землю. Созданные на базе данных отношений собственности на землю, новые, более эффективно функционирующие организационно-правовые формы хозяйствования должны были обеспечить, по сравнению с государственной системой землепользования, более рациональный подход к использованию земли, повышение ее плодородия, и, в конечном счете, рост эффективности аграрного производства. Она осуществлялась методами проб и ошибок, которые явились результатом противоречивых позиций отдельных реформаторов, использования необоснованных рекомендаций иностранных консультантов, часто не учитывающих интересов населения, особенно крестьянства. Правовое обеспечение земельной реформы фактически создавалось в ходе ее проведения, причем многие правовые положения исходили из содержания практических действий, не проверенных временем.

В качестве результата земельной реформы следует выделить крупномасштабные перераспределения сельскохозяйственных угодий по формам собственности и основным типам сельскохозяйственных предприятий, включающие в себя развитие новых видов предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения. [3, с 60]

Важной частью земельной реформы является выдача документов, удостоверяющих право собственности на землю. В первоначальном варианте это были свидетельства, подтверждающие право собственности на долю в земельном участке. В настоящее время проводится переоформление земельных паёв или долей в участки с проведением их межевания, то есть определение границ каждого участка. Эти участки, так же как и доли передаются в аренду либо крестьянским (фермерским) хозяйствам, либо крупным сельскохозяйственным предприятиям с разными организационно - правовыми формами, некоторые используют их в личных подсобных хозяйствах. В ходе проведения аграрного реформирования большинство колхозов и совхозов, которые были основными формами хозяйствования в дореформенный период, были расформированы, выкуплены или реорганизованы. Появились новые формы хозяйствования, где в основе лежит частная собственность. Реформаторские идеи прогрессивных чиновников 18 - 19 веков попытались внедрить уже наши современники.

Оценки концептуальных и прикладных аспектов преобразования аграрных отношений в ходе реализации половинчатой крестьянской реформы 1861 г. и ее более радикального варианта начала XX в. (предложенного Витте С. и претворенного в жизнь Столыпиным П.) весьма многочисленны и далеко не однозначны. Бесспорно одно, фундаментальной объективной предпосылкой теоретического обоснования необходимости коренного изменения всего аграрного строя России, было последовательное, постепенное обеспечение реальным правом владения землей тех, кто ее умело обрабатывает, при свободном выборе всех или иных форм ведения хозяйства. Не менее бесспорно и то, что частное землевладение в индивидуальных или действительно добровольных кооперативных формах хозяйствования самостоятельных крестьян - собственников более эффективно, чем любая форма общины или обобществления. [2, с 36] Исторические факты, конечно же, подтверждают правильность общей концепции столыпинской аграрной реформы четко ориентированной на постепенное утверждение "врожденного" права частного землевладения, сосредоточенного в руках настоящих хозяев земли, призванных умело возделывать и улучшать землю, способны обеспечивать ее плодами себя и все остальное население страны. [2, с 40]

Дискуссия по вопросу об эффективных формах хозяйствования не утихает, при этом высказываются полярные точки зрения. Отсутствует единство взглядов относительно конкретных форм реализации многоукладности в агросфере. Сложные тенденции и реальные противоречия в жизни современного села порождают крайние позиции в полемике.

В основе формирования многоукладной экономики в сельском хозяйстве должна лежать оптимизация отношений земельной собственности, сбалансированность преимуществ и недостатков крупного и мелкого производства.

Агропромышленное производство представляет собой сложную систему предприятий, хозяйств и ассоциаций с многообразными горизонтальными и вертикальными связями. Оно характеризуется своей специфической технологией, техникой, организацией труда и управления, экономическими и социальными формами. К главным средствам производства АПК относятся земельные, биологические и технические ресурсы. Набор этих ресурсов должен быть не случайным, а упорядоченным, системным. Только единство производительных сил и производственных отношений определяет устойчивость такой системы. В сельском хозяйстве возможности концентрации капитала и труда на небольшой территории существенно ограничены. [4, c 1]

В дореформенный период основными формами хозяйствования в аграрном секторе страны были колхозы и совхозы, число которых составляло чуть более 25 тысяч. В настоящее время доля государственных предприятий в аграрном секторе экономики составляет менее 10 %. В связи с реорганизацией предприятий с государственной собственностью наблюдалась устойчивая тенденция к их сокращению.

В сельском хозяйстве формальная замена государственной и кооперативной форм собственности на другие, вследствие неподготовленности реформ и отказа государства от экономического регулирования процесса производства, привела к отрицательным последствиям, резко возросло число убыточных хозяйств. Экономические показатели новых форм хозяйствования не позволяют говорить об их преимуществах по сравнению с оставшимися не реформированными колхозами и совхозами. Анализируя и оценивая их деятельность, можно придти к выводу, что сравнительно эффективнее функционируют те крупно-товарные предприятия, у которых развиты производственный потенциал и инфраструктура. При этом они либо сумели добиться определенной помощи и поддержки федеральных и региональных органов власти, либо приспособились к рыночной экономике. К ним можно отнести, во-первых, специализированные государственные предприятия, во-вторых, ряд частных организационных структур, в том числе крестьянские хозяйства, которые образовывались до 1993 года. Организация замкнутого производственного цикла "производство - переработка - реализация продукции" позволяет им достигать, независимо от форм собственности и хозяйствования, наиболее высоких экономических показателей. Примером такой организации могут служить предприятия входящие в объединение "Иволга", часть которых находятся на территории Оренбургской области. В них входят предприятия непосредственно обрабатывающие земельные участки и предприятия переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

На основании статистических данных, приведенных Приложении (таблица 1), можно утверждать, что наметился рост посевных площадей. В данных, собранных за последние 3 года, наблюдается прирост посевных площадей с каждым годом и по каждой категории хозяйств. В таблице 2 приведены данные за последние 10 лет по структуре посевных площадей, и видно, что с момента проведения аграрной реформы, распределение посевных площадей изменилось. В сельскохозяйственных предприятиях количество этих площадей снижается, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах растет. Произошло перераспределение сельскохозяйственных угодий, за счет образования фермерских хозяйств. В диаграммах 1 и 2, показана структура производства основных продуктов растениеводства и животноводства по категориям хозяйств. Приводится сравнение 2005 года с 2009 годом, резкого изменения не произошло, но по производству некоторых продуктов в растениеводстве и животноводстве заметно, что доля производства в хозяйствах населения снижается, а в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах растет. В 2001 году производилось валовой продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га сельхозугодий 7159 тысяч рублей, что в 56 раз больше, чем в крупных сельскохозяйственных предприятиях, и в 89 раз - чем в крестьянских (фермерских) хозяйствах. [3, с 61] Данный показатель 2009 году, конечно, изменился, разница стала меньше, теперь в хозяйствах населения производство валовой продукции в расчете на 100 гектар сельхозугодий 34,8 млн. рублей, а это в 17 раз больше, чем в сельскохозяйственных предприятиях и в 28 раз - чем в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Если рассматривать три основные группы товаропроизводителей каждый в отдельности, то можно сделать ошибочный вывод, что производство в личных (подсобных) хозяйствах более эффективно. Однако анализ эффективности использования земли требует глубокого подхода, причина которого экономическая взаимосвязь между личным подворьем и сельскохозяйственным предприятием. Сегодня сельское хозяйство следует рассматривать не только как многоукладный сектор экономики, но и как смешанный сектор. При этом нельзя игнорировать то, что сельхозпредприятия и личные хозяйства дополняют друг друга, являются комплементарными. Например: оказание поддержки личному хозяйству транспортом, кормами, молодняком и так далее.

Крупные сельскохозяйственные предприятия снизили объемы производства. В ходе реорганизации из-за перераспределения земельной собственности размеры предприятий значительно сократились, что способствовало номинальной обеспеченности специалистами и рабочими. Но одновременно произошло резкое снижение использования производственного потенциала и, в первую очередь, земельных ресурсов.

Фермерское хозяйство сегодня занимает небольшой удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции, и говорить о его высокой эффективности при отсутствии материальных и финансовых ресурсов не приходится. Фермерская среда неоднородна, самые крупные по размерам земельных участков и степени оснащенности техникой фермерские хозяйства созданы бывшими руководителями и специалистами хозяйств. Крупным фермерским хозяйствам по силам решать многие проблемы самим, без развития кооперативных связей.

Личное подсобное хозяйство до сего времени служило, в основном, целью выживания сельского и частично городского населения. Но за последний год в этом секторе произошли изменения. В связи с мировым финансовым кризисом и сопутствующим ему ростом безработицы, с 2009 года выделяются денежные средства на обеспечение занятости населения. Для жителей села это явилось толчком для разведения личного (подсобного) хозяйства.

Сегодня перед аграрным производством стоит задача обеспечить устойчивость землепользования на основе организационно - экономических и правовых методов. В результате мирового финансового экономического кризиса сельское хозяйство России поставлено в условия, при которых рост производства аграрной продукции, повышение его эффективности - не просто декларативные тезисы, это условия выживания.

Земельный вопрос нельзя решать в отрыве от проблем аграрного производства. Сельское хозяйство - сложная и специфическая отрасль, исторически имеющая низкую конкурентоспособность, сезонный характер, высокий уровень физического труда, традиционно нуждающиеся в государственной поддержке. При самом активном участии государства должны быть созданы нормальные условия для производственной деятельности предприятий всех организационно - правовых форм. Это и эквивалентный обмен сельского хозяйства со смежными отраслями и рыночная инфраструктура, и возможность кредитования, в том числе и ипотечного под залог земли.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: