Итальянское возрождение. Роль книгопечатания в распространении античного наследия и новых взглядов в Европе




Мы начнем с общей характеристики эпохи возрождение, затем перейдем непосредственно к Италии и книгопечатанию.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс завершила средневековый период европейской истории. На менталитет людей Средневековья влияло чувство неуверенности (в материальной обеспеченности, в возможности не умереть от голода), что привело к децентрализации населения в городах, оттоку в деревни и духовному «разброду».

Возрождение - это по сути отход от феодализма, освобождение от влияния церкви и возврат к античным корням, забытым в Средние века. Это появление и развитие светской литературы. Светская литература здесь - не та, которая не церковная, а та, которая о существовании церкви вообще не думает. Это перестройка вертикальной модели мира. Если раньше все отношения в мироздании строились по вертикали власти (например, вертикаль богов), то теперь мир стал плоским и горизонтальным. Не вверх и вниз, а вперёд и назад. Соответственно, меняется вся философия.

Ренессанс можно сравнить с большим культурным и экономическим рывком II тыс. до н.э. Как и в архаическую эпоху, так и в эпоху Возрождения начались географические открытия, что привело во II тыс. до н.э. к развитию полисов и появлению нового социального слоя — купцов, а в эпоху Возрождения — к возникновению колоний, первоначальному накоплению капитала, процессу возникновения мирового рынка и зарождению буржуазного общества.

Кстати, Возрождение - это единственный в истории период, когда люди были довольны и называли свой век золотым.

Культура Возрождения поставила в центр мироздания человека, а не божественное, потустороннее, как это было в средние века. Земное существование признавалось единственно реальным. В мировоззрении людей Возрождения преобладали оптимистические мотивы; для них была характерна вера в человека, в будущее человечества, в торжество человеческого разума и просвещения. Особый восторг вызывают у них стиль и слог античных авторов, а вместе с этим латинский и греческий языки

Росло число городов, крупнейшие из которых становились не только торговыми, но и коммуникативными центрами, куда купцы, прибывавшие из разных стран, привозили новости. Географические открытия расширили умственный горизонт европейцев, стимулировали интерес к тому, что происходило за пределами привычного и узкого мирка их повседневной жизни.

В эпоху Возрождении главную роль играет Италия. (Итальянское Возрождение – период с XIV до XVI века – на слайд). Италия в средние века не могла достигнуть политического единства; она представляла страну самостоятельных городов; свободное сельское народонаселение исчезло в эпоху падения Римской империи, когда богачи, скупив мелкие земельные участки у бедных, превратили свои огромные владения в пастбища, где пастух был раб, привезенный из чужой страны. В таком положении застали Италию варвары. Варвары могли бы дать политическое единство Италии, если бы в ней образовался политический центр, к которому тянули все остальные ее части. Но варварам мешало папство.

Полуостровное положение Италии на Средиземном море, близость торговых путей в богатые страны Востока, стечение путешественников к Риму, столице западного христианского мира повели к процветанию отдельных самостоятельных городовых общин. В то время, когда в остальной Европе сила и богатство основывались на недвижимой собственности, на землевладении, в городах Италии появилась новая сила: то были деньги, богатство движимое. К концу средних веков Италия представляла удивительное зрелище: страна раздроблена, а города процветают все более и более. Внутри городов - ожесточенная борьба, где одна политическая партия враждует с другою; когда одна торжествует, то изгоняет другую партию. Та уходит, уносит с собою деньги, и теперь процветает другой город. Все ведет к господству денег. В Италии банкиры становятся владетелями целых областей.

Итак, все это вместе сделало итальянцев наиболее развитым, передовым народом в Европе.

Почва была приготовлена. После падения Византии ученые-греки переселились в ближайшую Италию. Последовало сильное умственное движение, направленное к изучению древних авторов. Начали составляться греческие и латинские грамматики, стали переводить древних авторов. Вскрылись произведения мудрецов Греции. Тут-то изобретение Гуттенберга пришлось как нельзя кстати.

Важнейшим событием в культурной жизни Европы эпохи Возрождения стало изобретение книгопечатания немцем Иоганном Гутенбергом в 1440 году. И хотя печатные газеты в Италии повсеместно пришли на смену рукописным листкам лишь в 17 веке, само искусство книгопечатания стало известно в стране практически сразу после изобретения в Германии. Приглашенные в Рим 2 известных пропагандиста изобретения Гутенберга Конрад Швайхам и Арнольд Панартц установили в Риме первый на территории Италии печатный станок в 1464 году. Первым напечатанным произведение в этой стране стало «Послание» Цицерона (1468).

Надо сказать, что в Италии Возрождения печатное дело было повсеместно встречено с энтузиазмом и распространялось очень быстро. И здесь, по мнению историков, искусство книгопечатания получило большее развитие, чем в других странах. Но, например, в сферу журналистики, типографское дело вторгалось гораздо медленнее, чем в область книжного дела. И хотя преимущество печатной новости было налицо (увеличение тиражей, убыстрение скорости передачи сообщений, периодичность выпусков), уже во время изобретения книгопечатания большое распространение имеют рукописные листки новостей. Употребление печатного станка для публикации известий задерживалось так долго не столько под давлением цензуры, сколько отсутствием достаточно большого круга читателей, который мог бы гарантировать необходимый для оплаты расходов по печатанию сбыт.

Мы немного расскажем о рукописных изданиях в Италии, которые существовали в эпоху Возрождения.

Венеция в то время былакрупным торговым центром, куда стекались новости изо всех стран света. Ежедневно там появлялись листки новостей аввизи (от ависо – извещение). В центре города существовала даже контора для сбора и распространения новостей. Аввизи продавали за мелкую монету «газетта», это впоследствии и станет названием всех этих изданий. Аввизи представляли собой листы, сложенные вдвое и исписанные со всех 4 сторон. Информация и заметки не подписывались. Содержанием аввизи были новости итальянской жизни и сведения из-за границы. Никаких рубрик, разделов не существовало. Одно сообщение отделялось от другого абзацем, в начале которого указывались дата и место события.

Теперь о другом виде известий. В 15 столетии венецианский магистрат стал составлять известия о событиях, или случившихся в самой республике, или распространенных послами (консулами, чиновниками, капитанами судов и другими) и рассылал их в виде циркулярных депеш своим иноземным послам, для того чтобы держать их в известии относительно важнейших международных событий. Эти собрания известий назывались fogli d’avvisi. Впоследствии с этих официальных сообщений снимали копии, но для очень именитых венецианцев, которые могли извлекать из них пользу для своих торговых операций или же пересылать их свои иноземным коммерческим друзьям.

Со временем из собрания и пересылки известий стали получать доход. Например, в 16 столетии в Венеции открывали бюро для торговых известий. Там добывали и продавали заинтересованным лицам сведения о торговых делах, о прибывающих и отбывающих судах, о безопасности дорог, а также о политических событиях.

Возник даже целый цех писателей новостей. И вскоре мы встречаем таких же людей и в Риме, где они носили название novellanti или gazettanti. Но их деятельность не одобряла курия, либо потому что они распространяли неприятные известия, либо потому что они давали собственные комментарии. В 1572 против них были изданы целых 2 папских буллы (Пий 5 и Григорий 13) – писание авизов было им строго воспрещено.

Первые печатные «аввизи» появились не раньше 2-ой половины 16 века. Эти издания представляли собой те же листки новостей. А первое периодическое печатное издание в Италии относят только к 1636 году.

Итак, после первого станка в Риме вскоре книгопечатание появилось в – Венеции, Милане, Неаполе, Флоренции. Итальянское книгопечатание быстро обрело собственное лицо. Был даже разработан «венецианский» шрифт, или «антиква». Венеция стала столицей итальянского книгопечатания. В 16 веке в ней насчитывалось до 113 печатен и обитало более половины всех итальянских издателей и книготорговцев.

Самое знаменитое венецианское издательство – типография Альда, основанная Альдом Пием Мануцием. Она просуществовала с 1469 до 1597 года, то есть 100 лет, выпустив в свет 952 книги. Альд Мануций произвел революцию в издательском деле, предложив новый шрифт и уменьшенный формат изданий. Книги, украшенные типографским знаком Мануция, получили название «альдины ». Изданные в этой типографии труды античных авторов стали важным вкладом в европейскую культуру. Альд Мануций поставил производство книги на коммерческую основу, наладил широкую торговлю своими изданиями в Европе. После смерти Альда Мануция дело перешло сначала в руки его тестя, потом сына и внука. Типография просуществовала до конца XVI столетия, выпустив до 1597 г. 952 издания.

В то время как, начиная с середины XVI в., типография Альдов шла постепенно к упадку, расцвело дело Габриеле Джолито де Феррари. Это был после Альдов самый известный итальянский печатник. Его типография в Венеции напечатала 856 произведений. Он работал в духе Ренессанса, печатал национальную итальянскую литературу. В литературе Возрождения выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, с вободной, творческой, всесторонне развитой личности. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо, политические трактаты Никколо Макиавелли, поэмы Лудовико Ариосто и Торквато Тассо, выдвинули её в число «классических» (наряду с античной) литератур для других стран. Будучи привлечен к суду инквизиции, Феррари с 1560 г. изменил направление своей деятельности — стал печатать религиозные католические сочинения, литургическую литературу. В 1559 г. он напечатал первое издание Index Librorum Prohibitorum (о том, что это такое чуть позже).

Во Флоренции пользовалась известностью типография Филиппо Джунта. Она печатала сочинения греческих классиков, копируя типографию Альдов.

Из новшеств: в XVI в. в Италии появляется новый вид печати — углубленная гравюра на меди, а также трактат Луки Пачоли «Божественная пропорция» о теории рисования шрифтов.

На книжном деле Италии пагубно отразилась католическая реакция, наступившая с середины XVI в.

Реформация породила многочисленные религиозные конфликты. В 1517 году в Виттенберге местный священник Мартин Лютер (1483-1546) прибил к воротам собора тезисы, в которых обличал практику продажи церквей индульгенций. Это отправная точка Реформации, великого перелома в европейской культуре, который проявился прежде всего в расколе христианской церкви на католическую и протестантскую. Одним из самых трагических событий эпохи стала Варфоломеевская ночь – устроенная католиками в Париже накануне праздника святого Варфоломея 24 августа 1572 года массовая резня французских протестантов (гугенотов).

Начало Реформации (1517) сопровождалось усилением цензуры. В 1559 году цензура всех книг, выходивших в католических странах, была сосредоточена в руках папской инквизиции. В этом году Папой 4 (1476-1559) был издан первый печатный индекс запрещенных книг Index librorum prohibitorum.

Переломным моментом в становлении церковной цензуры был Тридентский собор, проходивший в Италии в 1545-1563 годах. Собором был одобрен так называемый Тридентский индекс, так называемый черный список запрещенных книг для будущих поколений священнослужителей и верующих. Чтение книг, включенных в списки, грозило отлучением от Церкви. Список пополнялся (в разные времена туда попадали Мильтон, Гейне, Гете).

Преследование свободы мысли привело к отрыву Италии от Европы. В итоге наблюдается сокращение книгоиздания и, соответственно, репертуара выходивших книг.

Выделяют 4 этапа эпохи Итальянского Возрождения:

- Проторенессанс - дученто (конец XIII - I половина XIV века),

- Раннее Возрождение –триченто и квантроченто (II половина XIV – начало XV века),

- Высокое Возрождение –чинквеченто (конец XV века первые три десятилетия XVI века),

 

- Позднее Возрождение –сейченто (середина и вторая половина XVI века)

XVI в.— последнее столетие в истории итальянского Ренессанса. Оно включает пору его ярчайшего расцвета, так называемое Высокое Возрождение (конец XV — 30-е годы XVI в.), время Позднего Возрождения (40 — 80-е годы) и период его постепенного угасани я в условиях ужесточившейся католической реакции и ожесточенных Итальянских войн( 1494-1559). Войны нанесли серьезный ущерб экономике страны, терявшей к тому же свои позиции на внешних рынках, что было связано с перемещением мировых торговых путей в результате великих географических открытий и турецких завоеваний в Восточном Средиземноморье. В итоге Италия к началу XVII в. оказалась намного позади таких передовых стран, как Англия и Голландия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: