Златоустовская оружейная фабрика
Открытие фабрики - 15 декабря 1815г. Фабрика должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота. С первых дней работы кроме строевого оружия изготавливали и украшали так называемое «жалованное оружие». В наградной системе России оружие занимало видное место. Наиболее почетным считалось награждение оружием с надписью: «За храбрость », так называемое «золотое оружие ». В 1819г. утверждено Положение по украшенному отделению: предписывали использовать гравировку, травление кислотой под кожу ящура(синий цвет) и золочение.
ЭФЕС - сочетание рукояти и гарды. ГАРДА –предохраняет кисть руки.
ЛЕЗВИЕ - острая сторона клинка. ОБУХ– незаострённая сторона клинка
Начало гравировальному промыслу в Златоусте было положено немецкими оружейниками из города Золинген.
Они привезли на Урал приёмы художественного убранства холодного оружия, сложившиеся в Зап. Европе в ХVII- XVIII веках. Первые мастера цеха позолоты и украшения клинков - Шафы Николай (отец) и Людвиг(сын). Они использовали технологию, которая позволяла передавать контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком, по которому иглой процарапывали рисунок, а затем производили травление кислотой и золочение.
По условиям контракта Шафы должны были обучить этому мастерству русских учеников. В конце 1817г. Шафы приняли группу учеников.
Русские «ученики» (Иван и Ефим Бушуевы, Петр, Максими Федор Тележниковы, Бояршинов Иван, Никита Поляков, Жуланов Петр, Булатов Сережа, Фёдор Стрижов) быстро освоили европейские технологические приёмы украшения оружия. Но они создали свою технологию: впервые кистью рисуя изображение лаком на металле. Рисунок после травления выступал рельефно, приобретал объём. Это позволило располагать на узкой плоскости стального клинка сценки - в арсенал украшений впервые введены сюжетные миниатюры - из русской истории.Златоустовские мастера клали золото на металл, и оно получало более яркий блеск, нежели у Шафов. Умело использовали и красоту металла: или гладко отполированную - «белую» плоскость клинка, или волнообразный узор булата. Так в Златоусте произошло слияние западноевропейской и русской традиций, искусство украшения клинков обогатилось новыми технологическими приемами и приобрело новые формы. Это привело к возникновению отличного от европейской школы «Златоустовского» стиля » декорирования оружия.
|
В нач. 1818 г.в Петербург отправили 1-ую партию оружия из 19 клинков, украшенных русскими мастерами без участия Шафов. Клинки получили высокую оценку, с 1818г. всё оружие украшалось Златоустовскими мастерами, а Шафы уехали в Петербург.
Основоположник Златоустовской школы
украшенного холодного оружия –
Иван Николаевич Бушуев
После отъезда Шафов он - ведущий художник Оружейной фабрики. На поверхности клинка мастер располагал многофигурные композиции, которые не уступали батальным полотнам живописцев того времени. На клинках Бушуева «оживали» баталии Отечественной войны 1812г. В своих работах он воспевал героизм русского солдата, гордость за Отечество. Мастер использовал античный декор, аллегории, изображал греческих богов и героев мифов, воплощая в этих образах славу и могущество России. Любимым античным мотивом И.Н.Бушуева стал крылатый конь Пегас - символ творчества. Этот символ использовал при создании герба Златоуста (В. П. Жариков).
|
Выбирая сюжеты, Бушуев не ограничивался военной тематикой. Для украшения парадной сабли(1824) он использовал ряд миниатюр. Они показывали этапы изготовления холодного оружия: от добычи руды до поднесения готовых образцов. Эту саблю подарили(1826)герцогу Веллингтону, английскому полководцу (находится в Лондоне в мемориальном музее Веллингтона).
Вершиной творчества И.Бушуева и мастеров первой пол. XIXв. стал комплект рыцарских доспехов (латы, шлем, меч, щит) -«Древнее вооружение » - для цесаревича(будущ. император Александр II). Работу вели в 1830-34гг. по эскизам Бушуева. Мастера разного профиля (полировщики, граверы скульптор, резчики кузнецы и др.) использовали при украшении доспехов разные техники: травление, синение, чернь, позолота, огранка и просечка. Доспехи хранили в Эрмитаже, а в 1928г. переданы в Златоуст. В Златоусте - памятник посвящён мастеру«Иванко-Крылатко »
Роль П.П. Аносова в развитии
Златоустовской гравюры
В 1817-47г. Аносов работал в Златоусте: смотритель Оружейной фабрики, её директор, управляющий Златоустовским горным округом. Поиск новых технологий украшения клинков. П.Аносов отправлял художников осваивать новые приёмы художественной обработки металла в Москву, Петербург, Тифлис: нанесение золотой насечки, искусство просечки (ажурные клинки - рис. справа), чеканка, наведение черни на серебро, технология получения сварочного булата. С сокращением заказов «жалованного оружия» стали украшать ножны и рукоятки (рис. слева вверху), а ранее весь декор располагали на клинках.
|
Использование текста. На клинкахв композицию вводили надписи. Они играли ведущую роль. Чёткая по содержанию надпись украшала оружие. Встречаются надписи-наставления: «Вот тебе, друг, меч булата, рази врага и супостата »; прославляющие воинов: «Слава нам — страх врагам»; посвящения «Лучшему фехтовальщику».
Продолжателем традиций после смерти И.Бушуева стал И.П.Бояршинов. При украшении он использовал растительный орнамент из лавра, листьев аканфа, сцены охоты и анималистические сюжеты (звери).
Производство бытовых вещей. В 1834 г. отделение украшенного оружия закрыли. П.Аносов предложил украшать бытовые вещи сценами охоты, пейзажами.
В ассортименте — гравированные подносы и зеркала; чеканные ларцы; столовые ножи и вилки с ручками из яшмы, орлеца, лазури и малахита; кубки и подсвечники, декорированные уральским поделочным камнем и т. п.
Аносов вывозит их на выставки, где они заинтересовали публику.
" Эти изделия и стальной поднос, изукрашенный богато золотой насечкой, возбудили в Англии всеобщее удивление ".