Основоположник Златоустовской школы




Златоустовская оружейная фабрика

Открытие фабрики - 15 декабря 1815г. Фабрика должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота. С первых дней работы кроме строевого оружия изготавливали и украшали так называемое «жалованное оружие». В наградной системе России оружие занимало видное место. Наиболее почетным считалось награждение оружием с надписью: «За храбрость », так называемое «золотое оружие ». В 1819г. утверждено Положение по украшенному отделению: предписывали использовать гравировку, травление кислотой под кожу ящура(синий цвет) и золочение.

ЭФЕС - сочетание рукояти и гарды. ГАРДА –предохраняет кисть руки.

ЛЕЗВИЕ - острая сторона клинка. ОБУХ– незаострённая сторона клинка

 

Начало гравировальному промыслу в Златоусте было положено немецкими оружейниками из города Золинген.

Они привезли на Урал приёмы художественного убранства холодного оружия, сложившиеся в Зап. Европе в ХVII- XVIII веках. Первые мастера цеха позолоты и украшения клинков - Шафы Николай (отец) и Людвиг(сын). Они использовали технологию, которая позволяла передавать контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком, по которому иглой процарапывали рисунок, а затем производили травление кислотой и золочение.

По условиям контракта Шафы должны были обучить этому мастерству русских учеников. В конце 1817г. Шафы приняли группу учеников.

Русские «ученики» (Иван и Ефим Бушуевы, Петр, Максими Федор Тележниковы, Бояршинов Иван, Никита Поляков, Жуланов Петр, Булатов Сережа, Фёдор Стрижов) быстро освоили европейские технологические приёмы украшения оружия. Но они создали свою технологию: впервые кистью рисуя изображение лаком на металле. Рисунок после травления выступал рельефно, приобретал объём. Это позволило располагать на узкой плоскости стального клинка сценки - в арсенал украшений впервые введены сюжетные миниатюры - из русской истории.Златоустовские мастера клали золото на металл, и оно получало более яркий блеск, нежели у Шафов. Умело использовали и красоту металла: или гладко отполированную - «белую» плоскость клинка, или волнообразный узор булата. Так в Златоусте произошло слияние западноевропейской и русской традиций, искусство украшения клинков обогатилось новыми технологическими приемами и приобрело новые формы. Это привело к возникновению отличного от европейской школы «Златоустовского» стиля » декорирования оружия.

В нач. 1818 г.в Петербург отправили 1-ую партию оружия из 19 клинков, украшенных русскими мастерами без участия Шафов. Клинки получили высокую оценку, с 1818г. всё оружие украшалось Златоустовскими мастерами, а Шафы уехали в Петербург.

Основоположник Златоустовской школы

украшенного холодного оружия –

Иван Николаевич Бушуев

После отъезда Шафов он - ведущий художник Оружейной фабрики. На поверхности клинка мастер располагал многофигурные композиции, которые не уступали батальным полотнам живописцев того времени. На клинках Бушуева «оживали» баталии Отечественной войны 1812г. В своих работах он воспевал героизм русского солдата, гордость за Отечество. Мастер использовал античный декор, аллегории, изображал греческих богов и героев мифов, воплощая в этих образах славу и могущество России. Любимым античным мотивом И.Н.Бушуева стал крылатый конь Пегас - символ творчества. Этот символ использовал при создании герба Златоуста (В. П. Жариков).

Выбирая сюжеты, Бушуев не ограничивался военной тематикой. Для украшения парадной сабли(1824) он использовал ряд миниатюр. Они показывали этапы изготовления холодного оружия: от добычи руды до поднесения готовых образцов. Эту саблю подарили(1826)герцогу Веллингтону, английскому полководцу (находится в Лондоне в мемориальном музее Веллингтона).

Вершиной творчества И.Бушуева и мастеров первой пол. XIXв. стал комплект рыцарских доспехов (латы, шлем, меч, щит) -«Древнее вооружение » - для цесаревича(будущ. император Александр II). Работу вели в 1830-34гг. по эскизам Бушуева. Мастера разного профиля (полировщики, граверы скульптор, резчики кузнецы и др.) использовали при украшении доспехов разные техники: травление, синение, чернь, позолота, огранка и просечка. Доспехи хранили в Эрмитаже, а в 1928г. переданы в Златоуст. В Златоусте - памятник посвящён мастеру«Иванко-Крылатко »

Роль П.П. Аносова в развитии

Златоустовской гравюры

В 1817-47г. Аносов работал в Златоусте: смотритель Оружейной фабрики, её директор, управляющий Златоустовским горным округом. Поиск новых технологий украшения клинков. П.Аносов отправлял художников осваивать новые приёмы художественной обработки металла в Москву, Петербург, Тифлис: нанесение золотой насечки, искусство просечки (ажурные клинки - рис. справа), чеканка, наведение черни на серебро, технология получения сварочного булата. С сокращением заказов «жалованного оружия» стали украшать ножны и рукоятки (рис. слева вверху), а ранее весь декор располагали на клинках.

Использование текста. На клинкахв композицию вводили надписи. Они играли ведущую роль. Чёткая по содержанию надпись украшала оружие. Встречаются надписи-наставления: «Вот тебе, друг, меч булата, рази врага и супостата »; прославляющие воинов: «Слава нам — страх врагам»; посвящения «Лучшему фехтовальщику».

Продолжателем традиций после смерти И.Бушуева стал И.П.Бояршинов. При украшении он использовал растительный орнамент из лавра, листьев аканфа, сцены охоты и анималистические сюжеты (звери).

Производство бытовых вещей. В 1834 г. отделение украшенного оружия закрыли. П.Аносов предложил украшать бытовые вещи сценами охоты, пейзажами.

В ассортименте — гравированные подносы и зеркала; чеканные ларцы; столовые ножи и вилки с ручками из яшмы, орлеца, лазури и малахита; кубки и подсвечники, декорированные уральским поделочным камнем и т. п.

 

Аносов вывозит их на выставки, где они заинтересовали публику.

" Эти изделия и стальной поднос, изукрашенный богато золотой насечкой, возбудили в Англии всеобщее удивление ".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: