Основные этапы развития социальной экологии





Содержание

 

 

1. Введение……………………………………………………….. 3-4

 

2. Этапы развития социальной экологии……………………….. 5-9

 

3. Заключение……………………………………………………. 9

 

4. Список литературы……………………………………………. 10

 

 

Введение

 

 

Возникновение и последующее развитие социальной экологии явилось естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин (таких как социология, экономика, политология, психология и др.) к проблеме взаимодействия человека и окружающей среды. Отсюда становится понятным, почему сам термин «социальная экология» появился благодаря не биологам-экологам, а социальным психологам – американским исследователям Р. Парку и Е. Берджесу. Они впервые употребили этот термин в 1921 г. в своей работе по теории поведения населения в городской среде. Используя понятие «социальная экология», они хотели подчеркнуть, что в данном контексте речь идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики. Таким образом, в Америке первоначально социальная экология была скорее социологией города или урбосоциологией.

В нашей стране под «социальной экологией» изначально понимали иную область знания, которая призвана заниматься решением проблемы гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. А это возможно лишь тогда, когда основой социально-экономического развития общества станет рациональное природопользование.

Первоначально научные принципы рационального природопользования пытались разрабатывать многие существующие науки – биология, география, медицина, экономика. В последнее время этими вопросами все шире стала заниматься экология. Медико-биологические и медико-демографические аспекты взаимоотношений общества и природы рассматривались в медицинской географии, гигиене окружающей среды и позднее в новой области экологии – экологии человека. В целом же возникло очень много новых разделов в традиционных науках. Например, охраной и рациональным использованием геологической среды стала заниматься инженерная геология. В юриспруденции стало оформляться социоэкологическое право. В экономической науке возник такой раздел, как экономика природопользования.

Представители различных научных дисциплин начинали утверждать, что проблема рационального природопользования – это только их вотчина. Но получалось так, что каждая наука при изучении проблемы рационального природопользования акцентировала внимание на тех моментах, которые ей ближе. Химиков, например, не волновало изучение проблемы с социальной или экономической точек зрения и наоборот.

Стало очевидным, что изолированное изучение всех аспектов данной проблемы – медицинских, биологических, социальных, экономических и др., не позволяет создать общую теорию сбалансированного взаимодействия общества и природы и эффективно решать практические задачи рационального природопользования. Для этого нужна была новая междисциплинарная наука.

Такая наука стала формироваться почти одновременно во многих странах мира. В нашей стране для ее обозначения использовали разные названия – натурсоциология, созология, энвайронментология, прикладная экология, глобальная экология, социально-экономическая экология, современная экология, большая экология и т.д. Однако эти термины не получили достаточно широкого распространения.

В 1970–80-х годах вышли в свет обобщающие монографии видных отечественных ученых:

Гирусов Э.В. Система «общество – природа» (проблемы социальной экологии). М., 1976. 168 с.

Комаров В.Д. Научно-техническая революция и социальная экология. Л.: 1977. 103 с.

Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск: 1986. 174 с.

В 1986 г. состоялась Первая Всесоюзная конференция «Проблемы социальной экологии». Все это способствовало тому, что за новой наукой в нашей стране стало закрепляться название «социальная экология».

Основные этапы развития социальной экологии

 

 

Социальная экология была официально признана на государственном уровне в первой четверти ХХ века. В 1922 г. Х. Берроуз обратился к американской ассоциации географов с президентским адресом, который назывался «География как экология человека». Основная мысль этого обращения: приблизить экологию к человеку. Всемирную известность получила чикагская школа экологии человека: изучение взаимных отношений человека как целостного организма с его целостным окружением. Вот тогда-то экология и социология впервые пришли в тесное взаимодействие. Экологические методики стали применяться для анализа социальной системы.

Всемирное признание социальной экологии как самостоятельной науки относят к 60-м годам ХХ столетия. Одно из самых ярких событий тех лет – публикация в 1962 г. книги Р. Карсон «Безмолвная весна» об экологических последствиях применения пестицида ДДТ. Швейцарский химик Мюллер синтезировал ДДТ и в 1947 г. получил за это Нобелевскую премию. Позднее выяснилось, что ДДТ накапливается в живых тканях и губительно действует на все живое, включая человеческий организм. Благодаря воздушному и водному переносу, это вещество распространилось по всей планете и обнаружено даже в печени пингвинов Антарктиды.

Как и любая другая научная дисциплина, социальная экология развивалась постепенно. Можно выделить три основных этапа развития данной науки.

Начальный этап – эмпирический, связанный с накоплением разнообразных данных об отрицательных экологических последствиях научно-технической революции. Результатом данного направления экологических исследований стало образование сети глобального экологического мониторинга всех компонентов биосферы.

Второй этап – «модельный». В 1972 г. вышла в свет книга Д. Медоуза и др. «Пределы роста». Она имела огромный успех. Впервые данные о разных сторонах человеческой деятельности были включены в математическую модель и исследованы с помощью ЭВМ. Впервые на глобальном уровне была исследована сложная динамическая модель взаимодействия общества и природы.

Критика «Пределов роста» была всесторонней и обстоятельной. Результаты критики можно свести к двум положениям:

1) моделирование на ЭВМ социально-экономических систем на глобальном и региональном уровнях перспективно;

2) «модели мира» Медоуза еще далеко не адекватны реальности.

Особый успех книги «Пределы роста» определяется как футурологической направленностью ее и сенсационными выводами, так и тем обстоятельством, что впервые материал, касающийся самых различных сторон человеческой деятельности, был собран в формальную модель и изучен с помощью ЭВМ. В «моделях мира» пять главных тенденций мирового развития – быстрый рост населения, ускоренные темпы промышленного роста, широкое распространение зоны недостаточного питания, истощение невосполнимых ресурсов и загрязнение окружающей среды – рассматривались во взаимосвязи друг с другом.

Началом третьего – глобально-политического – этапа социальной экологии считается 1992 год, когда состоялась Международная конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, на которой было принято историческое решение об изменении курса развития всего мирового сообщества. Такое беспрецедентное решение глав правительств и лидеров 179 стран, собравшихся на ЮНСЕД, было обусловлено стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуацией и прогнозируемой на основе анализа ее динамики глобальной катастрофой, которая может разразиться уже в XXI в. и привести к гибели всего живого на планете.

 

Среди проблем экологического характера, которые, согласно изданному Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) докладу “Глобальная экологическая перспектива - 2000” (ГЕО-2000), окажутся основными в XXI в., названы изменение климата в результате выброса парниковых газов, недостаток пресной воды и ее загрязнение, исчезновение лесов и опустынивание, сокращение биоразнообразия, рост численности населения (и его перемещение), необходимость удаления отходов, загрязнение воздуха, деградация почв и экосистем, химическое загрязнение, истощение озонового слоя, урбанизация, истощение природных ресурсов, нарушение биогеохимических циклов, распространение заболеваний (включая появление новых) и т.д. Почти каждая из этих экологических проблем может, если будет продолжаться стихийное развитие цивилизации, привести к гибели человечества и биосферы. ЮНСЕД продемонстрировала осознание пагубности традиционного пути развития, который был охарактеризован как неустойчивое развитие, чреватое кризисами, катастрофами, омницидом (гибелью всего живого). Переход на новую модель (стратегию) развития, получившую название модели устойчивого развития, представляется естественной реакцией мирового сообщества, стремящегося к своему выживанию и дальнейшему развитию.

Человечество столкнулось со все обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушаясь. В результате социально-экономическое развитие приняло характер ускоренного движения к глобальной экокатастрофе, при этом ставится под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей, но и сама возможность их существования. Возникла идея разрешить это противоречие на пути перехода к такому цивилизационному развитию, которое не разрушает своей природной основы, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, т.е. управляемого и устойчивого, развития.

Рассмотрим дефиниции предмета социальной экологии. Изучая исторический процесс становления социальной экологии, следует учесть и различные смысловые окраски (дефиниции) термина "социальная экология", появившиеся в разные периоды ее развития, что дает возможность составить правильное объективное представление о науке.

Э. В. Гирусов (1981) считает, что законы, составляющие предмет изучения социальной экологии, нельзя определить только как природные или общественные, поскольку это законы взаимодействия общества и природы, что и позволяет применить к ним новое понятие "социально-экологические законы". Основой социально-экологического закона, по мнению Э. В. Гирусова, является оптимальное соответствие характера общественного развития и состояние природной среды.

С. Н. Соломина (1982) указывает на то, что предметом социальной экологии является изучение глобальных проблем общего развития человечества, как то: проблемы энергетических ресурсов, защита окружающей среды, проблемы ликвидации массового голода и опасных болезней, освоение богатства океана.

Н. М. Мамедов (1983) отмечает, что социальная экология изучает взаимодействие общества и природной среды.

Ю. Ф. Марков (1987), прослеживая связь социальной экологии с учением о ноосфере В. И. Вернадского, дает следующее определение социальной экологии: объектом социальной экологии выступает система социоприродных отношений, формирующаяся и функционирующая в результате сознательной, целенаправленной деятельности' людей.

А. С. Мамзин и В. В. Смирнов (1988) отмечают, что "предметом социальной экологии является не природа и не общество сами по себе, а система "общество--природа-- человек" как единое развивающееся целое".

Н. У. Тихонович (1990) выделяет глобальную экологию, социальную экологию и экологию человека, "Глобальная экология", по его мнению, "включает в область своих исследований биосферу в целом... антропогенные изменения и ее эволюцию".

 

Заключение

Следовательно, можно сделать вывод, что социальная экология возникает тогда, когда экологические проблемы начинают изучаться с социальной точки зрения и когда становится очевидно, что они являются результатом рассогласования человеческой, природной и промышленной систем, т. е. рассогласования биосферы, техносферы и социосферы.

Таким образом, центральным понятием в социальной экологии является система "общество--природа--человек", или "социоэкосистема". Это понятие предполагает перенесение на общество законов соотношения части и целого. Разумеется, что целым по отношению к обществу будет биосфера.

Список литературы

1. Горелов А. А. Социальная экология : учеб. пособие /

А. А. Горелов. М.: МПСИ: ФЛИНТА, 2004.

2. Малофеев В. И. Социальная экология. М.: Издательско-книго­торговый центр «Мониторинг», 2009. 260 с.

3. Ситаров В. А. Социальная экология. М.: Академия, 2000. 280 с.





Читайте также:
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.022 с.