Лекция № 1
Объект, предмет, задачи психологической науки
Объект - далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект - это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.
Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.
Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.
Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Задачи психологии
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).
Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.
При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:
1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).
|
2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.
Генезис психологических знаний
Этапы развития психологии
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.
|
III этап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
Вместе с тем многие “традиционные” психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.
IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Система психологических наук
Основные разделы психологии
При непосредственном участии таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир.
Поэтому раздел психологии, изучающий эти явления, называется психологией познавательных процессов.
Другие психологические явления определяют возможность самореализации человека и специфику его отношений к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия, т.е. непосредственно управляют поступками человека. Их именуют психологическими свойствами и состояниями личности, относя к ним склонности и способности, характер, потребности и мотивы, волю, чувства, эмоции и др. Соответствующий раздел науки о душевных явлениях называют психологией личности.
Человек повседневно общается с другими людьми, без чего невозможно его интеллектуальное и нравственное развитие, профессиональная деятельность. В ходе такого общения складываются межличностные отношения между людьми - деловые, личные, наконец интимные. Психологические аспекты данных явлений, включенность в них душевных состояний и процессов изучает психология человеческого общения.
Изучение психологии начинается с усвоения общих понятий, характеризующих психику людей независимо от того, кто они, какой у них возраст и какой деятельностью они занимаются. В силу такой универсальности эти знания объединяются под названием общая психология.
Общую психологию дополняют специальные и прикладные отрасли психологии.
Психология сотрудничает с целым рядом других наук. Следствием этого сотрудничества являются специальные отрасли психологии.
Биология. Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи великого естествоиспытателя Ч.Дарвина. Они позволили выяснить роль психики (как способности отражать определенную действительность и на этой основе ориентироваться в ней) в приспособлении животных к изменяющимся условиям обитания. Знания принципов приспособления дает понимание особенностей поведения животных и сложных форм психической деятельности человека.
На стыке биологии и психологии родилась новая отрасль психологии - сравнительная психология, сравнивающая психическую деятельность животных и человека.
Сравнительная психология, в свою очередь, включает в себя такие отрасли как
1) зоопсихология, изучающая особенности поведения животных, которые зависят от их анатомического строения и условий существования. Она описывает, как меняются формы поведения животных в зависимости от требований среды. Классические объекты зоопсихологии: пауки, муравьи, пчелы, птицы, собаки, лошади, обезьяны, китообразные (дельфины).
2) Этология - наука о врожденных механизмах поведения животных.
3) Экология - наука о влиянии внешней среды обитания на формы поведения.
Второй наукой, с которой психология сохраняет тесную связь, является физиология и, в частности, тот ее раздел, который называется «физиология высшей нервной деятельности».
Физиология занимается механизмами тех или иных функций организма, а физиология высшей нервной деятельности - механизмами высшей нервной деятельности, «уравновешивающими» организм со средой.
Физиологическая психология или психофизиология изучает физиологические механизмы психологических процессов. Психофизиологи разработали учение об ощущениях, измерении чувствительности, учение об основных законах памяти и внимания, учение о психофизиологических механизмах движений.
Развитие психологии тесно связано с наблюдениями психологов-клиницистов. Клинико-психологические исследования нарушений психики при поражении некоторых участков коры мозга дали рождение науке нейропсихологии. Задачей этой отрасли психологии является изучение той роли, которую играют отдельные отделы нервной системы в построении психических процессов. Легко видеть, что роль подкорковых образований и древней коры совершенно иная, чем роль новой коры больших полушарий. Роль отдельных зон мозговой коры в организации сложных психических процессов неодинакова. Методы нейропсихологии: раздражение или разрушение отдельных участков коры головного мозга или снятие «вызванных потенциалов».
Еще одной отраслью медицинской психологии является патопсихология. Если мы хотим узнать как и почему работают часы, то мы можем их открыть и попытаться разобраться в их механизме. Психику так не разберешь. Нельзя отделить один психический процесс от другого, но иногда природа сама ставит такой эксперимент. Это психические заболевания у людей. Механизм психической деятельности как бы разваливается, из него выпадает то один винтик или колесико, то другой.
Так, например, при амнезии (выпадении памяти) можно наблюдать искажение поведения, позволяющее судить о том, какую роль память играет в психической деятельности, что связано с ней. Психические заболевания дают очень большой материал для психологии. Изучением нарушений психики и занимается патопсихология.
Биология, физиология, нейрофизиология, клинические наблюдения обеспечивают психологию важной информацией для того, чтобы она успешно могла раскрывать свой предмет.
Вторая область, из которой психология может черпать знания о психических явлениях, процессах и свойствах - это наблюдение над тем, как они складываются, формируются. Это возможно тогда, когда мы изучаем развитие ребенка. Ребенок рождается как биологическое существо, животное - ни мышления, ни речи, ни даже адекватного восприятия мира у него еще нет. Все это формируется на наших глазах. Область психологии, изучающая формирование психической деятельности у ребенка и вообще у человека называется возрастной психологией (генетической психологией, генезис - происхождение). Возрастная психология распадается на:
1) Детскую
2) Психологию подростка
3) Психологию юности
4) Психологию взрослого человека
5) Геронтопсихологию
Рядом с возрастной психологией можно поставить дифференциальную психологию или психологию индивидуальных различий. Люди обладают не только общими психологическими чертами, но и обнаруживают индивидуальные различия в свойствах нервной системы в эмоциональной сфере, в познавательных процессах и одаренности.
Изучение индивидуальных различий дает возможность описания типов поведения и психической деятельности людей.
Вслед за дифференциальной психологией можно назвать психологию аномального развития (специальная психология):
1) олигофренопсихология (изучает детей с врожденными дефектами мозга);
2) сурдопсихология (изучает детей с дефектами слуха);
3) тифлопсихология (изучает детей с дефектами зрения).
Развитие и содержание человеческой психики в огромной степени определяется обществом. Для изучения и понимания психики очень важно изучение влияния общественных условий и отношений на психику. Эта область психологии называется социальной психологией. Здесь можно проследить связь психологии с общественными науками: социологией, историей, философией.
В структуру социальной психологии в настоящее время входит три круга проблем:
1) Социальные психологические явления в больших группах (макросреде). Это проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.), эффект средств массовой коммуникации, закономерности распространения моды, слухов, обрядов, предубеждений, общественные настроения, психология классов, наций, психология религии. Сюда можно отнести этнопсихологию.
2) Социальные психологические явления в так называемых малых группах (микросреде). Это проблемы психологической совместимости, групповой атмосферы, межличностных отношений, групповой дифференциации, в том числе лидерства.
3) Социально-психологические проявления личности: направленность, самооценка, самочувствие, устойчивость, внушаемость и т.д.
|